Что такое прикорм? Это пищевые добавки, назначаемые ребенку в дополнение к грудному молоку или молочным смесям. То есть прикорм – это не основная еда. Основным питанием до года является грудное молоко или смесь, потому что они содержат все полезные вещества, необходимые для ребенка в наиболее усваиваемой форме. А прикорм – это знакомство с новыми для малыша вкусовыми ощущениями.
Почему лет 20 назад прикорм вводили рано, а теперь его отодвигают все дальше? Раньше в вопросах питания, да и воспитания детей в принципе наблюдалась большая спешка. С самого рождения детей приучали быть самостоятельными, многие мамы выходили на работу через два месяца после родов. Сейчас введение раннего прикорма можно оправдать только крайней нуждой. Ферментная незрелость в возрасте до 4-х месяцев (у некоторых детей этот срок равен полугоду, году и даже полутора годам) не позволяет усвоить все полезные вещества из продуктов. Научные исследования по этой теме заставили наших медиков передвинуть срок прикорма с трех недель до 4-х месяцев. Доподлинно известно: прикармливать детей до 4-х месяцев – не нужно, и очень вредно.
Врачи – создатели новой российской схемы прикорма – допускают, что в скором будущем они пересмотрят свои взгляды на сроки ввода прикорма, в последний раз эти взгляды менялись аж в 1997 году. В нашей стране все еще многие продукты вводят детям не потому, что они – полезны и нужны, а потому, что они не очень вредны. Мол, большого вреда не будет. К примеру, сок, в котором содержится мизерная доза витаминов (а в промышленных соках их нет вовсе, кроме искусственных добавок), до сих пор назначается детям с 4-х месяцев с единственным обоснованием «не повредит».
Отрывок из известного интервью доктора медицинских наук, профессора, академика РАЕН Игоря Яковлевича Коня. Именно его ведомство разрабатывает схемы ввода прикорма.
— Игорь Яковлевич, начнем с самого удивительного — почему соки грудничкам теперь рекомендуются только на 4-м месяце?
— Имейте в виду — речь идет только о детях, получающих материнское молоко. Им действительно не нужны соки в первые месяцы жизни. И знаете, почему? Проведенная нами общая оценка рациона показала: даже со свежеприготовленным соком никаких особых витаминов, которые не входили бы в состав женского молока, 2-3 месячный ребенок не получает. С консервированными соками и того хуже — в них часть витаминов все-таки разрушается, да и минеральных веществ не очень много. А вот то, что большинство детей в таком раннем возрасте неважно переносят соки, — доказанный факт. Мы провели специальное исследование, наблюдали 100 детей, поделенных на две группы. Одна исправно пила соки с трехнедельного возраста согласно прежним рекомендациям, а другая «познакомилась» с ними только на 4-м месяце. У детишек из первой группы появилось в несколько раз больше аллергических реакций, гораздо чаще наблюдались нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта. Словом, выяснилось: пользы от соков в этом возрасте практически никакой, а неприятности могут быть. Так что лучшим временем знакомства грудничка с морковной, яблочной и лимонной влагой станет 4-ый месяц.
— Интересно, точка зрения наших специалистов совпадает с рекомендациями западных педиатров?
— Да, тут мы солидарны, причем западные коллеги часто рекомендуют давать соки еще позже. Не исключаю, что и мы, проведя новые исследования, согласимся с ними.
Недоумевающий постскриптум: в три месяца у ребенка от сока будут нарушения в ЖКТ, а через месяц почему-то нет… Наверное, так: у большинства их не будет. А меньшинство опять ожидает, когда же эти схемы будут учитывать пользу необходимую, а не вероятную.
Миф о деревенском здоровье
Когда в форуме возникает очередной спор по поводу сроков ввода прикорма, некоторые оппоненты говорят: в деревнях детей с рождения кормят взрослой пищей, и они здоровее городских! Этот миф не имеет под собой никаких научных обоснований, но чрезвычайно стоек. Наверное, его породил образ крепкого деревенского молодца, одним махом семерых убивахом. Либо вездесущие бабушки нашептали: «раньше-то в деревнях…» Так что же там было на самом-то деле?
Из-за недостаточной информированности по вопросам ГВ деревенские мамы исстари и самопроизвольно делились на «молочных» и «немолочных». Считалось, что стать «немолочной» очень даже просто, и первой причиной оставалось невежество. «Немолочная» мама, ставшая таковой от излишней мнительности – или от необходимости кормить еще десятерых – очень рано вводила младенцу прикорм (от хлебного мякиша до козьего молока). Официальная статистика гласит, что на таком режиме умирало до 40 процентов грудничков. В деревнях смертность среди детей издавна была очень высокой. Этот неоспоримый факт любителями «деревенской теории ранних прикормов» почему-то упускается из виду. А теперь вернемся к пресловутому деревенскому краснощекому младенцу, который здоровее всех городских вместе взятых: выживали только сильные! Выживали дети, которые почему-то не умерли от многочисленных болезней, обморожения, угара, раннего прикорма и других нелицеприятных факторов выживания в старинной русской деревне. Чему же удивляться: оставались в живых и радовали глаз своим здоровьем, только воистину добры молодцы. Сейчас на селе младенцам предлагают коровье молоко, отдавая дань традиции, а также из-за отсутствия грамотной информации, а не из-за исключительной пользы парного молочка, которое предназначено для теленка, а не для ребенка. Самым близким к составу грудного молока считается молоко ослицы. На втором месте стоит молоко кобылье. Коровье, несмотря на усиленную рекламу со стороны любителей «своего парного» плетется в хвосте списка.
