Взаимосвязь лечения и обучения в преодолении отставания в развитии

Взаимосвязь лечения и обучения в преодолении отставания в развитии

Родители часто заблуждаются, полагая, что только медикаментозное лечение может ликвидировать отставание в развитии у ребенка. Но ни одно даже «самое лучшее» лекарство не окажет максимального положительного воздействия без специальной системы занятий с малышом. Отставание в развитии не лечится, а преодолевается совместными усилиями врача, педагога, логопеда с обязательным и ведущим участием родителей.
Назначение медикаментозного лечения осуществляется только врачом-специалистом, наблюдающим ребенка, и его применение всегда должно сочетаться с педагогическими и логопедическими занятиями. В противном случае препараты могут оказать неблагоприятное воздействие, прежде всего усилить возбуждение ребенка, нарушить его сон, аппетит.


Практически все дети с отклонениями в развитии в связи с органическим поражением мозга уже с первых месяцев жизни нуждаются в специальном комплексном медикаментозном лечении. Ребенка наблюдает невропатолог, психиатр, ортопед, окулист, врач ЛФК, логопед и педагог (дефектолог).
Но помощь ребенку заключается не только в медикаментозном лечении, это длительный и непрерывный процесс, который требует постоянных занятий с ребенком, определенной системы его воспитания, в процессе которого постоянно стимулируется двигательное, речевое и психическое развитие.


Взаимосвязь лечения и обучения в каждом конкретном случае имеет свои характерные особенности. Например, среди детей, не говорящих в 2 года, встречаются дети с ослабленным здоровьем, повышенной возбудимостью, чрезмерно опекаемые родителями. Когда родители предупреждают каждое желание ребенка, у него не формируется потребность, стремление (мотивация) к речевому общению, так как он знает, что, стоит ему каким-либо способом выразить свое желание – криком, отдельным звукосочетанием, указанием пальцем и т.п., как оно будет моментально выполнено. Эти дети не нуждаются в стимулирующем медикаментозном лечении, для них необходима прежде всего правильная система воспитания.


У детей с эмоциональными нарушениями и нарушениями общения всегда происходит отставание в развитии речи. Это часто возникает у ребенка из семьи, где частые крики, ссоры между родителями.


Ребенок с РДА тоже часто не начинает говорить к двум годам. Стимулирующее медикаментозное лечение может только ухудшить его состояние, вызвать общее беспокойство, нарушение поведения, расстройства сна, агрессивность, страхи и др.


А вот неговорящий ребенок с ДЦП требует обязательного медикаментозного лечения с учетом общего состояния его здоровья. Подбором лекарственных препаратов для этих детей должен заниматься только специалист!

Режим дня

Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается прежде всего в соблюдении режима сна, бодрствования и кормления. У таких детей обычно наблюдается более низкая работоспособность центральной нервной системы, поэтому они прежде всего нуждаются в достаточной продолжительности сна. Надо помнить о больших индивидуальных различиях в работоспособности центральной нервной системы этих детей. Поэтому при отклонениях в развитии, сочетающихся с общей физической ослабленностью, гидроцефалией, эпилептическими приступами, вопрос о продолжительности сна следует решать вместе с врачом.
Важно, чтобы все промежутки между кормлениями, сном, гигиеническими и лечебными процедурами, а также специальными занятиями были заняты доступной и интересной для них деятельностью.

Взаимосвязь лечения и обучения в преодолении отставания в развитии
Большое значение имеют специальные занятия по развитию координации движений, функции равновесия, коррекции прямостояния, ходьбы, ритма и пространственной организации движений. Важно научить ребенка согласовывать свои движения с заданным ритмом. Для этого с малышом полезно проводить специальные занятия под счет, хлопки, музыку. Выполнение движений в заданном ритме не только улучшает моторику, но и активизирует внимание ребенка, повышает его эмоциональный тонус, способствует речевому развитию. 

Взаимосвязь лечения и обучения в преодолении отставания в развитии
У таких детей обычно недостаточно развиты физические качества (ловкость, скорость, сила, выносливость). Поэтому важно выполнять с ними специальные упражнения, формирующие основные двигательные навыки и умения. К таким упражнениям относятся ходьба, бег, прыжки, лазание и перелезание, а также различные действия с предметами и игрушками. Малыша важно как можно раньше научить правильно захватывать различные по объему, форме и массе предметы, манипулировать ими, а также узнавать их на ощупь с закрытыми глазами.

Взаимосвязь лечения и обучения в преодолении отставания в развитии

Если ребенок вялый, малоподвижный, не стремится к самостоятельной деятельности, его надо постоянно заинтересовывать, стимулировать к игре и двигательной активности, предлагая доступные для него задания. Невнимательным, рассеянным детям полезно предлагать задания, требующие организованности и выдержки. 

Взаимосвязь лечения и обучения в преодолении отставания в развитии
В тех случаях, когда малыш недостаточно устойчиво передвигается самостоятельно, родители длительное время водят его за руку, ограничивают его двигательную активность. Это приводит к тому, что у ребенка крайне медленно обогащается двигательный опыт, что в еще большей степени задерживает совершенствование у него функции равновестия.


