Раннее развитие (0-3 лет) Серия статей. Занятия с ребенком.

Здравствуйте, я пишу серию статей на тему раннего развития детей, и методик их развития.

Статья 1 Глен Доман https://forum.baby.ru/community/view/44180/forum/post/431327752/

Статья 2 Методика Монтессориhttps://forum.baby.ru/community/view/44180/forum/post/431527975/

Статья 3 Методики Зайцева и Железновых

О занятиях с детьми от 1 года до трех лет, и не только. Примерный план занятий

Долгое вступление

Когда я общаюсь с мамочками на эту тему то в 90% случаях слышу истории о том какой непоседливый их малыш, и о том, что ему не интересно ни читать, ни считать, не смотреть что либо. «Ему бы только носится!» восклицают они. И ведь речь сейчас идет не о детях 6-7 лет, о детках от года до трех лет. И мне хочется порой взвыть или взорваться, и сейчас, пожалуй здесь я это себе позволю: А с чего вы взяли, что он должен хотеть сидеть? А с чего вы взяли, что обучение это вообще сидение на одном месте и слушание и внимание на том материале который преподносится? Кто вам это внушил? Школа? Общественные стереотипы? А потом эти мамочки ругают подростков, за то что они учиться не хотят, конечно, с детва охоту отбили одни. А другие и учить не пытаются, считая, что еще успеется насидеться и назубриться, пусть играется — говорят они (не самый худший вариант), или же часто слышу другое мнение: «Да зачем это развитие, что издеваться над ребенком?» Конечно, если рассуждать о том что 1,5 годовалый ребенок должен сидеть и внимать вам — то это определенно издевательство над ним. К сожалению, у большинства людей бытует четкий стереотип, и от него очень сложно избавится: учеба это труд, это концентрация, ею надо заниматься, прилагать все свои силы. Учеба не может быть радостной, радость — это нечто другое, когда радоваться? Решая задачи? Читая «Капитанскую дочку?» эти предметы не могут радовать. К счастью так думают не все люди, но многие. И я рада если вы думаете не так.

Или еще одно заблуждение родителей: «Кому дано тот и учится» Всем дано. Я согласна, что есть Гуманитарии — Математики, но не более, память всегда можно натренировать, а логический ум можно развить, пусть не математический, но ум теоретика можно, эрудицию — без проблем, креативность и т.п. практически все можно развить.

Так, спросите вы, к чему все это вступление? А к тому, что бы сказать, прокричать вам — тем кто мыслит похоже (вышеизложенное), что учеба — это счастье, это радость и удовольствие и только так! И учить ребенка надо только в удовольствие ему и вам.

Все знают, что школа(под школой подразумевается система образования и многие педагоги) так не считает, к глубокому моему сожалению. Но это не означает, что вы должны так считать.

Своим советом, я должно быть зайду сейчас слишком далеко в будущее и возможно, я не имею право его давать, но все-таки не могу удержаться. Никогда не придавайте школе и оценкам значения больше чем вашим отношениям с ребенком, никогда не допускайте слез ребенка из-за оценок и сами не злитесь на плохие оценки, помните, что это всего лишь оценки, и они не решают ничего в жизни, и ЕГЭ тоже ничего не решает, как бы нас не старались в этом убедить. Единственное, что, что либо решает в жизни ребенка это отношения вас с ним — это основополагающее всего и вся. Если ваши отношения портятся с ребенком из-за учебы, выберите раз и навсегда для себя, что вам важнее.

Теоретический подход к учебе и занятиям

Касательно раннего развития, еще раз повторю, никакого долгого сидения: дольше 5 минут — быть не должно! Если ваш ребенок хочет скакать и бегать — это замечательно, все так, как должно быть. И теперь пришло время открытию тайны (хотя она уже и была озвучена в одной из предыдущих статей): Ребенок учится в движении, он познает мир с помощью манипуляций с предметами, познает тело, испытывая себя: лазая везде, бегая и прыгая, именно так он узнает о возможностях своего организма. И именно в этой среде и должно проходить наше обучение. Не в нашей привычной среде! (Не так как мы привыкли учиться)А в его привычной среде! Не пытайтесь подтянуть ребенка до своего уровня, хотите чтобы вас слышали и понимали? Окунайтесь сами в его мир. Почему нельзя кидать ему мяч и называть цифры? Кидать буквы (подвижный алфавит Монтессори) в корзинку и коробку (и глазомер формируется и координация движений улучшается и буквы учатся) Если хочет носиться — пусть носится, придумывайте игры в движении! (Например у меня был мальчик уж очень непоседливый, его нужно было готовить к школе, усадить его было невозможно, и мы с ним договорились, он оббегает круг, прибегает решает пример, еще круг, еще пример и т.д. — даже игры особой придумывать не пришлось) С маленькими еще проще, их деятельность сейчас — предметная, т.е. предмет важнее всего. Покажите ему новую интересную штуку и на какое-то время малыш занят. Т.е. их внимание привлечь не так уж и сложно.

