ПРАВОвые вопросы (интервью с уполномоченным по правам ребенка в Самарской области)

*Зачастую семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, не всегда знают, какие льготы им положены, куда обращаться в сложных ситуациях и какие новые нормативные акты принимаются в нашей области. На эти и другие вопросы нам ответила Козлова Татьяна Владимировна, уполномоченный по правам ребенка в Самарской области,

– Татьяна Владимировна, какие существуют на сегодняшний день нормативные акты, защищающие права или дающие льготы детям-инвалидам и их семьям?

– Документов таких достаточно много, прав и льгот, пожалуй, меньше. Например, существует «Конвенция о правах ребенка», где сказано, что ребенок, имеющий проблемы в развитии, должен вести полноценную и достойную жизнь. Наша страна как раз среди государств, ратифицировавших этот документ. Среди российских законов необходимо выделитьЗакон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», где определены условия установления категории «ребенок — инвалид» и закреплено право семей, имеющих детей — инвалидов, на улучшение жилищных условий, обеспечение жилыми помещениями с учетом льгот. Также права регулируют Закон «Об образовании», Трудовой кодекс РФ, Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации. Существуют и нормативные акты Самарской области, в частности, Закон Самарской области «Об обеспечении автотранспортными средствами детей- инвалидов и инвалидов с детства» (2002 года) о том, что автотранспортное средство предоставляется детям-инвалидам в возрасте от 1 года до 5 лет при наличии у них соответствующих медицинских показаний с правом управления этим транспортным средством взрослыми членами семьи. Закон Самарской области «О внесении изменений в закон Самарской области «О государственной поддержке граждан, имеющих детей» (2006 года) о праве на ежемесячную доплату по уходу за ребенком-инвалидом неработающему трудоспособному родителю, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, которому установлена компенсационная выплата в семьях с доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума.До настоящего времени, несмотря на определенные, закрепленные в нормативных актах льготы, жизнь людей с ограниченными возможностями – это постоянные барьеры: и физические, и психологические. Они мешают детям-инвалидам вести полноценный образ жизни, а нередко и изолируют их от общества. Инвалидам постоянно приходится отстаивать свои права на равные возможности во всех сферах жизни.

– Есть ли какие-то подобные нормативно-правовые акты в разработке?

– В сентябре 2008 года Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов. Основная задача, провозглашенная Конвенцией ООН, — это обеспечение инвалидам равных прав со всеми гражданами на образование, трудоустройство и т.п. Для этого в стране, прежде всего, необходимо создать доступную среду. Убирать барьеры между инвалидами и остальными людьми. Стирая различия в сознании людей, инклюзия должна поэтапно справиться с этой задачей. Сейчас наша страна готовится к ратификации этой конвенции. Также несколько законопроектов рассматривается в Государственной думе РФ. Это проект закона о внесении изменений в статью 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” о включении в общий трудовой стаж при оценке пенсионных прав застрахованных лиц периодов подготовки к профессиональной деятельности и ухода одного из родителей за ребенком-инвалидом. Есть проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 28.2 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”» в части определения объема средств на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

– Как отслеживается в Самарской области соблюдение прав детей- инвалидов, какие меры принимаются Вами для защиты этих прав?

Нами данная ситуация отслеживается на основе анализа тех обращений, которые поступают, посещения профильных учреждений, где воспитываются или обучаются дети с проблемами в развитии. Огромную роль в мониторинге ситуации, связанной с защитой прав детей-инвалидов, безусловно, играют профильные общественные объединения такие, как «Десница», «Парус надежды», родительские ассоциации, в частности Ассоциация «Виктория». Мы не только осуществляем содействие решению проблем в конкретных случаях, но и на основе этих обращений выявляем системные, нерешенные проблемы в разных сферах, сообщаем о них профильным ведомствам и направляем предложения по совершенствованию законодательства в интересах детей-инвалидов.

– Какие на данный момент для них предусмотрены льготы и другие виды поддержки?

