ТАК НАЗЫВАЕМОЕ «РАНЕЕ РАЗВИТИЕ» ИЛИ ЖИЗНЬ НЕ В РАДОСТЬ
В наше время родители стремятся как можно раньше обучить ребенка. Я не могу сказать, с чего начался этот «бум», но все чаще встречаю в рекламе да и в разговоре устоявшееся словосочетание «раннее развитие».
Однажды я писала об этом, но хочется поговорить подробней. «Раннее развитие» — развитие ли это? Или, наоборот, вмешательство в естественный ход психических процессов маленького человека?
Что вообще подразумевает этот термин? Пройдясь по нескольким сайтам, посвященным этой теме, я обнаружила, что собственно, следовало бы говорить «раннее обучение», а не «раннее развитие».
«Математика и чтение с двух лет», «английский для малышей», «гимназия для дошколят»… Итак, что мы развиваем?
Развитие — это не учеба. Развитие всех психических функций, мозговых отделов, нервной системы ничего общего не имеют с обучением математике в два года. Развитие мышления — это не значит знать как можно больше фактов.
Интеллект — это способность устанавливать как можно больше причинно-следственных связей, а не хранение ненужной информации. Развитие ребенка дошкольного возраста происходит в ИГРЕ И ТВОРЧЕСТВЕ. Всё!
Именно игровая деятельность является ведущей, именно в ней формируются все необходимые свойства психики, нервной системы и мозга, именно в игре ребенок познает мир!
Для успешного развития интеллекта в будущем в дошкольном возрасте должна развиваться фантазия. Она является залогом будущих интеллектуальных способностей, а не наоборот!
Допустим, вы ничем не занимаетесь с малышом, он не умеет считать даже до пяти и не знает геометрических фигур. Но если вы даете ему вдоволь наиграться, предоставляете возможности для творческой деятельности (рисовать, например) — уверяю вас, когда он подрастет, он интеллектуально обгонит своих сверстников, научившихся считать-читать-писать в два года!
Особое внимание нужно уделять сюжетно-ролевым играм — это необходимо, я повторю — НЕОБХОДИМО для нормального развития ребенка! Я наблюдаю за детьми на площадках — они не умеют играть!
Я даю на уроках возможность самим придумать картинку — они не могут рисовать без подсказки! Это значит, что фантазия ребенка не работает именно в тот период жизни, когда она определяет развитие интеллектуальных способностей будущего взрослого!
Дорогие родители! К сожалению, в жизни существуют необратимые процессы. Вы никогда не сможете вернуть ребенка в этот период — дошкольный возраст. Выучит цифры и прочитать энциклопедию он успеет, а вот развитие уже перейдет на другой этап, мы не сможем что-либо изменить.
Теперь кричат, как же не обучать ребенка в год буквам, ведь можно обучать в игре! Я еще раз напомню — это все равно знаковые системы, безразлично, в игре или не в игре. Преждевременное обучение знаковым системам отрицательно сказывается на развитии мышления.
Доктор Хельмут фон Кюгель — немецкий исследователь проблемы раннего развития ребенка:
«Увеличение числа нервных и психических расстройств, нарушений поведения у детей с ранним интеллектуальным развитием ужасает, однако все это предсказуемо, если исходит из природы ребенка…
В конце концов начали решительно протестовать психологи и педиатры, приемные которых переполнились детьми, пострадавшими от раннего дошкольного обучения.
Специальным комиссиям при министерствах еще предстоит в свете этого горького опыта разобраться с новой математической и логической дрессурой, ранним обучением чтению и методикой пословного чтения, да и вообще с безудержными экспериментами с излюбленными педагогическими идеями».
Р. Мур — американский профессор:
«Не получено никаких бесспорных доказательств того, что программы раннего школьного обучения ведут к успеху, напротив, имеющиеся важные доводы убеждают, что это не так. Внушительное количество результатов исследований свидетельствует о том, что в среднем лучше занимаются дети, начавшие учиться в школе позже».
Рудольф Штайнер — основатель вальдорфского движения:
«Следует как можно дольше оставлять ребенка в его нежном образно-сказочном мире, в котором он приспосабливается к жизни, дать ему возможность как можно дольше не расставаться с воображением, образностью, „безинтеллектуальностью“. Ибо, если предоставить его организму возможность окрепнуть в „безинтеллектуальности“, он сможет позже правильным образом освоиться и интеллектуальности, необходимой современной цивилизации».
«Мышление как таковое, как внутренняя жизнь в отвлеченных понятиях в эти годы (до 7 лет) было бы преждевременным. Чем меньше педагог непосредственно воздействует на развитие способности суждения, чем больше он укрепляет ее опосредованно, тем лучше это скажется на всей последующей жизни человека».
Эда Ле Шан — американский писатель, автор популярной книги «Как выжить родителям»:
«Не думаю, что какой-нибудь из методов воспитания разозлил меня больше, чем нынешний подход к интеллектуальному развитию, начиная с детского сада и кончая высшей школой. Мы торопимся вырастить из наших детей гениев, и не замечаем, что калечим самых одаренных — в конце концов, повергая их в ужас и заставляя чувствовать себя полнейшими неудачниками еще до того, как они прожили хотя бы 1/5 своей жизни.
Похоже, мы задались целью навсегда избавиться от детства. Никаких игр! Мы отвергаем то, что хоть как-то связано с детством, инфантильность должна быть изжита, во что бы то ни стало. И все это после долгих лет внимательных исследований, доказавших, что для нормального развития ребенок должен пройти все фазы роста, и боже избави нас торопить его!»
Э.М. Грюнелиус — организатор вальдорфского детского сада и школы:
«Против чего ребенок инстинктивно протестует, так это против формы порядка, которая сообщается ему в виде правил и понятий. Протест детей относится в первую очередь не к содержанию наших мероприятий как таковых, а к их форме в виде правил и понятий, относящихся к миру интеллектуального, к которому у ребенка доступа пока нет.
По своей природе и в кругу своих интересов ребенок добр. Недобрым и сложным он становится тогда, когда его оттуда вырывают, и прежде всего подталкиванием к ранней интеллектуализации. Понятия должны органически вырасти в человеке, как и все остальное. Тогда они приобретают глубину, силу убеждения и оригинальность. Понятия, усвоенные лишь памятью, приходится часто, как тяжелый груз волочить через всю жизнь».
автор Марина Озерова
Ох, сколько сейчас всяких «исследователей» развелось — не сосчитать))) ЛЮБАЯ деятельность ребенка в два-четыре года (а тем более, если брать более ранний возраст) — в первую очередь ИГРОВАЯ. Не возьмусь оспаривать личные наблюдения автора статьи (кстати, КТО это?!)), но вполне очевидно, что если ребенок проявляет интерес к чему-либо, то это априори происходит в сфере ИГРОВОЙ деятельности. И если моему ребенку интересно сесть и почитать (не всегда «вслух», кстати), я не буду отнимать у него книжку с криками «Пошли играть в ролевые игры, потому что это для тебя полезнее!!»))) Главное в любой ситуации — отсутствие «перегибов» и принуждения.
это именно так и есть и сужу я по себе, тк ходила в вальдорфский дс и школу, я с дочкой не занимаюсь по книжкам, она все познает из окружающего мира и когда сама захочет