Раннее развитие или почему я оставила ребенка в покое

«Раннее развитие» — как же популярно это словосочетание в наши дни. На каждом углу мамочки обсуждают тематические недели, карточки Домана, «Школу семи гномов», а точнее, чему именно научились их дети, сколько цветов/букв/форм/слов они знают, стараясь выставить своих детей в самом лучшем свете. После таких бесед они в глубине души с огромным сожалением понимают, что соседский ребенок знает намного больше, чем их собственное чадо (и это со слов такой же мамочки), и бегут скорее домой «заниматься». Ребенок дома не совсем доволен поведением своей мамы в настойчивом желании научить хоть чему-нибудь своего отпрыска, начинает капризничать и упрямиться, чем вызывает еще большую родительскую досаду. Масла в огонь еще подливают и бабушки, постоянно напоминающие, что кто-то там в этом возрасте уже и стихи на табуретке рассказывал, а то и читал и писал, а также неврологи и логопеды со своими нормами. Расстроенные мамочки бегут скорее покупать дорогие развивающие игрушки и книги, записываются в развивающие центры, мастерят по ночам материалы для тематических недель, попутно лечат ребенка успокаивающими препаратами, которые невролог прописал «для концентрации внимания»… И вот, недавно бегающий по площадке розовощекий малыш сегодня сидит в душной квартире, рассматривает карточки по несколько секунд в течение часа, потом играет по строго определенным правилам, ходит к логопеду и видит разочарование в нем своей любимой мамы.

Когда моя Маша еще не родилась, я прочитала статьи о методиках Монтессори, Домана, Шичиды и др., впечатлилась книгой Масару Ибука и решила, во что бы то ни стало, заниматься с ребенком с рождения, ведь, действительно, после трех уже поздно.

В первом полугодии мы слушали классическую музыку и сказки, во втором – рассматривали фотографии животных-предметов, познакомились с кубиками-шариками-пирамидками, а к году уже узнавали около сотни животных и предметов, различали простые формы и 4 основных цвета и т.д. Но после очередной демонстрации умений ребенка бабушкам и дедушкам по скайпу я поняла, что что-то делаю не так, не так должен развиваться ребенок. Во-первых, мне бы хотелось, чтобы ребенок был более общительным, легче контактировал со знакомыми и незнакомыми людьми, ведь в дальнейшей жизни это умение чуть ли не самое важное. Проблема в том, что практически 24 часа в сутки мы только вдвоем, папа наш много работает, а родители живут в другом городе, к тому же, папа и мама интроверты, да и ребенок тоже. Во-вторых, хотелось бы научить малышку самостоятельной игре. И, в-третьих, развить творческие способности и способности к мышлению, а не механическое запоминание.

Для решения первоочередной задачи мы посчитали необходимым путешествовать) Конечно, полет в дальние страны является пока что финансово неосуществимым, но для ребенка даже поездка в зоопарк воспринимается как большое путешествие. Так что на выходных стараемся куда-нибудь выбраться или пригласить гостей.

Над тем, как решить вторую задачу, пришлось хорошенько подумать. Мы всегда покупали самые лучшие игрушки, качественные и дорогие, но для игр с ними всегда нужна была мама или папа. Посовещавшись с мужем, убрала абсолютно все игрушки с батарейками, большие мягкие, оставила кубики, кирпичики, мячик, пирамидку, куклу, стаканчики, мишку в кроватке и большой любимый пазл с животными. Через два дня я спокойно мыла посуду, а моя Маша играла рядом сама(!) с куклой и стаканчиками, которые являлись горшками и табуретками для куклы)) Теперь я просто заменяю одну игрушку, менее приоритетную, на новую, но обязательно не интерактивную. Конечно, я учитываю и пожелания ребенка: сейчас, например, очень нравится сортировать предметы по форме и цвету, повторять действия мамы (вытирать пыль, пылесосить и т.д.), значит, и игрушки будут соответствовать желаниям дочки.

