Кому интересно расписала полный урок по ниже изложенной методике. Выкладываю для примера тем, кто проводит занятия с детьми дома.
Методика изучения новых объектов, ранее неизвестных ребенку (по методике Шевченко С.Г.).
Изучение проводится в следующей последовательности:
1. Обучение узнаванию нового предмета, сличая его с образцом, натурным или картинкой.
2. Узнавание ребенком предмета по словесному описанию.
3. Дети учатся составлять описание изучаемого объекта.
Анализ нового объекта:
1. Сначала задаются вопросы, позволяющие охарактеризовать предмет в целом.
2. Выделение основных частей предмета (например, ствол, ветви дерева).
3. Рассказ об их свойствах.
4. Выделение более мелких частей (например, листья, плоды), их характеристика.
5. Повторная оценка ребенком с помощью педагога целого предмета (обобщение).
Пример урока. Новый объект — яблоко.
Цель урока:
— Изучение нового объекта — фрукт яблоко, его свойства, характеристики.
— Обучение составлению анализа объекта, составлению рассказов по проведенному анализу.
1. Показать ребенку картинку и натурное яблоко.
Вопросы:
— какое яблоко по цвету? (красное, зеленое, желтое, красно-желтое и т.д.) — показать разные яблоки на картинках.
— Какое яблоко по форме? (круглое).
— Какое яблоко на вкус? (сладкое, вкусное, сочное). Дать попробовать ребенку на вкус.
— Как пахнет яблоко? дать понюхать. (вкусно, ароматно, приятно).
— Где растет яблоко? (Яблоко растет на дереве. Это дерево называется яблоня).
— Как растет яблоко на дереве? (Яблоко растет по-одному на черенке).
2. Основные части предмета — плод (его кушают) и черенок (на черенке яблоко висит на ветке дерева).
3. Свойства: плод — сладкий, мягкий/твердый, вкусный, сочный. Черенок — твердый, как веточка дерева.
4. Мелкие части.
яблоко разрезать пополам и дать исследовать ребенку.
— кожура (срезать часть, дать потрогать, попробовать на вкус)
— семечки
— мякоть
Вопросы:
— Для чего нужна кожура? (Она защищает плод от внешнего повреждения)
— Для чего используется человеком мякоть? (мы ее едим)
— Какая мякоть на вкус? (Мягкая, рыхлая, сочная, вкусная)
— Для чего нужны семечки? (Если семечко посадить в землю и ухаживать за ним, то есть поливать его регулярно, то из него потом вырастет яблоня, а на ней яблоки)
— Едим ли мы семечки яблок? (нет, мы не едим семечки, потому что они жесткие и невкусные).
5. Далее совместно с ребенком составить общий рассказ.
Вот яблоко. Это фрукт. Яблоки бывают красные, желтые, зеленые, красно-желтые и т.д. Яблоко по форме напоминает круг. Он круглое, сладкое, вкусное, сочное. Яблоко пахнет ароматно, приятно, вкусно. Яблоко растет на дереве, которое называется яблоня. Яблоко крепится к ветке дерева яблони за черенок.
Основные части яблока — плод и черенок. Плод мы употребляем в пищу. Он сладкий, вкусный, прочный, сочный. А черенок твердый, как ветка дерева.
Если разрезать яблоко пополам ножом, то можно увидеть кожуру, мякоть и семечки. Кожура защищает яблоко от повреждений. Мякоть мы едим. Она на вкус мягкая, рыхлая, сочная, вкусная.
Если посадить в землю семечки и поливать их, то потом вырастет дерево яблоня. А на ее ветках созреют яблоки.
Семечки яблок мы не едим, потому что они жесткие и невкусные.
В конце ребенок должен ответить на вопрос: «Что мы готовим из яблок?»
(Яблоки мы употребляем в пищу в сыром виде. А также из яблок мы варим компот и варенье.)
Шевченко С.Г. пишет, чтобы педагоги намеренно проговаривали с детьми сложные конструкции предложений, чтобы те учились правильно и грамотно составлять разнообразные рассказы.
Особенно это важно при работе с детьми с ЗПР, так как последние стремятся говорить самыми простыми предложениями. К школе они же должны освоить сложную речь. Кроме того при работе с детьми с ЗПР важно, чтобы ребенок на занятии был увлечен исследованием, поэтому необходимо тщательно продумывать урок в плане задаваемых вопросов, а также наглядного материала. Иначе ребенок начнет быстро терять внимание и интерес к происходящему.
По примеру можно провести исследование других фруктов, овощей, предметов других категорий. Для детей с ЗПР подобные наблюдения и анализ позволяет лучше запомнить материал, обогатить их словарный запас и речь.
это на какой возраст, интересно? моя точно столько информации за один раз не воспримет. но мы еще и не говорим толком.
и сколько раз надо этот урок повторять, чтобы в памяти отложилось?
это методика для деток с ЗПР? просто я так и с обычным ребенком новые предметы изучаю. мне казалось для особенных как то попроще должно быть, разбито на блоки что-ли. могу ошибаться конечно. но мы с Симой очень долго одно и то же повторяем, прежде чем она сама сможет это сделать без моей подсказки. и не такие большие объемы сразу, скажем, для начала достаточно знать, что яблоко это фрукт :)))) потом, что яблоко красное и вкусное. потом, на чем яблоко растет, ну и т.д.
до этого возраста упростить можно.
методика расписана до самого примера. пример я расписала сама под возраст 5-6 лет.
но Шевченко делает упор в описании методики, что не нужно слишком-то стремиться к упрощению речи при занятиях с ЗПР. так как они итак все стремятся упрощать. Если постоянно еще и самим упрощать речь намеренно, то они же не будут слышать правильный пример, тогда как же они заговорят?
Она говорит, что лучше сделать упор на большую заинтересованность ребенка и понимание целей и задач урока.
Собственно грамотная красивая речь — сама цель в итоге.
сам урок надо проводить с разными объектами. не надо зубрежкой брать. когда-то ведь щелкнет в мозгу.
ясно, спасибо!
надо будет попробовать, но мне кажется для нас тоже сложновато, про черешок и яблоню точно не запомнит
спасибо за такие статьи)в свои 30 лет узнала, что яблоко висит на черенке😀
😉
А если ребенок не говорит, то получается не подходит методика или можно просто самой это все проговаривать?
понятно. Мы рассказы по картинкам составляем. А тут другой подход, надо попробывать
это методика для детей с ЗПР. у них у всех речевые нарушения.