Для развития зрительно-двигательной координации, моторики рук важное значение имеют специальные игры, при которых ребенок должен прокатить мяч и попасть в «ворота», ящик или корзину.


Родители должны помнить, что, развивая двигательную активность ребенка, они в значительной степени стимулируют и его психическое развитие. Нельзя забывать и о специальные занятия по стимуляции психического развития ребенка. Прежде всего ребенка надо научить наблюдать деятельность окружающих его людей. Нужно планомерно руководить процессом восприятия окружающих явлений. Сведения об окружающем мире следует преподносить в определенной последовательности, постепенно расширяя и углубляя их. Первое знакомство с предметами и явлениями должно происходить в естественной обстановке, а не по картинкам или игрушкам. При этом важно, чтобы ребенок сам взаимодействовал с теми предметами, с которыми его знакомят взрослые.
Родителям следует научить ребенка наблюдать конкретные явления окружающего мира и устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать качества и признаки окружающих предметов.
Важнейшей задачей родителей является умственное воспитание малыша. Постоянная познавательная активность ребенка, поддерживаемая родителями и направляемая ими, является основным стимулирующим фактором развития его мозга. И этот фактор действует сильнее любого наилучшего лекарства.


Angelina
Angelina
3118434
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Юлия Казаку
Юлия Казаку
Глядянское

моя дочь отстает в развитии из-за судорог как ее можно развить умственно и физически помогите пожаилуста если это возможно сделать

Пожаловаться
Ева
Ева
Балашиха

Мне кажется, что правильно подобранное гомеопатическое лечение- это лучшее решение проблемы. И безвредно. и комплексно, и не вызывает привыкания. Я бы попробовала гомеопатию.

Пожаловаться
Тамара
Тамара
Москва
Применение лекарств очень важно для развития малыша, но, так сказать, косвенно. Препараты (замечу, правильно и профессионально подобранные) снимают симптомы заболевания, делают состояние малыша лучше, но никак не влияют на развитие. Они могут только сделать условия настолько удобными для развития, насколько это вообще возможно. На фоне такого применения лекарств должна идти кропотливая психолого-педагогическая коррекция. Тогда только будет результат. Чудеса случаются редко, а вот плоды трудов всегда видны при сборе урожая.



Пожаловаться
elena
elena
Егор
25 лет
Кёльн
 Я тут недавно книгу читала одного хорошего немецкого врача, так вот он пишет о том, что многие родители думают, что врачи — это те кто заботится о здоровьи наших. Нет это не верно! Это мы родители несём полную ответсвенность за наших деток и за их здоровье, ведь приёмы к врачам так коротки, что может врач или пусть терапевт за 10-30 минут? Может помочь, может и ошибиться в диагнозе… поэтому только мы, родители, чувствуем и знаем наших детей как никто другой, только мы можем или должны понимать или чувствовать помогает ли та или иная терапия, или может необходимо что-то другое. Кроме того, ни один врач не может дать ребёнку самого главного — доброты, заботы, любви и тепла! А это важнее всех терапий! Любите ваших деток, дарите им тепло и заботу, боритесь за ваших деток, выспрашивайте, настаивайте, добивайтесь. И если нет результата — меняйте врача и начинайте с нуля. Боритесь за здоровье ваших детей! лечите их вашей любовью, зоботой и терпением. Я забросила всё — мужа, дом, работу, друзей когда мй ребёнок болел, я переругалась с терапевтами и врачами, меняла врачей и страны лечения, пока не добилась результата. Боритесь, добивайтесь ведь неизлечимых болезней мало, а остальное всё лечиться.Здоровья всем!
Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
У меня сынок с такой проблемой Задержка психо-речевого развития – специальная группа – занятия с логопедом, психологом, воспитателями! С ним мне очень тяжело! Вот теперь в школу и то в класс коррекции из-за его поведения! Его не поймешь, то хочу заниматься, то нет! Нервы у меня тоже на пределе – я стараюсь из-за всех сил!
А вот хотела добавить про витамины. Нам врачи назначают с ОМЕГА -комплексом. Они важней для полноценного развития мозга. А как вы говоите йод – это назначает только эндокринолог и то по не всем. У нас такой потребности нет. Да,  из-за нехватки йода развивается критинизм, а не ЗПРР. Это к этому не имеет никакого отношения. Уж поверьте моему опыту, живу с таким ребёнком уже 6 лет. Витамины нужны, но сказать, что йод нужен в 100% – не всегда!!!
Пожаловаться
Юлия
Юлия
Севастополь
Всё это замечательно, только почему обойдён вопрос питания, и в частности добавления к обычной пище витаминно-минеральных комплексов? Ведь от этого тоже очень многое зависит. Наукой уже доказано, что детки, отстающие в развитии, имеют сильный дефицит витаминов и минералов. Например, йод, он учавствует в развитии умственной деятельности. И если ребёнку не будет хватать йода, то никакие упражнения, какими бы хорошими они не были, ему не помогут.