Для решения третьей задачи были приобретены восковые карандаши, краски, кисточки и бумага. Мы торжественно вручили Маше все вышеописанные предметы, а она стала выстраивать башенку из гуаши, да и выжимание воды из кисточки ее увлекло гораздо больше, чем непосредственно само рисование) Так что для начала мы оставили только карандаши. Но и здесь все оказалось не так-то просто, ведь так тяжело не начать «учить» ребенка рисовать, а «учить» я начала именно с шаблонных рисунков елочек-шариков-домиков. Пару месяцев назад мне в руки попалась одна замечательная книга «О детском рисовании» Марины Озеровой, главная суть которой заключается в невмешательстве родителей в процесс рисования ребенка. И эта рекомендация действительно работает, ведь моя Маша теперь самостоятельно занимается как минимум полчаса красками, кисточками и водой (ага, решается и вторая задача)! Теперь я расстилаю старую скатерть на полу, выкладываю листы бумаги и инструменты для рисования, одеваю минимум одежды на ребенка и выпускаю творить шедевры))) Конечно, самое главное – не думать о том, как сейчас будешь отмывать дитенка от краски, лучше просто понаблюдать и попить чай))

Конечно, мы не отказались от книг, читаем каждый день с удовольствием, но теперь больше дел делаем вместе, стараемся много гулять и общаться с другими людьми, вымазываемся с ног до головы в краске) Теперь я спокойно отношусь к фразам «мой ребенок знает х слов/цветов/стихов», «по нормам ребенок должен…» и т.д. Я больше не беспокою ребенка карточками, развивающими занятиями, посещениями невролога, стараюсь прислушиваться к потребностям и желаниям доченьки, и знаете, подружки, насколько легче и счастливее мне дается материнство!

Раннее развитие или почему я оставила ребенка в покое


Sunbeam
Sunbeam
Минск
10591379
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Марина
Марина
Доченька
4 года
Хорошая статья! Прочитала с удовольствием! Тоже стараюсь та воспитывать своего ребенка.
Пожаловаться
Ирина Писаренко
Ирина Писаренко
Черкассы
В тему о языках. Вчера была свидетелем ситуации. Мама гуляла с двумя детками,. Мальчик — младшего школьного возраста и девочка лет 3-4. Мама разговаривает на английском. Дети между собой на русском. Девочка подошла к чужому папе на площадке и что-то с ним обговаривает. Мама на английском ей говорит, что с незнакомыми людьми на улице говорить нельзя. Реакция дочки нулевая. Мама забирает девочку за руку и продолжает лекцию опять таки на англ. Мальчик стоит рядом, плюхает семки прям на площадку, а потом как издаст отрыжку! Пришлось маме перейти на родной язык и выдать порцию комплиментов о культуре ребёнка. Писать о морали этой истории не буду, все и так понятно)
Пожаловаться
Альбина
Альбина
Москва
Мне вообще не нравится словосочетание «раннее развитие». Своевременное должно быть:) И так же как многие заморачивалась тем, что вот у друзей уже пирамидку собирает, а у меня только ломает! Потом поняла, что каждому своё и в своё время:) Мой зато знает названия почти всех предметов в доме и на улице. Заниматься надо конечно, но без фанатизма:)

Вспомнила рассказ знакомой у которой детки друзей прямо такие развитые были-музыку классическую слушали, в живописи, скульптурах разбирались и вроде как с удовольствием даже… А она своего 4 летнего в Третьяковку потащила, он голого дядьку увидел и завопил с хохотом «пиписька, пиписька». Так вот это как раз нормальная реакция ребенка, мне кажется:)))




Пожаловаться
Ольга
Ольга
Петропавловск

статья как раз вовремя для меня))

Пожаловаться
Yuliya
Yuliya
Лев
9 лет
Гётеборг

правильно написали!)