– Это социальная пенсия; компенсационная выплата лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в семьях, чей доход ниже величины прожиточного минимума. Инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, предоставляется50%-я скидка на оплату жилья и коммунальных услуг. Государство бесплатно обеспечивает лекарствами по рецепту врача, предоставляет санаторно-курортное лечение, оздоровление и реабилитацию. Инвалидам выписываются технические средства в соответствии с ИПР и проводится протезирование по медицинским показаниям. Также существует первоочередной прием в ДОУ с освобождением от оплаты и внеочередной прием в средние и высшие учебные заведения.

– Татьяна Владимировна, существуют такие случаи, когда педагоги отказываются приходить на дом к ребенку-инвалиду и обучать его различным предметам. Директора школ при этом разводят руками, объясняя, что не могут заставить учителей выполнять свои обязанности. Является ли этот факт нарушением? Ичто делать в таких случаях?

– Да, конечно. Это нарушение права ребенка на качественное образование. Родители могут обратиться к нам. Мы совместно с Министерством образования постараемся разобраться в каждом конкретном случае, потому что таких проблем быть не должно.

– Как часто к Вам обращаются семьи детей-инвалидов с просьбой помочь разрешить правовые вопросы? С какими проблемами чаще всего обращаются?

– К сожалению, спектр проблем, с которыми сталкиваются семьи, где воспитываются дети-инвалиды, очень широк. Это и жилищные проблемы, проблемы низкого жизненного уровня. Немало детей-инвалидов воспитывается в неполных семьях, имеющих очень скудный доход, складывающийся из пособия по уходу за ребенком-инвалидом и задолженности по алиментам от отца ребенка. Существуют проблемы получения детьми качественного образования на различных его этапах. Но в последние годы чаще всего причиной обращения родителей с детьми-инвалидами является необоснованное, по мнению заявителей, снятие с ребенка инвалидности при переосвидетельствовании.

– В апреле 2009 года “Российская газета” опубликовала заметку, в которой говорилось, что в нашей области за год лишены статуса инвалидности 830 ребят. В связи с этим несколько вопросов: поясните, на основании чего ребенок может быть лишен статуса инвалидности? Куда обратиться родителям, если они считают, что их ребенка лишили статуса неправомерно?

– В Самарской области в течение последних пяти лет отмечается устойчивая тенденция снижения уровня детской инвалидности с 20,9 до 17,59 промилле, количества детей-инвалидов с 12582 2005 году до 9562 человек в 2009 году. Категория «ребенок — инвалид» определяется не наличием того или иного заболевания, а нарушением функций, как следствие болезни, приводящим к ограничению жизнедеятельности и социальной недостаточности. Степень ограничения жизнедеятельности ребенка оценивается по нескольким направлениям. И хотя это решение принимается не одним человеком, а комиссией специалистов, практика показывает, что критерии оценки достаточно субъективны, что и приводит к тем случаям, когда родители не понимают, почему при наличии прежних проявлений заболевания ребенку снимается инвалидность. Нами уже направлены предложения о необходимости пересмотра критериев и методики освидетельствования и переосвидетельствования детей-инвалидов для исключения субъективного подхода в решении данного вопроса.

– В “Парусе надежды” существует “Просветшкола”, целью которой является оказание информационно-правовой поддержки родителям детей-инвалидов. А существуют другие подобные проекты? Как Вы считаете, они необходимы нашему обществу?

– Опыт объединения родителей, воспитывающих детей с ограничением в развитии, для совместного решения проблем, общения и более успешной социализации их детей получает все более широкое развитие. И он достаточно эффективен. Проект «Просветшкола» не совсем обычен, но очень социально значим. Его организаторы из «Паруса надежды» не просто объединяют детей и родителей, ведут большую просветительскую работу, что отражено в названии самого проекта, но и осуществляют огромную работу по социализации самих слушателей «Просветшколы» и через них (подготовленных социальных адвокатов) помогают решать проблемы другим родителям и детям-инвалидам на территории Самарской области.


Ольга null
Ольга null
Самара
007678
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества