Комплексное занятие для детей от года до двух лет.
Задачи:
— Активизирование и пополнение словарного запаса.
— Формирование лепетной речи.
— Развитие речевого выдоха.
— Формирование звукоподражания.
— Формирование слоговой структуры слова.
— Составление простых предложений.
— Формирование представлений о фруктах.
— Развитие мелкой моторики руки.
План занятия:
1.Приветствие.
2.Развитие речи. Пополнение словарного запаса. Корзина с фруктами.
3.Слоговая структура слова. Фруктовые слова.
4.Подвижная игра на развитие слухового восприятия. Мишка.
5.Описание предмета «Яблоко». Лепка.
6.Массажная пауза. Игра в мяч.
7.Звукоподражание. Как шумят деревья в саду.
8.Развитие мелкой моторики руки. Пластилиновые основы. Яблоки.
9.Пальчиковая гимнастика. Капуста.
10.Развитие речевого выдоха. Листочки.
11.Составление простых предложений. Карточки-действия.
12.Подвижная игра. Тише-громче.
13.Спектакль. «Ёжик и яблочко».
14.Рисование пальчиками. Ёжик.
15.Прощание.
Ход занятия:
Приветствие.
Приветствие педагог организует на ковре. Педагог с детьми садятся в круг и хором, произнося стихотворение, хлопают ладошами в такт.
Дружно за руки возьмёмся,
Все друг другу улыбнёмся,
Будем вместе мы играть!
И слова все повторять!
Развитие речи. Пополнение словарного запаса. Корзина с фруктами.
Материал: муляжи фруктов, корзина.
Организуем игру на ковре. Педагог раскладывает муляжи фруктов на ковре.
— Посмотрите, это фрукты, они растут на деревьях. Подул сильный ветер и фрукты упали на землю.
— Как падали фрукты?
— Бах! Бах! Бах!
Педагог призывает детей к подражанию.
— Давайте найдем их в травке.
Дети собирают и несут фрукты в корзину.
Педагог сопровождает действие ребёнка фразой.
— Миша нашёл яблоко. Неси, Миша, яблоко в корзину.
— А Катя нашла лимон. Катя, положи лимон в корзину.
Когда все фрукты собраны, педагог говорит детям.
— Ой, какая тяжелая корзина!
Педагог обращает внимание детей на корзину полную фруктов.
— Смотрите, как много фруктов мы собрали.
Педагог несет корзину на стол.
Дети садятся за столы, и педагог просит каждого ребенка взять определенный фрукт из корзины.
— Ваня, возьми яблоко.
— Катя, возьми грушу.
У детей может оказаться 2-3 фрукта в руках.
Педагог просит у детей сложить фрукты обратно.
— Ваня, дай-дай (сопровождаем движением руки: сжимаем и разжимаем кулачок) яблоко.
Слоговая структура слова. Фруктовые слова.
Материал: муляжи фруктов: яблоко, лимон, груша, апельсин, банан, корзина.
Педагог приглашает детей на ковер. Дети берут подушки и усаживаются на них. Мамы садятся за спинками детишек.
Педагог обращается к детям.
— Покажите ваши ручки, поднимите их наверх.
— А теперь опустите вниз.
— Похлопайте в ладоши.
Педагог показывает детям лимон.
— Давайте прохлопаем слово «лимон».
Мама берет ручки ребенка в свои руки и помогает малышу правильно прохлопать слово.
— ЛИ-МОН.
— А это груша.
— Давайте прохлопает слово «груша».
— ГРУ-ША.
— А это яблоко.
— Давайте прохлопаем. Я- БЛО-КО.
Прохлопываем все слова.
— Молодцы.
Подвижная игра. Мишка косолапый.
Дети встают в круг.
Мишка косолапый
По лесу идёт (ходим по кругу).
Шишки собирает (можно наклоняться,
а можно остановиться и делать
собирающие движения руками),
Песенки поёт.
Вдруг упала шишка
Прямо мишке в лоб (правая рука зажимается в кулак
и прикасается ко лбу).
Мишка рассердился
И ногою — топ (ножка топает по полу).
Больше я не буду
Шишки собирать (ребёнок «грозит»
указательным пальчиком).
Сяду я в машину
И поеду спать (ладошки соединяются и прикладываются
к щеке, имитируя сон).
Описание предмета «Яблоко». Лепка.
Материл: пластилин красного, зеленого цветов, муляж яблока (можно использовать настоящее яблоко), ежик, деревянные яблочки на каждого ребенка (можно использовать настоящее яблоко), миска для яблок.
Педагог сучит кулачком по столу.
— Тук-тук-тук.
— Постучите кулачком по столу.
— Тук-тук-тук!
Педагог призывает детей подражанию.
— Кто это к нам идёт?
— Это ёжик.
— Ежик говорит: шу-шу-шу.
Призывает детей к подражанию.
Педагог от лица игрушки здоровается с каждым ребенком.
— Ёжик живет в лесу. У него есть колючки. Потрогайте колючки ежа.
— Ой, как колется.
Педагог, дотрагиваясь до ежа, одёргивает руку.
Дети должны тоже одернуть ручку.
— Ой, какой колючий!
— А что это ежик нам принес?
Педагог выдает каждому ребенку по одному яблочку, а сам при этом показывает большое яблоко муляж и рассказывает о нем.
— Это яблоко. Яблоко круглое.
— Покрутите яблочко в ладошках.
— Яблочко красное (желтое, зеленое).
— Ох, как вкусно яблочко пахнет. Понюхайте.
Дети подносят яблочко к носу, имитирующие движения.
— Яблочко вкусное и спелое.
Давайте покормим ежика яблоком.
— Ам, ам, ам.
— Повторите: ам-ам-ам.
Дети понарошку кормят ежа.
— Ежик хочет сварить из яблок компот.
— Давайте ему поможем собрать еще яблочек для компота.
Педагог выдает детям пластилин.
— Сожмите пластилин в кулачке. Мнём-мнём, жмём-жмём.
— А теперь давайте слепим яблочко. Яблоко круглое, будем катать шарик.
Мама кладет пластилин на ручку ребенка и накрывает его своей ладонью. Мама и малыш катают шарик вместе.
— Какое получилось красивое красное яблочко! Положите его в мисочку для ежа.
Массажная пауза. Игра мяч.
Дети повторяют весь комплекс движений за педагогом.
Я мячом круги катаю (катаем мяч по кругу об пол),
Взад-вперёд его гоняю (катаем мяч взад-вперёд об пол),
Им поглажу я ладошку (гладим мячом ладошку),
А потом сожму немножко (сжимаем мяч в ладони).
Каждым пальцем мяч прижму
(нажимаем на мяч каждым пальцем руки),
И другой рукой начну
(теперь выполняем комплекс движений другой рукой).
Я мячом круги катаю (катаем мяч по кругу об пол),
Взад-вперёд его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму.
Мяч летает между рук —
Это мой последний трюк (подбрасываем и ловим мячи)!
Звукоподражание. Как шумят деревья в саду.
Материал: ленточки – по 2 шт. на каждого ребенка.
Педагог выдает каждому ребенку по две ленточки. Одну ленточку в каждую ручку.
— Мы с вами сейчас превратимся во фруктовые деревья.
— Возьмите ленточки в ручку – это листики деревьев.
— Поднимите ручки высоко.
— Подул сильный ветер: у-у-у-у-у-у!
Педагог призывает детей к звукоподражанию.
— И деревья зашатались, и зашелестели своими листиками: ш-ш-ш-ш.
Педагог призывает детей к звукоподражанию.
— Как дул ветер?
— Давайте подуем вместе.
— У-у-у-у-у-у-у!
— Как шелестели листики?
— Ш-ш-ш-ш.
Развитие мелкой моторики руки. Пластилиновые основы. Яблоки.
Материал: пластилиновые основы, на которых стоит дерево из деревянного театра, горох, игрушка ёжик.
— Ёжик пришёл в яблоневый сад. В этом саду растут только яблочки. Ежик хочет сварить из яблок варенье. Давайте поможем ежу собрать яблоки.
— Ёж нашел в саду самую красивую яблоню. Но яблонька оказалась высокая-превысокая. Покажите ручками, какая высокая.
Дети тянут ручки вверх.
— Не сможет наш ежик дотянуться до веточки. Надо яблоньку потрясти.
— Чик-чик-чик!
Педагог призывает детей к подражанию.
— Зашаталась яблонька.
— Стали яблочки с деревьев падать.
— Бах!
Вдавливает в основу горошину, сопровождаем словом «бах».
— И еще яблочко упало. Бах.
Дети вдавливают пальчиком в пластилиновую основу горох (сливы). Педагог следит, чтобы дети вдавливали горох внутри кроны.
— Спасибо, теперь ежик яблочки соберёт и сварит вкусное варенье.
Пальчиковая гимнастика. Капуста.
Мы капусту рубим, рубим (прямыми напряжёнными ладонями
(ребром) имитируем движения топора — вверхвниз).
Мы капусту трём, трём (сжатые кулачки возим по столу от себя).
Мы капусту солим, солим (пальцы собраны щепотью,
«солим капусту»).
Мы капусту жмём, жмём (энергично сжимаем пальцы в кулаки
то одновременно на двух руках, то поочерёдно).
Пирожки печём (прикладываем поочерёдно ладошку к ладошке).
И на стол подаём (прямые, прижатые друг к другу руки,
ладонями вверх).
Развитие речевого выдоха. Листочки.
Материл: вырезанные из гофрированной (креповой) бумаги листочки.
— Когда мы с вами трясли яблоньку, то с нее упали не только яблоки, но еще и листочки.
— Смотрите, какие кучки листиков получились.
Педагог насыпает перед каждым ребенком горки из листиков.
— Давайте поможем ежу убраться в саду.
— Мы будем сдувать листики.
— Смотрите, я вам покажу.
Педагог демонстрирует, как надо дуть на листики.
— Посмотрите на мамин ротик. Покажите его.
Педагог просит мам подуть на ручки ребёнку.
— Мамин ротик тоже может дуть. Чувствуете холодный мамин ветерок.
— У вас тоже получится свой ветер.
— Подуйте скорее на кучку из листиков.
— Вот и разлетелись наши листочки.
Дети дуют на листики 4-5 раз.
— Спасибо, чисто стало в саду.
Составление простых предложений. Карточки-действия.
Материал: карточки-действия: ёжик ест, мышка плачет, кошка умывается, зайка прыгает, лягушка стирает белье, игрушка ежик.
Педагог организовывает игру на ковре. Дети садятся на подушки, а мамы сзади.
Педагог говорит от лица ежа.
— Шу-шу-шу! Ребята я принес вам фотографии зверят. Давайте посмотрим, что на них изображено.
Педагог показывает детям карточки.
— Это ёжик. Ёжик ест: ам-ам-ам.
Сопровождаем предложение имитирующими движениями: как будто едим ложкой.
— Это мышка. Как мышка говорит? — Пи-пи-пи. Посмотрите на картинку. Мышка плачет.
Сопровождаем предложение имитирующими движениями: трем кулачками около глаз.
— Это кошка. Как мышка говорит? — Мяу-мяу-мяу. Посмотрите на картинку. Кошка умывается.
— Это зайка. Зайка прыгает.
Сопровождаем предложение имитирующими движениями: мамы помогают детям попрыгать сидя на подушке.
— Это лягушка. Она говорит: ква-ква-ква. Лягушка стирает.