Пример: вырезали квадрат синий из картона, и прячьте его с ребенком, чем не игра? Засуньте его в крупу, спрячьте под кубиками, и малыш будет искать. Во-первых: видит его впервые (все новое всегда привлекает), во-вторых: прятки — любимая игра у большинства детей, в третьих: он запоминает предмет таким образом, если вы его проговариваете: где же синий квадрат, квадратик найдись! Где же он? (Чем сильнее ваша мимика, чем больше жестикуляции, тем интереснее малышу будет с вами играть) Я еще раз повторю, любое обучение крох до трех лет не должно длится дольше 5 минут! Конечно если ребенок сам играет дольше — ради Бога, но в основном 5 минут это предел, чаще меньше. Если вы хотите позаниматься с ребенком полноценно — час, то учтите, что у вас должен быть план: что вы развиваете, зачем и как вы это будете развивать. План нужен для того, что бы вы производили смену деятельности достаточно быстро, каждые пять минут. Но не пугайтесь, все достаточно просто, более того, сейчас вы наверняка решите, что вы и так всем занимаетесь с ребенком — и это замечательно

План (это примерный план, входе занятий с каждым ребенком он корректируется, и если вы занимаетесь несколько раз в неделю, он должен если не меняться, то воспроизводится наоборот)

Одна из вариаций плана

1.Зарядка с ребенком — обязательно под стишки(Кто не знает таковых для зарядок в интернете полно), или под ваше веселое комментирование.

Пример: Как ветерок на деревья дует, вот так ( ручки вверх и водим в зад перед), как ветерок на травку дует вот так (ручки вниз и водим в зад вперед)Как мячик прыгает, вот так (прыгаем) — Для первого раза — хватит. Как вы понимаете. ничего сложного придумывать не надо, можно делать и говорить практически первое, что придет в голову, главное: движения должны быть простые, фразы не длинные и не сложные. Если ребенок за вами не повторяет, пусть просто смотрит, вообще не ждите даже, что повторять начнет сразу, постепенно начнет рано или поздно. Лучше если повторив зарядку пару занятий вы смените ее на другую, а потом будете чередовать две, после того как ребенок хоть что-то начнет повторять, добавите третью и четвертую. Если повторяет сразу, то усложняйте одну и вторую добавляя действий.

2. Музыка. Потанцуйте под любую музыку не больше минуты, а затем 5 минут позанимайтесь по Железновой (3- 6 песенки должны быть одни и те же, через 3 занятия меняйте одну и т.д. обязательно подберите манипуляционный материал: шарик, палочки, резиночки и т.п. подходящий под песенки) Впоследствии игры с материалом, обязательно попросите ребенка отнести его самостоятельно на место, если отказывается, ничего, пусть продолжает играть с тем что у него в руках, подождите минуту и тогда только переходите к третьему. Если просто сам не несет — пусть, главное просите.

3. Игра в мячик — учимся кидать и ловить (если ребенку от двух лет, то эта может быть вариация игры съедобное — не съедобное, счет до 5 если ребенок разговаривает уже сам), если давно знает счет, считайте в обратном порядке. Если малыш совсем маленький, просто поиграйте в мячик, можете называть сами цифры или алфавит, или что вашей душе угодно.

4. Понимание размера. для этих игр годятся формочки на возрастание, матрешки: в общем все, что можно куда то засунуть и вытащить, вы все манипуляции комментируете, показываете как надо, но когда ребенок делает не правильно не одергиваете его. Как правило больше двух минут не займет.(Если ребенок старше двух лет, побуждайте его к проговариванию, задавайте вопросы: а почему больше? а что еще больше этого, ищите большие и маленькие предметы в комнате)

5. Приготовьте крупу и предложите, что то в нее спрятать, кубик цветной, буква, цифра, форма — что угодно, спрятать и найти. Для детей старше двух, предложите сложить какую то фигуру из крупы: круг, квадрат, букву.

6. Предложите положить крупу в узкое отверстие, можно мелкий грошик засовывать в большую макаронину(например). Проденьте шнурок в разноцветные и разно-форменные макароны (всех возрастов будет интересно)

7. Перерыв: танцы, догонялки, да, просто веселье — две минуты.

8. Занятие по карточкам( Если это животные, то просто называйте животное, ищите глазки, хвостики, если ребенок знает, называете сложнее детали: копыта, рога, борода, бивни, зоб, крылья) Старше двух лет, учите, что едят животные — нужны два набора карточек с едой и животными. Играйте также с детенышами животных, если около трех лет, играйте уже с разрезными животными, где чья голова, хвост, ноги, уши.

