Методика изучения новых объектов, ранее неизвестных ребенку (по методике Шевченко С.Г.). Пример занятия

Кому интересно расписала полный урок по ниже изложенной методике. Выкладываю для примера тем, кто проводит занятия с детьми дома.

Методика изучения новых объектов, ранее неизвестных ребенку (по методике Шевченко С.Г.).

Изучение проводится в следующей последовательности:

1. Обучение узнаванию нового предмета, сличая его с образцом, натурным или картинкой.

2. Узнавание ребенком предмета по словесному описанию.

3. Дети учатся составлять описание изучаемого объекта.

Анализ нового объекта:

1. Сначала задаются вопросы, позволяющие охарактеризовать предмет в целом.

2. Выделение основных частей предмета (например, ствол, ветви дерева).

3. Рассказ об их свойствах.

4. Выделение более мелких частей (например, листья, плоды), их характеристика.

5. Повторная оценка ребенком с помощью педагога целого предмета (обобщение).

Пример урока. Новый объект — яблоко.

Цель урока:

— Изучение нового объекта — фрукт яблоко, его свойства, характеристики.

— Обучение составлению анализа объекта, составлению рассказов по проведенному анализу.

1. Показать ребенку картинку и натурное яблоко.

Вопросы:

— какое яблоко по цвету? (красное, зеленое, желтое, красно-желтое и т.д.) — показать разные яблоки на картинках.

— Какое яблоко по форме? (круглое).

— Какое яблоко на вкус? (сладкое, вкусное, сочное). Дать попробовать ребенку на вкус.

— Как пахнет яблоко? дать понюхать. (вкусно, ароматно, приятно).

— Где растет яблоко? (Яблоко растет на дереве. Это дерево называется яблоня).

— Как растет яблоко на дереве? (Яблоко растет по-одному на черенке).

2. Основные части предмета — плод (его кушают) и черенок (на черенке яблоко висит на ветке дерева).

3. Свойства: плод — сладкий, мягкий/твердый, вкусный, сочный. Черенок — твердый, как веточка дерева.

4. Мелкие части.

яблоко разрезать пополам и дать исследовать ребенку.

— кожура (срезать часть, дать потрогать, попробовать на вкус)

— семечки

— мякоть

Вопросы:

— Для чего нужна кожура? (Она защищает плод от внешнего повреждения)

— Для чего используется человеком мякоть? (мы ее едим)

— Какая мякоть на вкус? (Мягкая, рыхлая, сочная, вкусная)

— Для чего нужны семечки? (Если семечко посадить в землю и ухаживать за ним, то есть поливать его регулярно, то из него потом вырастет яблоня, а на ней яблоки)

— Едим ли мы семечки яблок? (нет, мы не едим семечки, потому что они жесткие и невкусные).

5. Далее совместно с ребенком составить общий рассказ.

Вот яблоко. Это фрукт. Яблоки бывают красные, желтые, зеленые, красно-желтые и т.д. Яблоко по форме напоминает круг. Он круглое, сладкое, вкусное, сочное. Яблоко пахнет ароматно, приятно, вкусно. Яблоко растет на дереве, которое называется яблоня. Яблоко крепится к ветке дерева яблони за черенок.

Основные части яблока — плод и черенок. Плод мы употребляем в пищу. Он сладкий, вкусный, прочный, сочный. А черенок твердый, как ветка дерева.

Если разрезать яблоко пополам ножом, то можно увидеть кожуру, мякоть и семечки. Кожура защищает яблоко от повреждений. Мякоть мы едим. Она на вкус мягкая, рыхлая, сочная, вкусная.

Если посадить в землю семечки и поливать их, то потом вырастет дерево яблоня. А на ее ветках созреют яблоки.

Семечки яблок мы не едим, потому что они жесткие и невкусные.

В конце ребенок должен ответить на вопрос: «Что мы готовим из яблок?»

(Яблоки мы употребляем в пищу в сыром виде. А также из яблок мы варим компот и варенье.)

Шевченко С.Г. пишет, чтобы педагоги намеренно проговаривали с детьми сложные конструкции предложений, чтобы те учились правильно и грамотно составлять разнообразные рассказы.

Особенно это важно при работе с детьми с ЗПР, так как последние стремятся говорить самыми простыми предложениями. К школе они же должны освоить сложную речь. Кроме того при работе с детьми с ЗПР важно, чтобы ребенок на занятии был увлечен исследованием, поэтому необходимо тщательно продумывать урок в плане задаваемых вопросов, а также наглядного материала. Иначе ребенок начнет быстро терять внимание и интерес к происходящему.

По примеру можно провести исследование других фруктов, овощей, предметов других категорий. Для детей с ЗПР подобные наблюдения и анализ позволяет лучше запомнить материал, обогатить их словарный запас и речь.


