"АЙФОНОВО ДЕТСТВО"

Начну издалека. Лет с трех. Хотя, на самом деле, еще раньше: полтора года.

Я вышла из кабинета за кипяточком и застала окончание громкой сцены у стойки администратора: молоденькая мама отрывает от своей ноги малюсенькую девочку, прям вот по одному пальчику отцепляет, при этом комментирует: «И ведь не отклеится, пока телефон ей не отдам! Не дам, я сказала, он мне самой нужен!». Девочке чуть больше года, но орет она громко и выразительно: «Играть дай! Играаааать!».

А я-то гадала – кого здесь на части режут?

Основной запрос всех родителей последних лет выглядит так: как оторвать ребенка от компьютера?

Вам не понравится мой ответ. Потому что единственное, что можно сделать – не сажать ребенка к экрану. Совсем.

История вопроса

Давайте откинемся в кресле и вспомним, как протекало хотя бы наше собственное детство.

От нуля до полутора лет: ребенок на руках, в манеже, на полу, в коляске. Его развлекают силами всей семьи, иногда оставляют поплакать в одиночестве, пока мама принимает душ или посещает туалет. В случае тяжких жизненных обстоятельств младенца отправляют в ясли, где обстановка примерно та же, минус семья. Стукается головой обо все, обрушивает на себя гору выглаженного белья, сладострастно тискает кошку, потом рыдает, что она царапается…

С полутора до примерно трех лет: ребенок ходит за ручку, гуляет во дворе или в парке, копается самозабвенно в грязи, собирает окурки и тащит их в рот, кидается песком, падает и встает, пытается выковырять глазик у собачки, подбрасывает мертвую птичку, чтобы она полетела… От трех до пяти. Стоит полдня как замороженный перед открытыми воротами гаража, в котором чинят машину. Сидит, болезный, на подоконнике, замотанный в одеяло и наблюдает за уличным движением. Помогает маме в субботу мыть пол, потом папе – выбивать ковер на снегу. Засыпает там, где застало, пока мама мечется, как подстреленная, в поисках пропажи. Ездит с родителями на дачу на четырех видах транспорта, это практически кругосветное путешествие…

Идет в школу в семь лет, там друзья, футбол после уроков, приходит, когда уже темнеет, грязный до невозможности и голодный как волк, засыпает над уроками. Гоняет на велосипеде, исследует чердаки и подвалы, попадает в неприятности, теряет сменку, портфель, куртку… Ходит в авиамодельный кружок и на хоккей зимой, берет книжки из «Библиотеки приключений», читает их по ночам и в туалете, бредит капитаном Бладом и Робин Гудом…

Его жизнь насыщена событиями и свершениями, она требует напряжения всех сил души и тела. Иногда он вскакивает ночью с открытыми и бессмысленными глазами, что-то горячо бормочет и падает обратно в постель, как убитый воин. Он фантазирует, шепчет себе под нос, когда медленно плетется домой после уроков вдоль трамвайных путей. У него есть свои «места силы», ларек с мороженым или окошко булочной, помойка – источник неисчислимых сокровищ. Он знает дворы, в которые не надо заходить, и подъезды, в которых можно переждать грозу. У него есть друзья среди взрослых и враги среди детей.

Это волшебный, совершенно реальный мир.

В отличие от цифрового нынешнего.

Матрица. Загрузка.

Теперь смотрим, как живет нынешнее поколение.

От нуля до полутора разница невелика, разве что у мамы больше свободного времени (да здравствуют памперсы и стиральные машинки!) и масса тревоги. Поэтому ребенок в основном пристегнут: к коляске, к маме, к стульчику… о том, чтобы спокойно поползать по двору и речи быть не может. Кругом опасность, грязь, шприцы и собачьи какашки. Разве что на море можно дорваться до чистого песочка, но это не всем удается. Чтобы выжить с ребенком в современной городской квартире придуманы разнообразные приспособления, игрушки, развивалки, отвлекалки. Все для того, чтобы не дать ребенку самостоятельно исследовать окружающий мир.

А ему скучно, отчаянно скучно. Ему хочется карабкаться, рыть, наливать и выливать, разбивать, нюхать, просыпать. Маме же хочется спокойно побродить в соцсетях. Ладно, предположим, что маме хочется приготовить обед. Но, если честно, приготовлению обеда, стирке, глажке, мытью полов ребенок мешает не так сильно, как сидению в интернете.

Поэтому как только ребенок вырастает до самостоятельного сидения ему вручается старый телефон, или планшет, или, если уж совсем все плохо, включается телевизор.

О, отлично, теперь он занят и у мамы есть полчаса для себя.

Еще мы практически поголовно пересели на машины. Если раньше детей спокойно возили в общественном транспорте (другого-то не было), то теперь одна мысль, что деточка будет находиться в одном объеме с толпой ужасных и (скорее всего) заразных людей, вызывает панику. Поэтому ребенка возим ТОЛЬКО в машине. Ага, по пробкам. И очень скоро становится понятно, что ребенку в машине тоже скучно. И он скандалит и буйствует. А отвлекаться от дороги очень и очень опасно. Поэтому, и только из соображений безопасности, ребенку отдается на растерзание айфончик с Фруктовым Ниндзей.

Очереди в детскую поликлинику, метро, электричка, любая ситуация ожидания, когда родители не знают, как занять ребенка, или не хотят напрягаться – электронный друг выручит вас везде! Это отличный способ

— добиваться послушания (Если ляжешь без капризов – дам поиграть)

— наказывать и угрожать (Будешь себя так вести – отберу айпад)

— получать передышку самим

— делать подарки

— и даже стимулировать хорошую учебу (четверть без троек – и получишь пятый айфон на Новый Год).

Вопли «Почему он ничем не интересуется, ничего не хочет, никуда не ходит и с нами не общается?!!» начнутся немного позже, годам к 12. Еще немаловажный аспект темы. Каких-то 15 лет назад дети массово наблюдали повседневную жизнь родителей: работу, занятия домашним хозяйством, даже в магазин детей брали чаще. Я сужу об этом на основании детских рисунков. В 1994 году диагностический рисунок «Семья» изображал обычно или «мама на кухне, папа на диване перед телевизором, я в своей комнате катаю машинки», или «мама, папа, я, взявшись за руки гуляем по улице».

Сегодня рисунки детей показывают, что даже у кошки есть свой айпад. Все сидят, уткнувшись в мониторы. Безрадостная картина, как сказал ослик Иа-Иа.

Научить детей жить

Согласитесь, это же и есть наша основная задача как родителей, конечная цель наших воспитательных усилий: за годы детства и отрочества подготовить детей к самостоятельному выживанию в современном мире. По большей части, мы это делаем, и делаем неплохо. Даем образование, заботимся о здоровье, стараемся окружить хорошими людьми и вещами.

Но обучение идет главным образом на собственном примере. Так что же видят наши дети? Наши спины, закрывающие экраны компьютеров? Они не ходят на работу к родителям (за очень редким исключением), мало проводят времени на улице в свободном поиске, хотя это абсолютно необходимо для их роста, у них нет ни поводов, ни возможностей познавать мир и себя. Сегодняшние городские дети живут в стерильном мире компьютерных технологий, виртуального общения и игровых схваток.

То, что в специальной литературе называется «ролевые игры» — в дочки-матери, казаки-разбойники, просто воссоздание любого вымышленного сюжета, начинающегося со слов «давай, как будто ты…» — сегодня перенесено во всемирную сеть и заключается в основном в уничтожении представителей загробного мира.

Я не знаю, как их оторвать от мониторов. Альтернатива миру, где ты всемогущий Герой, должна быть настолько привлекательной, чтобы ребенок захотел повернуться к ней лицом. Что вы можете предложить? Это же вам самим придется закрыть комп, выйти из Сети, отключить все гаджеты…

Вспомнить свое детство, выстрогать из брусочка «чижа» и найти подходящую биту. Порыться (ну ладно, разрешаю порыться для благого дела) в Интернете и найти все фигуры в «резиночку». Зайти на сайт Игроведа и купить Диксит или Монополию. Но играть-то все равно придется ВАМ самим, людей пока с доставкой на дом не привозят. Вы готовы?