8. Продолжая предыдущую тему: поиграйте в фигурки животных, просто поиграйте. Вообще игры с фигурками очень хороши лет так до 5 — точно, потому что, сейчас это обучение, можно их потрогать, покидать, помычать и покричать как это делают животные, позже игры станут сюжетными, что не менее полезно. Очень советую иметь несколько комплектов основных животных: домашние, животные леса, животные Африки.

9. Займитесь творчеством: лепка из соленого теста нравится всем детям и оно не опасно. Расслабьтесь, ну съест и съест чуток, ничего страшного, хотя конечно проговариваете, что надо делать с тестом, но не говорите нельзя, только заинтересовывайте. С малышами катайте тесто и делайте улиток, и осьминогов — проще простого, моя например уже месяц только это и делает, и до сих пор интересно. Деток постарше учите более сложным манипуляциям, пробуйте сделать животных. Делайте буквы и цифры из пластилина.

10. Забава с мыльными пузырями, с танцами с тканью. Можно просто весело попускать пузыри, затем побросать легкую ткань под музыку и опять-таки покидать мяч, объяснить на этих примерах, что тяжелое, а что легкое. Попрыгайте на подушках и прокомментируйте что подушки мягкие, постучите по полу расскажите что он твердый

11. Похвала! Хвалите, все время занятий. А в конце просто захвалите! Даже если убегал и занимался ужасно на ваш взгляд, зацелуйте и заласкайте своего непоседу!

План составлен для примера на скорую руку, для того, чтобы показать вам:

— Смена деятельности должна быть постоянной

— Все игры простые и элементарные, не требующие даже особой фантазии, всем можно занимать и в течении дня, и скорее всего, что большинством из занятий вы и так занимаетесь — это отлично.

Конечно, вы можете также и заниматься по конкретным методикам, но, совет: ищите ту методику по которой вам легко, как вам кажется, заниматься с ребенком, которая вам нравится, и конечно нравится вашему ребенку (последнее — это вообще само собой должно быть)

Поощряйте любопытство вашего ребенка именно оно движет миром и прогрессом, умные люди в первую очередь любопытны! Их не одергивали в детстве все запрещая, и заставляя сидеть и якобы, что ли бо учить.

Создавайте вокруг своих детей интересныйИМ мир, а не только вам, опускайтесь доИХ уровня, а не пытайтесь до тянуть их до своего. Играйте с ними качественно, т.е. не отвлекаясь на инстограмм и сериалы, уделяйте малышам именно КАЧЕСТВЕННОЕ внимание, а не между стиркой, готовкой, и телевизором с телефоном, пусть это будет час в день, но час только с ребенком, только с его играми, только для него и пусть весь мир ждет)

Спасибо за прочтение, я с удовольствием бы почитала ваши мнения о статье и если есть вопросы, то задавайте)))

P/S/ Я искренне извиняюсь за орфографические и пунктуационные ошибки и опечатки, если есть возможность помочь и подсказать где они, буду вам очень признательна


Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Дарья Сатыханова

Супер полезная статья!!! Моему сынуле год и 6, он очень любит читать и вообще любит книжуи разные, иногда нравится просто смотреть картинки… мы каждый день с ним что-то читаем рассматривае и тд… но и носится тоже ему по душе… буду стараться следовать плану, ваша статья мне так к стати!!! спасибо большое!!!

Пожаловаться
Света
Дарья Сатыханова 
Благодарю!))) Да и у самой такая же дочка, вот прям также как вы написали про сына))) Но носится — это очень хорошо, это и укрепление мышц и выход энергии, так что да все полезно и поносится и почитать))))
Пожаловаться
Мария
Отличная статья! Можно к Вам в друзья постучаться
Пожаловаться
Света
Мария 
Спасибо большое! Конечно!!!
Пожаловаться
Lana
????
Пожаловаться
Альбина
Спасибо, полезный материал! Я переживала, что сынок не хочет и 5 минут посидеть, поделать, что я прошу… А потом заметила, что на фотографиях в основном девчёнки сидят, занимаются:)))
Пожаловаться
Света
Альбина 
Спасибо! Да, мальчики немного подвижнее))) хотя и девочки иногда непоседы попадаются. Просто проявляется по разному, мальчики все бегают, девочки либо впадают в прострации, либо просто отвлекаются на другой предмет когда надоедает все))) Но вообще если темперамент- холерик, то и мальчики и девочки очень подвижны))
Пожаловаться
Ольга
Очень все интересно, спасибочки
Пожаловаться
Света
Ольга 
Я рада что вам понравилось)
Пожаловаться
Оля
Спасибо! Все статьи читаю и конечно же в закладки!!!!
Пожаловаться
Света
Оля 
Вам спасибо!!! Мне очень радостно, что мои работы полезны)
Пожаловаться
Саша
Все статейки в закладках…
Пожаловаться
Света
Саша 
Я рада, что оказалась полезна)
Пожаловаться
Елена
Очень интересно пишите статьи!) правда мы еще совсем малыши, но приму к сведению!))
Пожаловаться
Света
Елена 
Благодарю!!! Рада, что вам понравилось))) Ой вам прятки сейчас самое оно для игры, еще 1-2 месяца и смело можете начинать Железнову проходить)))
Пожаловаться
Елена
Света 

