«Раннее развитие» — как же популярно это словосочетание в наши дни. На каждом углу мамочки обсуждают тематические недели, карточки Домана, «Школу семи гномов», а точнее, чему именно научились их дети, сколько цветов/букв/форм/слов они знают, стараясь выставить своих детей в самом лучшем свете. После таких бесед они в глубине души с огромным сожалением понимают, что соседский ребенок знает намного больше, чем их собственное чадо (и это со слов такой же мамочки), и бегут скорее домой «заниматься». Ребенок дома не совсем доволен поведением своей мамы в настойчивом желании научить хоть чему-нибудь своего отпрыска, начинает капризничать и упрямиться, чем вызывает еще большую родительскую досаду. Масла в огонь еще подливают и бабушки, постоянно напоминающие, что кто-то там в этом возрасте уже и стихи на табуретке рассказывал, а то и читал и писал, а также неврологи и логопеды со своими нормами. Расстроенные мамочки бегут скорее покупать дорогие развивающие игрушки и книги, записываются в развивающие центры, мастерят по ночам материалы для тематических недель, попутно лечат ребенка успокаивающими препаратами, которые невролог прописал «для концентрации внимания»… И вот, недавно бегающий по площадке розовощекий малыш сегодня сидит в душной квартире, рассматривает карточки по несколько секунд в течение часа, потом играет по строго определенным правилам, ходит к логопеду и видит разочарование в нем своей любимой мамы.
Когда моя Маша еще не родилась, я прочитала статьи о методиках Монтессори, Домана, Шичиды и др., впечатлилась книгой Масару Ибука и решила, во что бы то ни стало, заниматься с ребенком с рождения, ведь, действительно, после трех уже поздно.
В первом полугодии мы слушали классическую музыку и сказки, во втором – рассматривали фотографии животных-предметов, познакомились с кубиками-шариками-пирамидками, а к году уже узнавали около сотни животных и предметов, различали простые формы и 4 основных цвета и т.д. Но после очередной демонстрации умений ребенка бабушкам и дедушкам по скайпу я поняла, что что-то делаю не так, не так должен развиваться ребенок. Во-первых, мне бы хотелось, чтобы ребенок был более общительным, легче контактировал со знакомыми и незнакомыми людьми, ведь в дальнейшей жизни это умение чуть ли не самое важное. Проблема в том, что практически 24 часа в сутки мы только вдвоем, папа наш много работает, а родители живут в другом городе, к тому же, папа и мама интроверты, да и ребенок тоже. Во-вторых, хотелось бы научить малышку самостоятельной игре. И, в-третьих, развить творческие способности и способности к мышлению, а не механическое запоминание.
Для решения первоочередной задачи мы посчитали необходимым путешествовать) Конечно, полет в дальние страны является пока что финансово неосуществимым, но для ребенка даже поездка в зоопарк воспринимается как большое путешествие. Так что на выходных стараемся куда-нибудь выбраться или пригласить гостей.
Над тем, как решить вторую задачу, пришлось хорошенько подумать. Мы всегда покупали самые лучшие игрушки, качественные и дорогие, но для игр с ними всегда нужна была мама или папа. Посовещавшись с мужем, убрала абсолютно все игрушки с батарейками, большие мягкие, оставила кубики, кирпичики, мячик, пирамидку, куклу, стаканчики, мишку в кроватке и большой любимый пазл с животными. Через два дня я спокойно мыла посуду, а моя Маша играла рядом сама(!) с куклой и стаканчиками, которые являлись горшками и табуретками для куклы)) Теперь я просто заменяю одну игрушку, менее приоритетную, на новую, но обязательно не интерактивную. Конечно, я учитываю и пожелания ребенка: сейчас, например, очень нравится сортировать предметы по форме и цвету, повторять действия мамы (вытирать пыль, пылесосить и т.д.), значит, и игрушки будут соответствовать желаниям дочки.