Вы готовы терпеть его наркоманские ломки на отмену компа, выдерживать волны агрессии в свой адрес, попытки шантажа («Я сейчас в окно выброшусь, если ты не отдашь мне планшет!»)? вы сможете каждый вечер, невзирая на усталость после целого рабочего дня, общаться с подростком, который и общаться-то не очень хочет? Гулять с ним, беседовать, ходить в гости и принимать гостей у себя?

Вам придется учить его заново, показывать все возможности нашего мира, налаживать отношения. Выносить тревогу и депрессию – ведь любой отказ от привычного удовольствия ведет сначала к депрессии. Научить его гулять, играть, готовить еду, покупать продукты, смотреть на закат, читать вслух про «Трое в лодке», тихо болтать в машине, подпевать старым группам. Сейчас он ничего этого не умеет, в ушах у него наушники, руки заняты кнопками на экране. Вы еще помните, что письмо можно распечатать, и не с помощью принтера. И что игра – это когда друзья видят глаза друг друга.

Ведь это и есть НОРМАЛЬНАЯ жизнь, такая, какой она должна быть.

Если выключить компьютер.

Демина Катерина Александровна.

Журнал «Наша психология», №2, 2014


Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Катя
Согласна во многом. Но есть только одно но: в школе уже в первом классе информатика. Совсем изолировать детей тоже не выйдет. А как говорится запретный плод сладок.

Да и нам самим стоит поменьше в интернете сидеть, а побольше с детьми играть и книги бумажные читать. Глядишь и они за нами потянутся.

Пожаловаться
Ксения

хороший пост… но вызвал во мне разные эмоции… я и ЗА и ПРОТИВ… :) Считаю, наше детство было лучше :) мы больше общались, играли во дворе и т.д. и т.п. потому что у нас не было компьютеров, планшетов, мобильных… НО все течет… все изменяется… мир меняется и мы меняемся вместе с миром… и если сегодня ребенку не давать ни планшет, ни компьютер ни телевизор… кто из него вырастет? первобытный человек… простите меня:) вы не будете своему ребенку давать планшеты… он не будет знать что это… как к нему подойти… а другая мамочка с детства… на планшете — развивающие игры, мультики… ребенок «в теме» на какую кнопочку жать и что будет… с раннего детства… и вот проходит время… и ваши дети идут в школу… время же не стоит на месте… там все компьютеризировано… ваш ребенок знать не знает что такое техника… приходит… и смотрит на все эти гаджеты… знаете… как человек из какого-то африканского племени на унитаз или ванну :) Я прошу простить меня за такие сравнения… но все же… не стоит вдаваться в крайности… Я считаю что все должно быть… и нормальное человеческое общение… и планшет… и в песочнице ребенок должен возиться… все должно быть… В МЕРУ :)

Пожаловаться
Диана
Нам вообще сказали, что минимум до трех лет даже телевизор смотреть нельзя. Так что пока не грозит )
Пожаловаться
Света

Если мать проводит с ребенком достаточно времени и способна его интересно занять и отвлечь, то ребенок сидению за компьютером всегда предпочтет маму, папу, прогулки, театр, катание с горок и т.д. и т.п… Не давать телефон совсем или не сажать за комп совсем, на мой взгляд, ни кому его не навязываю, глупо. Ему жить в этом мире, все его сверстники будут также в этом мире этим интересоваться. В дороге долгой, в больнице, и в некоторых других местах телефон просто спасает, когда детям надоедает все вокруг и они просто устают например в очереди в том же терминале в аэропорту. Проблема не в гаджетах а в качественном родительском внимание и разнообразном досуге, а точнее в отсутствие этого.

Пожаловаться
Tina
Хорошая статья?? Я за золотую середину, а то можно вспомнить как люди жили при царе горохе и во что тогда играли и чем занимались! Нужно подстраиваться под время а котором живёшь, но не перебарщивать. Детей которые истерят по поводу отсутствия планшета и телефона, вернее их родителей, мне не понять, если ребёнок так реагирует — это уже громкий звонок, что на фиг прятать это от него необходимо, и возвращать в реальность! Такую бы статью ещё про 'общение' в школе написать?? когда дети между собой только и общаются, на темы, у кого какие игры новые загружены и лохи те, у кого телефон с кнопками, вот это жесть конечно.
Пожаловаться
Ирина
Я за золотую середину. Планшет даю редко, в основном в ситуациях, когда реально надо отвлечь их или уж совсем все надоело, ненадолго. Мультики смотрим, тоже дозированно. Но час в день наверно выходит, болеем сейчас щенячим патрулем.