В прятки мы любим) сам на себя накинет полотенце и лежит ржет под ним, когда я говорю где Матвееей? ))потом откидывает его и хохочет)) а вот ладушки нивкакую Не хочет!

Пожаловаться
Света
Елена 
В ладушки еще рано))) через 1,5 — 2 месяца как раз начнет все повторять))))
Пожаловаться
Александра
Гениально
Пожаловаться
Света
Александра 
Спасиииибо))))) Это очень приятное слово)))
Пожаловаться
Ольга
класс
Пожаловаться
Света
Ольга 
Спасибо!
Пожаловаться
Amina
Браво!!! Вы такая молодец!!

Наш усидчив. Пока. В смысле он еще может поменяться… Улитки и осминоги очень понравились, а то я все солнышко, цветочки. правда он не сделает пока сам, но ведь такой день настанет. Взяли наборчик фигурок, ножичков для пластилина, тоже понравилось.

Пожаловаться
Света
Amina 
Большое спасибо за теплые слова!!!

Моя тоже более или менее усидчива, если ей интересно конечно)))

Ну мы тоже солнышки цветочки, но звери, мне кажется, лучше идут у детей, хотя кто его знает))) Мы пока тоже сами не лепим, ну максимум толстенную улитку которую я помогаю закатать, но зато как любим все что лепим)))) Все целует и гладит) Про наборчик — это вы молодцы, все эти дополнительные средства малышам очень полезны)))

Пожаловаться
Елена
Спасибо! Отличная статья! В закладки.
Пожаловаться
Света
Елена 
Благодарю!)))
Пожаловаться
Юлия

Интересно! Спасибо!

Пожаловаться
Света
Юлия 
Вам спасибо
Пожаловаться
Алена

Офигенная статья. Записала ваш примерный план занятий. Мы примерно так и занимаемся на развивалке. Но сейчас отходили месяц, пока больше не хочу ходить. Ваша статья очень кстати!!! Спасибо огромное! Статья чудесная.

Кстати, по поводу неусидчивости… Я изначально была против этой усидчивости, но вот на последней развивалке, один педагог вечно тыкает носом родителей, что их малыши нифига не сидят… И я даже начала комплексовать по этому поводу. Еще и потому, что мой сын — один парень в группе, а девочки обычно спокойнее (как я вижу). Ваша статья меня очень успокоила и показала мне (внушаемой дурочке), что мой шабутной котенок вполне нормальный и нечего его заставлять сидеть, если он не хочет. И что я правильно сделала, что в этот клуб мы не пойдем больше.

Еще раз огромное спасибо за ваши статьи! И очень ждала именно эту.

Вы- чудо!

Пожаловаться
Света
Алена 
Ой как мне приятно!!! (растеклась розовой лужицей))))))

Спасибо за прочтения и столь лестный отзыв. Я очень рада, что статья кстати и помогает — для того она и писалась) Конечно, есть еще куча игр на просторе интернета, здесь все, так на вскидку. Но по себе и своим занятиям с дочкой, скажу, что я выбираю самые простые и легкие в исполнении, их и пыталась показать, все что просто делается чаще и качественнее и проку от этого будет больше)


Честно, я вообще не люблю педагогов критикующих поведение детей. Мой личный опыт показывает, что ничего хорошего от них ждать в будущем не приходится. Сама я никогда не давала оценку ребенка без вопроса такового родителем. и считаю, что грамотный и умный педагог, всегда если и чувствует необходимость на что либо обратить внимание мамы, сделает это настолько корректно, что мама и не заметит критику, только помощь, а сравнивать и одних и других детей непрофессионально. Вообще сравнивать можно только своего же ребенка с самим собой — это золотое правило детской психологии. Т.е. например: смотри как ты раньше плохо рисовал, и как хорошо получается сейчас — подобное всегда отлично поддержит малыша (ну это лет от 3-х). А в глубине души. сравнивайте его поведение месяц назад и сейчас, и вот где вы будете чувствовать разницу и гордиться))) Потому, думаю, правильно вы сделали, что ушли от туда)))

Вам еще раз огромное спасибо, вы прям вдохновляете садиться за следующую статью))))

Пожаловаться
Оксана
Алена 
Света, Столько ценной информации! Спасибо!