Сопровождаем предложение имитирующими движениями: кулачками трем друг об друга.
Подвижная игра. Тише-громче.
Рассказываем детям стихотворение тихим голосом.
Тише, тише, тише, тише!
(Взять детей за руки и идти потихоньку.)
Погулять выходят мыши!
Затем произнести значительно громче:
Рыжий кот топ-топ,
Лапкой мышек хлоп-хлоп! (Хлопаем громко в ладошки.)
Очень тихо наши ножки (также тихо идём по кругу.)
Побежали по дорожке.
Очень громко наши ноги
(громко потопать ногами по полу)
Побежали по дороге!
Спектакль. «Ежики яблочко».
Материал: муляж яблочка, игрушка – ежик, любые деревья из настольного театра, платочки – по одному на каждого ребенка.
Усаживаем детей на стульчики. Ставим перед ними стол и показываем детям настольный театр.
— Жил-был ежонок. Он очень любил яблочки.
(Педагог показывает детям яблоко).
— Мама-ежиха купила ежонку вкусное яблоко и положила ему спинку. (Педагог кладет яблоко на спинку ежу).
— Ежонок так торопился домой, чтобы съесть яблочко, так быстро бежал, что спинкой зацепился за ветку дерева и яблочко укатилось. (Педагог показывает, что яблоко укатилось, и прячет его за деревьями настольного театра).
— Ежик остановился, поискал яблочко, но не нашел (Педагог показывает сюжет с помощью игрушек).
— Ежик заплакал. Ох, как жалко ежика!
— Давайте утрем ему платочками слезы.
Дети по очереди подходят к ежу и вытирают слезы (или педагог может поднести ежа к детям).
— Надо помочь найти ежу яблоко.
Педагог просит детей помочь найти укатившееся яблоко.
— Спасибо, ребята! Помашите ежику ручку и скажите: пока-пока.
Сразу после спектакля педагог спрашивает у детей, что они видели.
С помощью подсказок и вопросов взрослого малыши по-своему могут передать свои впечатления от увиденного. Например: «Шу-шу-шу а-а-а» (Ежонок плакал).
Рисование пальчиками. Ёжик.
Материл: шаблон для закрашивания «ёжик», который педагог заранее приклеивает на картон для жесткости. Шаблон приклеиваем на картон с двух сторон. Вырезанные из цветной бумаги яблочки, игрушка ёж.
Педагог показывает детям ежа.
— Как говорит ёж?
— Шу-шу-шу!
— Вот ёжик побежал по дорожке: «топ-топ-топ».
— Как бежал ёжик?
— Топ-топ-топ.
— Знакомьтесь. Это маленькие ежата.
Педагог выдает детям шаблоны ежей.
— У них еще не выросли иголочки. Давайте нарисуем ежатам иголки!
Педагог помогает каждому ребенку мокнуть пальчик в баночку с краской. Дети ставят отпечатки пальчика на спинке ежа.
Действия ребенка обязательно сопровождаем словом «шлёп».
— Шлёп, шлёп, шлёп! Какие красивые иголки получились!
— Как говорит ваш ёжик?
— Шу-шу-шу!
— Ежата просят яблочки!
Педагог показывает детям ручкой (сжимаем-разжимаем кулачок) движения «дай-дай».
— Повторите «дай-дай».
Педагог призывает детей к подражанию.
— Где спинка ежа? Покажите пальчиком.
Педагог выдает детям яблочки.
— Положите яблочко ежу на спинку.
Дети приклеивают яблоко.
— Ежата говорят Вам спасибо.
Педагог кивает головой и говорит спасибо, призывая детей к подражанию.
Прощание.
Прощание педагог организует на ковре. Педагог с детьми встают в круг и хором, произнося стихотворение, хлопают в ладоши в такт.
Сядем тихо, сядем в круг,
До свиданья, милый друг!
Было весело играть,
И слова все повторять!
(не мое)