Анна
Анна
Михаил
10 лет
Александра
6 лет
Йошкар-Ола
217746
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Partyzanka
Partyzanka
Серафима
10 лет
Москва

это на какой возраст, интересно? моя точно столько информации за один раз не воспримет. но мы еще и не говорим толком.

и сколько раз надо этот урок повторять, чтобы в памяти отложилось?

это методика для деток с ЗПР? просто я так и с обычным ребенком новые предметы изучаю. мне казалось для особенных как то попроще должно быть, разбито на блоки что-ли. могу ошибаться конечно. но мы с Симой очень долго одно и то же повторяем, прежде чем она сама сможет это сделать без моей подсказки. и не такие большие объемы сразу, скажем, для начала достаточно знать, что яблоко это фрукт :)))) потом, что яблоко красное и вкусное. потом, на чем яблоко растет, ну и т.д.

Пожаловаться
Анна
Анна
Михаил
10 лет
Александра
6 лет
Йошкар-Ола
я так поняла, что составление таких рассказов от 5 лет.

до этого возраста упростить можно.

методика расписана до самого примера. пример я расписала сама под возраст 5-6 лет.

но Шевченко делает упор в описании методики, что не нужно слишком-то стремиться к упрощению речи при занятиях с ЗПР. так как они итак все стремятся упрощать. Если постоянно еще и самим упрощать речь намеренно, то они же не будут слышать правильный пример, тогда как же они заговорят?

Она говорит, что лучше сделать упор на большую заинтересованность ребенка и понимание целей и задач урока.

Собственно грамотная красивая речь — сама цель в итоге.

сам урок надо проводить с разными объектами. не надо зубрежкой брать. когда-то ведь щелкнет в мозгу.

Пожаловаться
Partyzanka
Partyzanka
Серафима
10 лет
Москва
Анна 

ясно, спасибо!

Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Вячеслав
9 лет
Владислав
9 лет

надо будет попробовать, но мне кажется для нас тоже сложновато, про черешок и яблоню точно не запомнит

Пожаловаться
Анна
Анна
Михаил
10 лет
Александра
6 лет
Йошкар-Ола
Насть, а если не говорить про черенок и яблоню, никогда об этом не узнает
Пожаловаться
Яна
Яна
малыш
12 лет
Анна 

спасибо за такие статьи)в свои 30 лет узнала, что яблоко висит на черенке😀

Пожаловаться
Анна
Анна
Михаил
10 лет
Александра
6 лет
Йошкар-Ола
Яна 
ну, этот я просто биолог.
Пожаловаться
Яна
Яна
малыш
12 лет
Анна 

😉

Пожаловаться
Анна
Анна
Омутнинск
Анна 

А если ребенок не говорит, то получается не подходит методика или можно просто самой это все проговаривать?

Пожаловаться
Анна
Анна
Михаил
10 лет
Александра
6 лет
Йошкар-Ола
Анна 
я думаю, нужно самой проговаривать. потом прострельнет.
Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Вячеслав
9 лет
Владислав
9 лет
Анна 
Чтоб она запомнила про черенок и яблоню нужно только по них и сказать без всякой дополнительной информации
Пожаловаться
Анна
Анна
Михаил
10 лет
Александра
6 лет
Йошкар-Ола
Анастасия 
Насть, суть не в том, чтобы она запомнила непосредственно на занятии про черенок и яблоню. запомнит со временем. суть в обучении составлению грамотных рассказов, обогащении словарного запаса и обучение построению сложных предложений.
Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Вячеслав
9 лет
Владислав
9 лет
Анна 

понятно. Мы рассказы по картинкам составляем. А тут другой подход, надо попробывать

Пожаловаться
Надежда
Надежда
Кирилл
11 лет
Щелково
Не для нас((( слишком сложно пока((( мы осваиваем сказки по картинкам, долго и упорно, долго и упорно
Пожаловаться
Анна
Анна
Михаил
10 лет
Александра
6 лет
Йошкар-Ола
Надь, как раз для вас. Планку надо повышать. ребенок слушает и учится. пусть пока ты основную часть проговариваешь. и потом можно и упростить.

это методика для детей с ЗПР. у них у всех речевые нарушения.

Пожаловаться
Надежда
Надежда
Кирилл
11 лет
Щелково
Анна 
Он повторит за мной, но это будет механика((( я давлю как раз на другое))) чем то похожа на иванцову
Пожаловаться
Анна
Анна
Михаил
10 лет
Александра
6 лет
Йошкар-Ола
Надежда 
на вопросы все-равно ответит. они все простые. то, что ты ему проговариваешь, откладывается, рано или поздно выдаст. а если не говорить, ничего и не будет.