Например, на отдыхе мы с мужем реально не могли бы есть, если бы не включали мультик детям после того, как они покушали. Пробовали, не включали, трындец были злые и голодные (( и задергивали их

Пожаловаться
Елена
Смотря какой ребёнок. У меня например, обожает сам вид компа, но вместе с тем весь день бегает по квартире. У сына папа компьютерный гений, но я не сказала бы что он целый день сидит за компом, наоборот слишком активный. У нас это генетика.
Пожаловаться
Katrina
Согласна на все 100%. Ребенку тел и планшет не даю и сама пользуюсь редко
Пожаловаться
Юлия

У нас мультик и телефон это крайний случай, когда я уже с ног валюсь и надо хоть как-то занять ребенка. Но самое интересное, что несколько раз проиграв сын перестал интересоваться игрушками на телефоне в принципе. Теперь ему интересно уронить телефон на пол и потом сидеть собирать егоНе, на самом деле, я рада, что так получается и что ребенку гораздо интереснее сделать аппликацию или красками порисовать, что от меня тоже много напряжения не требует

Пожаловаться
Lisa
Дочке давала играть, потом когда час игры заканчивался забирала, истерика на полуночи была. Пошло оно нафиг. Пусть лучше мой ребёнок будет не понимать планшетов и смартфонов, но вырастет нормальным ребёнком, а не зависимым неврастеником. Пусть своя фантазия работает…
Пожаловаться
Еленка
Конечно много мульти вред! Но я вкл, когда хочу в душ-туалет, ребенок болен, перед сном у нас уже ритуал. Бывает больше сидит, бывает меньше. Я все это понимаю и согласна со статьей. Но это не мешает моему ребенку на прогулках валяться в песке, снегу, грязи, лужах. Для чего еще стиралки?
Пожаловаться
Лео
хорошая статья.
согласна, если родителям нужен ребёнок, который молчит в тряпочку и не отсвечивает, то гаджетами его заваливают уже с малолетства.
сдругой стороны, мы живём в современном обществе и не поспевать за нынешним ходом жизни значит оказаться аутсайдером.просто нужно делать так.чтоб ребёнку с вами было интереснее, чем с компьютером.
мы дочке планшет подарили на 5 лет.месяца 1,5 поиграла (с лимитом по времени) в своих любимых Пони и Миньонов и остыла.Говорит, что у неё воображение интереснее игры придумывает.
В интернет вместе заходим с большого компа, чтоб раскраски выбрать, одежду заказать, картинки интересные найти или что-то познавательное посмотреть.но вместе.и это важно.чтоб потом обсудить, седлать выводы и просто поболтать на какую-то тему.
иногда, правда,-каюсь!!-включаю ей мультики, чтоб с младшей все дела сделать: переодеть/помыть/накормить.но она сама выключает после просмотра и идёт рисовать или играть.
Пожаловаться
Татьянка
Всё правильно… Но сейчас другое время… Когда была беременна тоже думала никаких гаджетов не дам ребенку… А теперь всё по другому… Год и 8 шарит в моем телефоне нормально… А что поделать… Главное не злоупотреблять…
Пожаловаться
Алёнка
Ну то что сейчас большинство детей таких — это верно. Но и выкидывать из-за этого технику я же не буду. Раньше раньше. Это были те времена, сейчас прогресс в мире. Раньше люди в пещерах жили, может нам туда переселиться. Просто нужно знать во всем меру. У нас мульт целый день прктически работает, но дочка пару раз глянет, когда музыка в барбоскиных играет или фиксиках. Ей и самой если интересно — она будет смотреть. На планшете мультики смотрит, если где то в дороги, но в этом нет ни чего страшного.
Пожаловаться
Юлия
Ох, как я согласна с этим постом!)
Показать ещё