Для меня тоже к году ребенка пришло понимание — лучше больше впечатлений и друзей) Общение, игры, очень много времени на свежем воздухе, и естесственно путешествия)

Пожаловаться
Марина Савостьянова
Марина Савостьянова
Минск

я за то что бы дети были детьми… а что детям нравится- бегать прыгать играть кричать и тд… мой ребенок самостоятельный… как то было рвение заниматься с ним — ну не нравится ему это… он привык быть самостоятельным… сам находит себе занятие… а так и убираем вместе, с недавнего времени начал рассматривать книги и показывать на разные предметы пальчиком, а я должна называть что это за предмет)) я в роли говорящей книги) значит время пришло что ему стало это интересно… подруга говорит — твоего можно в садик отдавать)) понятно что нужно развивать ребенка, но не таким способом — сидеть над ним и вбивать ему в голову цвета и тд… про языки я вообще молчу… по моему мнению всё должно быть постепенно, ненавязчиво, с игрой… а пока — пусть играет, бесится, отдыхает, спит, прыгает, бегает))

Пожаловаться
Марина Савостьянова
Марина Савостьянова
Минск
у меня это больная тема… про развитие
Пожаловаться
Sunbeam
Sunbeam
Минск
Все очень логично написали в предыдущем сообщении, так почему же больная тема? Все-таки из-за самостоятельности малыша?
Пожаловаться
Татка
Татка
Новороссийск
Вы пишете: ну не нравится ему это!

Вот и ответ! Вашему ребенку не нравится!

А вот моему нравится ОЧЕНЬ! И поэтому я ей даю. Ей очень интересно учить и декламировать стихи и сказки, очень жадная до новых слов. Прям восторг у нее от книг и прочего.

Но в то же время мы с ней и просто дурачимся с игрушками. Все есть. Каждый ребенок индивидуален. И я считаю глупо не замечать и не развивать ребенка, у которого есть явные задатки.

Пожаловаться
Марина Савостьянова
Марина Савостьянова
Минск
больная тема — это для меня когда ребенок не хочет, ему не нравится а мама к нему лезет и лезет… мне кажется ребенку хочется поиграть и самому и побаловаться. просто я наткнулась недавно на блог, про развитие. там мама развивает своего ребенка… и в комментариях спрашивали — у девочки есть вообще свое время когда она может заниматься своими делами ...? я считаю что это глупо настолько заморачиваться обучением, это же ДЕТИ… раньше никаких школ развития не было, карточек и тд, мне кажется дети счастливее были… потому что они учились общаться друг с другом, играть, а сейчас… я не говорю что сейчас этого нет, но сейчас уже с года сунут свои планшеты, аж бесит. в общем я придерживаюсь — развивать это хорошо и нужно, НО в меру, постепенно, по возрасту, учитывать желания ребенка, не спешить
Пожаловаться
Марина Савостьянова
Марина Савостьянова
Минск
я тоже так считаю… и в вашей ситуации вы естественно правильно всё делаете… ребенку нравится и это замечательно. моему начинает нравится всё постепенно… но больше всего ему понравилось — собирать с папой велосипед))) мальчик всё таки))
Пожаловаться
Катерина Митина
Катерина Митина
Илья
10 лет
Минск
Sunbeam, это ты про себя писала? Я что-то решила, что статья из интернета)) тогда позволю лично, ты молодец, так держать!!! :) статья замечательная! 
Пожаловаться
Sunbeam
Sunbeam
Минск

Спасибо большое! Оглядываясь назад, я понимаю, что что-то делала не так, да и хотелось бы многое изменить в нашем общении с малышкой, но сейчас мне просто хочется получать радость общения от совместного времяпровождения) Вчера села за ноутбук, и почему-то решила поделиться с мамочками своей историей, ведь тема действительна очень актуальна для всех нас)




Пожаловаться
Катерина Митина
Катерина Митина
Илья
10 лет
Минск
Забавно)) разные люди тааак по-разному понимают смысл слов «раннее развитие»! И, к сожалению, чаще всего это сводится к одному: гонке между подружками, родственниками, постоянное сравнивание с другими детьми. А сравнивать не нужно ребенка вообще никогда ни с кем! И хвастаться не нужно успехами. Тихо радуйтесь умениям ребенка и продолжайте играть и развивать так, как нравится и ребенку, и маме. Чтобы это не было обязаловкой, никто никому ничего не должен. Ведь раннее развитие и в том, что ребенку предложили краску и кисточку, организовали пространство и оставили в покое, один на один с творчеством, изучением мира и магией кисточки и краски)))) это еще как развивает!!! И воображение, и моторика, и восприятие цвета, форм, фактур... 