Для решения третьей задачи были приобретены восковые карандаши, краски, кисточки и бумага. Мы торжественно вручили Маше все вышеописанные предметы, а она стала выстраивать башенку из гуаши, да и выжимание воды из кисточки ее увлекло гораздо больше, чем непосредственно само рисование) Так что для начала мы оставили только карандаши. Но и здесь все оказалось не так-то просто, ведь так тяжело не начать «учить» ребенка рисовать, а «учить» я начала именно с шаблонных рисунков елочек-шариков-домиков. Пару месяцев назад мне в руки попалась одна замечательная книга «О детском рисовании» Марины Озеровой, главная суть которой заключается в невмешательстве родителей в процесс рисования ребенка. И эта рекомендация действительно работает, ведь моя Маша теперь самостоятельно занимается как минимум полчаса красками, кисточками и водой (ага, решается и вторая задача)! Теперь я расстилаю старую скатерть на полу, выкладываю листы бумаги и инструменты для рисования, одеваю минимум одежды на ребенка и выпускаю творить шедевры))) Конечно, самое главное – не думать о том, как сейчас будешь отмывать дитенка от краски, лучше просто понаблюдать и попить чай))
Конечно, мы не отказались от книг, читаем каждый день с удовольствием, но теперь больше дел делаем вместе, стараемся много гулять и общаться с другими людьми, вымазываемся с ног до головы в краске) Теперь я спокойно отношусь к фразам «мой ребенок знает х слов/цветов/стихов», «по нормам ребенок должен…» и т.д. Я больше не беспокою ребенка карточками, развивающими занятиями, посещениями невролога, стараюсь прислушиваться к потребностям и желаниям доченьки, и знаете, подружки, насколько легче и счастливее мне дается материнство!
Вспомнила рассказ знакомой у которой детки друзей прямо такие развитые были-музыку классическую слушали, в живописи, скульптурах разбирались и вроде как с удовольствием даже… А она своего 4 летнего в Третьяковку потащила, он голого дядьку увидел и завопил с хохотом «пиписька, пиписька». Так вот это как раз нормальная реакция ребенка, мне кажется:)))
статья как раз вовремя для меня))
правильно написали!)
Для меня тоже к году ребенка пришло понимание — лучше больше впечатлений и друзей) Общение, игры, очень много времени на свежем воздухе, и естесственно путешествия)
я за то что бы дети были детьми… а что детям нравится- бегать прыгать играть кричать и тд… мой ребенок самостоятельный… как то было рвение заниматься с ним — ну не нравится ему это… он привык быть самостоятельным… сам находит себе занятие… а так и убираем вместе, с недавнего времени начал рассматривать книги и показывать на разные предметы пальчиком, а я должна называть что это за предмет)) я в роли говорящей книги) значит время пришло что ему стало это интересно… подруга говорит — твоего можно в садик отдавать)) понятно что нужно развивать ребенка, но не таким способом — сидеть над ним и вбивать ему в голову цвета и тд… про языки я вообще молчу… по моему мнению всё должно быть постепенно, ненавязчиво, с игрой… а пока — пусть играет, бесится, отдыхает, спит, прыгает, бегает))
Вот и ответ! Вашему ребенку не нравится!
А вот моему нравится ОЧЕНЬ! И поэтому я ей даю. Ей очень интересно учить и декламировать стихи и сказки, очень жадная до новых слов. Прям восторг у нее от книг и прочего.
Но в то же время мы с ней и просто дурачимся с игрушками. Все есть. Каждый ребенок индивидуален. И я считаю глупо не замечать и не развивать ребенка, у которого есть явные задатки.
Спасибо большое! Оглядываясь назад, я понимаю, что что-то делала не так, да и хотелось бы многое изменить в нашем общении с малышкой, но сейчас мне просто хочется получать радость общения от совместного времяпровождения) Вчера села за ноутбук, и почему-то решила поделиться с мамочками своей историей, ведь тема действительна очень актуальна для всех нас)
Читая статью в начале, я ожидала увидеть другую, совершенно банальную концовку. Мол, ребенок сам развивается нормально, не нужны ему формы и цифры до школы. Но нет, автор молодец. Она продолжила заниматься, точнее занимать и увлекать ребенка, но «дозрела» до следующей ступени «раннего развития», до реального развития, такого, о котором пишут те же Монтессори, Доман и пр… Эта мама поняла суть «раннего развития», пусть и немного позднее, чем надо было бы. Но все-равно она умница))
ни скажу что мне знание методик совсем не пригодились — все таки некоторые основы воспитания надо взять на заметку, но с развитием ребенка я поняла — моя дочка не собака Павлова, по этому всего она должна достигать самостоятельно в процессе познания мира, восприятия и анализа.
