Мне эту программу составили после посещения дефектолога педагога, в Институте Рошаля. Моей малютке был поставлен диагноз ЗПРР, и разработаны рекомендации. Подробнее почитайте в моем журнале, если интересно.
Программа рассчитана на 6 месяцев непрерывной работы с малышом. После прохождения, она корректируется дефектологом, если нужно.
Буду выкладывать кусками, потому что перепечатывать времени не много, но очень хочется поделиться. Я была бы рада найти подобные четкие рекомендации, в свое время, но не нашла.
Подчеркну, что программа была разработана индивидуально. я не призываю всех так заниматься, или еще что. Просто делюсь опытом, в надежде, что кому-то поможет.
УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
1. Выполнение четкого режима дня. Для моего ребенка, у которого есть явная задержка в развитии, характерны такие признаки как неумение и нежелание концентрироваться и доводить все до конца. Успех занятий максимально вероятен, если следовать режиму. Моя дочь с самого рождения живет по режиму. Нам обеим так проще. Так что я легко нашла место для занятий 2 раза в день. Утром после завтрака, и вечером после полдника.
2. Регулярность. Проводить каждый день от 5-10 минут. Заканчивать занятие когда малыш еще заинтересован в игре. Как только видите, что он с удовольствием в третий раз с вашей помощью все доделал, убирайте. Да, будут крики и протесты через какое-то время. Отвлекать, отвлекать, отвлекать. То есть убираем заветную коробку с глаз долой и все, занятие окончено. Так будет ежедневно подогреваться интерес. Через пару недель, дочка, завидев как я снимаю коробку со шкафа, неслась ко мне с улыбкой, поворачивалась и садилась в позу, в которой мы обычно проводим занятия.
3. Создать предметно-игровую среду. Примерный набор игрушек и пособий. Погремушки с рукояткой, шары с прорезями, мячики различного материала (жесткие, мягкие, колючие, резиновые, и пр), Прозрачные бутылочки, в которых находится горох, фасоль. Музыкальные инструменты (колокольчик, бубен, маракасы, металлофон, свирель), пирамидки, шарики воздушные, кубики, мяч большой, машинки, тележки для катания, неваляшки, шары на шнурах и др.
Я взяла картонную коробку, положила в нее сортер, пирамидку с 5 кольцами (больше НЕ НУЖНО), пластиковые формочки по размеру и доску с животными.
Так как лично для моей малышки очень характерно переключение внимания мгновенное и неусидчивость, то занятия мы строили таким образом. Я садилась позади нее и управляла ее руками.
Самое главное правило — доделывать все до конца! Пусть ребенок протестует, пусть орет, пусть ему не нравится. Но, если начали разбирать пирамидку, разбираете до конца и собираете. Если начали строить башню, то строите ее и разбираете. Держите малыша, управляя его руками, заставляете смотреть и учиться. Для отстающих малышей, к сожалению, это единственный выход. Через силу, на третье занятие, дочь сама с интересом все доделывала до конца. Как только начинала быть недовольной, я быстро ее руками доделывала упражнение и убирала коробку. Недовольна она была зачастую по одной причине. Она хотела забрать колечки от пирамидки, сесть в угол и грызть их. Но эти игрушки только для занятий. В обычное время, они лежат далеко в коробке и ребенку не выдаются.
4. Проводить массаж рук. 1-2 раза в день, на эмоциональном и вербальном общении взрослого и ребенка.
Упражнения для массажа рук
1. Поглаживание взрослым обеих поверхностей рук (внутреннюю и наружную) до локтя по направлению от периферии к центру 6-8 раз, отдельно по каждой руке.
2. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка, одновременно (за исключением большого пальца) — от 4 до 10 раз на каждой руке отдельно.
3. Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца(сорока ворона, помните?), 2-4 раза по каждой ладони рисуем, мотаем клубочек.
4. Точечные нажатия большим пальцем и указательными пальцами взрослого на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой — все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза (мы вот так шагаем, топ-топ, топ-топ, мы шагаем)
5. Отведение и проведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок — в сторону, по кругу.
Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению от периферии к центру — 5-6 раз.
По поводу массажа, от себя добавлю, проще делать если ребенок пьет из бутылки, или вы в транспорте, и он сидит в коляске или автокресле. Просто так дочка массаж делать себе не давала.
Следующий пост будет про Социальное развитие. Напишу завтра.
а вот вопрос возник… а игрушки в квартире вообще есть? или все убираем? или только до 5 игрушек оставляем и меняем каждый месяц… или неделю… как у вас. я оставляю от 5-10 игрушек и меняю каждый месяц
А можно к вам в друзья? Я бы тоже почитала про занятия.
конечно
мы может быть с сентября пойдем снова. пока не знаю.
Именно так и занимаемся.Нас научила наш педагог раннего развития.Сейчас уже, конечно, не пирамидка, но принцип тот же.