Читая статью в начале, я ожидала увидеть другую, совершенно банальную концовку. Мол, ребенок сам развивается нормально, не нужны ему формы и цифры до школы. Но нет, автор молодец. Она продолжила заниматься, точнее занимать и увлекать ребенка, но «дозрела» до следующей ступени «раннего развития», до реального развития, такого, о котором пишут те же Монтессори, Доман и пр… Эта мама поняла суть «раннего развития», пусть и немного позднее, чем надо было бы. Но все-равно она умница))

Пожаловаться
Ольга
Ольга
Киев
++++ под статьей, тоже до рождения ребенка думала что буду заниматься постоянно чем то с ребенком, но поняла, что главное — психическое и физическое здоровье, чем в 2 года знать на 20 слов больше чем сосед.
ни скажу что мне знание методик совсем не пригодились — все таки некоторые основы воспитания надо взять на заметку, но с развитием ребенка я поняла — моя дочка не собака Павлова, по этому всего она должна достигать самостоятельно в процессе познания мира, восприятия и анализа.
Тоже стараемся много гулять, беседовать, «приобщать» к другим детям. Поощряю все ее личные желания что то делать — ходить по бордюру, рисовать петь, пол мыть)) переливать воду и т.д. Аналогично не вмешиваюсь в ее творческие «полеты» — она рисует чем хочет и как хочет и где хочет. Муж поначалу как бы старался ей показать что надо рисовать именно так — я запретила.
Пожаловаться
БРУТАЛОЧКА
БРУТАЛОЧКА
Бруталочка
7 лет
Москва

я вот сейчас насела на ребенка, переживаю, расстраиваюсь, когда у него не получается… Свекровь давит, что должен стихи длинные рассказывать (конечно, сама в 1,5 года сбагрила дите к бабке и ходит теперь)… мы ходим к логопеду, она сказала, что главное любовь, обнимания, выражения чувств, но и творческих занятий никто не отменял, таких как описали Вы))

Пожаловаться
БРУТАЛОЧКА
БРУТАЛОЧКА
Бруталочка
7 лет
Москва
нам 3,5 почти, мы очень плохо говорим
Пожаловаться
Sunbeam
Sunbeam
Минск
Логопед прав! Очень часто мы гонимся за нормами, не принимая во внимание индивидуальное развитие ребенка.
Пожаловаться
БРУТАЛОЧКА
БРУТАЛОЧКА
Бруталочка
7 лет
Москва
она психолог еще..))
Пожаловаться
ЮляМамаМиши
ЮляМамаМиши
Минск




Пожаловаться
Наталия
Наталия
Ярослава
8 лет
Минск

согласна! а чтоб скатерть не расстилать по полу — вместо гуаши используй акварель. я гуашь пока припрятала)

Пожаловаться
Sunbeam
Sunbeam
Минск

У нас и для акварели скатерть необходима))

Пожаловаться
Юляша
Юляша
Максим
7 лет
Минск

Не заморачиваюсь стихами и чтением. Рисует, катается на самокате. Растёт.

Пожаловаться
Ольга Яковлева
Ольга Яковлева
Тюмень

А разве нельзя это совмещать? Обязательно сидеть сутками в душной квартире перед карточками и не общаться с другими людьми? Не гулять? Имхо, конечно, но это 2 крайности. Мне не нравится Доман и иже с ним, но я за раннее и гармоничное развитие. И нужно это не для того, чтобы я хвасталась перед соседками и чтобы в школе пятерки получал. А чтобы не орал на площади ослом «крымнаш», а хотя бы понимал, что за этим все может последовать. Умел мыслить и анализировать.

Я тоже против интерактивных игрушек и почти всего, что на батарейках, это убивает воображение в ребенке.

Но, простите, чем помешает классическая музыка, знакомство с великими художниками и литературой, причем не просто книги, а книги с качественными изображениями от талантливых художников? Опять же, имхо, но вокруг слишком много ширпотреба, чтобы у ребенка развивался вкус. От «опа ганганган стайл» что ли?

Я согласна, что нужно без фанатизма, полностью согласна. Но я уверена, что можно и золотую середину найти.