Тоже стараемся много гулять, беседовать, «приобщать» к другим детям. Поощряю все ее личные желания что то делать — ходить по бордюру, рисовать петь, пол мыть)) переливать воду и т.д. Аналогично не вмешиваюсь в ее творческие «полеты» — она рисует чем хочет и как хочет и где хочет. Муж поначалу как бы старался ей показать что надо рисовать именно так — я запретила.
я вот сейчас насела на ребенка, переживаю, расстраиваюсь, когда у него не получается… Свекровь давит, что должен стихи длинные рассказывать (конечно, сама в 1,5 года сбагрила дите к бабке и ходит теперь)… мы ходим к логопеду, она сказала, что главное любовь, обнимания, выражения чувств, но и творческих занятий никто не отменял, таких как описали Вы))
согласна! а чтоб скатерть не расстилать по полу — вместо гуаши используй акварель. я гуашь пока припрятала)
У нас и для акварели скатерть необходима))
Не заморачиваюсь стихами и чтением. Рисует, катается на самокате. Растёт.
А разве нельзя это совмещать? Обязательно сидеть сутками в душной квартире перед карточками и не общаться с другими людьми? Не гулять? Имхо, конечно, но это 2 крайности. Мне не нравится Доман и иже с ним, но я за раннее и гармоничное развитие. И нужно это не для того, чтобы я хвасталась перед соседками и чтобы в школе пятерки получал. А чтобы не орал на площади ослом «крымнаш», а хотя бы понимал, что за этим все может последовать. Умел мыслить и анализировать.
Я тоже против интерактивных игрушек и почти всего, что на батарейках, это убивает воображение в ребенке.
Но, простите, чем помешает классическая музыка, знакомство с великими художниками и литературой, причем не просто книги, а книги с качественными изображениями от талантливых художников? Опять же, имхо, но вокруг слишком много ширпотреба, чтобы у ребенка развивался вкус. От «опа ганганган стайл» что ли?
Я согласна, что нужно без фанатизма, полностью согласна. Но я уверена, что можно и золотую середину найти.
Что касается музыки классической, то я нисколько не умаляю ее достоинство, просто привела пример нашего раннего музыкального развития) Тоже касается и в целом шедевров мирового искусства)) Музыку мы и сейчас слушаем постоянно, но только для собственного удовольствия, благо не выносим «ганганстайл»))
Книги — это основная расходная статья моих декретных выплат. Выбираю долго и тщательно, никаких «глазастых» книжек и книг с кнопочками. Тут я полностью согласна, что некачественные изображения разовьют сомнительный вкус.
Мы нашли свою золотую середину, о чем я и писала выше))
Тогда мои вопросы сняты)) Но по сути своей, это же тоже раннее развитие, просто, наверное, каждый своё в это понятие вкладывает. Т.е. я вот за развивающую среду, если малышу интересно получать знания, то он сам научится и читать, и писать.
А вас я, наверное, не до конца поняла
Книги вообще моя боль, я уже не знаю, как оградить ребенка от этих «ярко и красочно», что начали дарить пачками. И ведь прошу прямо и по-человечески, чтобы не дарили книги, но куда там
Очень надеюсь, что смогу как-то поспособствовать этому развитию)
Да и потом, раннее развитие это и есть лепка, рисование, книги, зоопарки. Так что не поняла о чем пост.
Не показывать карточки? Чушь какая. Как будто кто-то насильно привязывает ребенка к стулу и впихивает-впихивает. Просто дети разные, одни более активны физически, другие интеллектуально. Следовательно и подход разный. Че обобщать, обвинять кого-то...
ост интересный… согласнас вами
ребенку нужно общаться, зоопарк, особенно если он контактный соседская кошка, бабушкины куры — это очень хорошо. Обязательно лет с 3-4 нужет ребенку спорт, я так считаю, этой химой мы катались на лыжах, сейчас начали осваивать коньки. книги, сказки — просто необходимы. творчество — 100процентов. обучать ребенка тоже я считаю что нужно, но не целыми днями, а в игровой форме. мы каждый день по минут 10 учимся (писать, читать, англиский, много чего) не знаю насколько хороши наши успехи, но слоги читать научились.
главное никогда не заставлять — если ребенок не хочет