Пожаловаться
Sunbeam
Sunbeam
Минск
Да, в первом абзаце я описала крайность, которая все-таки достаточно часто встречается сейчас.

Что касается музыки классической, то я нисколько не умаляю ее достоинство, просто привела пример нашего раннего музыкального развития) Тоже касается и в целом шедевров мирового искусства)) Музыку мы и сейчас слушаем постоянно, но только для собственного удовольствия, благо не выносим «ганганстайл»))

Книги — это основная расходная статья моих декретных выплат. Выбираю долго и тщательно, никаких «глазастых» книжек и книг с кнопочками. Тут я полностью согласна, что некачественные изображения разовьют сомнительный вкус.

Мы нашли свою золотую середину, о чем я и писала выше))

Пожаловаться
Ольга Яковлева
Ольга Яковлева
Тюмень
О, да, я тоже все почти все отпускные на книги спускаю

Тогда мои вопросы сняты)) Но по сути своей, это же тоже раннее развитие, просто, наверное, каждый своё в это понятие вкладывает. Т.е. я вот за развивающую среду, если малышу интересно получать знания, то он сам научится и читать, и писать.

А вас я, наверное, не до конца поняла

Пожаловаться
Ugarina Introvert
Ugarina Introvert
Москва
Мои мысли прям!
Пожаловаться
Веретено
Веретено
О, да… была тут тема какую азбуку купить ребенку. Предложила бенуа. Ну просто потому что я в художественной теме нахожусь, почему бы мне не рассказать о том, ччто такое есть, не все это знают… такого начиталась, что паршивая азбука, ребенку не поправиться, буквы не такие. А с картинками, где глаза больше головы это норм))
Пожаловаться
Ольга Яковлева
Ольга Яковлева
Тюмень
Вы мне её, кстати, тоже советовали)) Лежит вот в корзине и ждет своего часа ))

Книги вообще моя боль, я уже не знаю, как оградить ребенка от этих «ярко и красочно», что начали дарить пачками. И ведь прошу прямо и по-человечески, чтобы не дарили книги, но куда там

Пожаловаться
Веретено
Веретено
Не стоит переживать из-за этих книг, если у ребенка разовьется эстетический вкус, они ему ни сколько не помешают. Как нам может нравится замысловатый фильм, но иногда хочется отдохнуть и посмотреть комедию  .важно уметь и научить различать кич и настоящее искусство. 
Пожаловаться
Ольга Яковлева
Ольга Яковлева
Тюмень

Очень надеюсь, что смогу как-то поспособствовать этому развитию)

Пожаловаться
Татка
Татка
Новороссийск
Согласна с вами, Ольга. Причем тут напряг для ребенка, если ему это в радость, а не в тягость. Суть поста по-моему, что автору легче стало. Ну так вот и ответ.

Да и потом, раннее развитие это и есть лепка, рисование, книги, зоопарки. Так что не поняла о чем пост.

Не показывать карточки? Чушь какая. Как будто кто-то насильно привязывает ребенка к стулу и впихивает-впихивает. Просто дети разные, одни более активны физически, другие интеллектуально. Следовательно и подход разный. Че обобщать, обвинять кого-то...

Пожаловаться
БелочкА
БелочкА

ост интересный… согласнас вами

ребенку нужно общаться, зоопарк, особенно если он контактный соседская кошка, бабушкины куры — это очень хорошо. Обязательно лет с 3-4 нужет ребенку спорт, я так считаю, этой химой мы катались на лыжах, сейчас начали осваивать коньки. книги, сказки — просто необходимы. творчество — 100процентов. обучать ребенка тоже я считаю что нужно, но не целыми днями, а в игровой форме. мы каждый день по минут 10 учимся (писать, читать, англиский, много чего) не знаю насколько хороши наши успехи, но слоги читать научились.

главное никогда не заставлять — если ребенок не хочет

Пожаловаться
Sunbeam
Sunbeam
Минск
Зимой ездили к родителям в другой город, там рядом с домом мини зоопарк с курами-козами-утками-фазанами-гусями-цесарками, так моя Машка за пару дней выучила все названия животных и птиц и их звукоподражания) Вот и получилось наглядное пособие))
Показать ещё