А вот, что пишет очевидец, врач-педиатр с форума Русмедсервер, работавший в деревне нашего времени:
Я уже писал, что в 2000 году стал работать участковым педиатром в отдаленном районе Новгородской области. Где увидел странные традиции. Большая часть матерей для своих детей с месячного возраста, боясь недокорма, варила «геркулес». Т.е кипятили молоко и разбавляли его овсяным отваром. Как результат 99% детей к двум месяцам становились «искусственниками», а рахит, анемии, атопии — зашкаливали. За год мне удалось победить эту традицию, убедить в критических ситуациях давать качественные смеси, поднять грудное вскармливание до 85% (трехмесячный возраст) и 50-60% (к 6 месяцам).
В сельской местности детям давали ранний прикорм не от мудрости, а от нужды или невежества. И повторять этот опыт современной маме, окруженной супермаркетами, пароварками и дачными урожаями очень странно и совсем не мудро. А теперь о «молочных» деревенских мамах. Эти матери выкармливали грудью десятерых подряд – и еще соседских прихватывали. В большинстве деревень всегда была нищета: неужели русская женщина-хозяюшка столь неумна, что откажется от бесплатного источника питания для детей? По официальным данным в деревнях выкармливали грудью детей до 2-6 лет. Кстати, городских младенцев часто отправляли в деревню для выкармливания, этот факт был вполне официальным. Новорожденных, попавших в Дом ребенка («Дом воспитания», и др.), еще в царские времена до определенного возраста отправляли в деревню, где «приставляли» к ним кормилиц. Ни у кого почему-то не было идей заменить бесплатное и доступное питание чем-то еще.
Современные рекомендации по прикорму
Рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения:
Для обеспечения наилучшего роста, развития и здоровья младенцев в течение первых шести месяцев жизни они должны находиться исключительно на грудном вскармливании, то есть получать только грудное молоко. «Исключительно грудное вскармливание» подразумевает исключение из рациона младенца любой другой пищи и напитков, даже воды, помимо грудного молока. Однако при этом младенцам можно давать капли и сиропы (витамины, минералы и лекарства). Грудное молоко является идеальной пищей для обеспечения здорового роста и развития младенцев; оно также является составной частью репродуктивного процесса, имеющего большое значение для здоровья матерей.
По рекомендациям ВОЗ, младенцам в возрасте шести месяцев (180 дней) в дополнение к грудному молоку следует начинать давать прикорм. В возрасте 6-8 месяцев прикорм следует давать 2-3 раза в день, а в возрасте 9-11 месяцев — 3 раза в день при одной легкой закуске между приемами пищи. В возрасте 12-24 месяцев ребенка следует кормить три раза в день и, при желании, давать две легкие закуски между приемами пищи. Эти кормления должны быть достаточными, то есть снабжать растущий организм ребенка достаточным количеством энергии, протеинов и питательных микроэлементов. Еду необходимо готовить и давать безопасным способом в целях снижения до минимума рисков заражения. Во время кормления необходимо активное поощрение к еде детей младшего возраста.
Таблица 1
Источник: официальный сайт ВОЗ
А вот, какую схему разработали наши врачи на основе рекомендаций ВОЗ
Таблица 2
Источник: материалы сайта «Мама и малыш».
В последние годы во всех странах отмечена тенденция к введению прикорма в более поздние сроки, чем считалось ранее. Это происходит потому, что раньше свойства грудного молока не были так хорошо изучены, как сейчас, а качества молочных смесей оставляли желать лучшего. В наше время ребенок до полугода получает самое лучшее питание (грудное молоко или качественный заменитель), поэтому у здорового ребенка нет потребности в раннем прикорме.
Когда-то считалось, что искусственникам прикорм вводят гораздо раньше, чем детям на грудном вскармливании. Сейчас и этот постулат отменили. Как уже было сказано, молочные смеси были невысокого качества. И ребенок недополучал ценных веществ, поэтому его начинали прикармливать раньше. Современные смеси хоть и не способны полностью «скопировать» грудное молоко, но имеют достаточно богатый состав. Малыш на ИВ лишен поддержки ферментов из грудного молока, поэтому ему прикорм по логике нужно вводить не раньше, а позже, чтобы пищеварительные системы созрели. Детям на ИВ обязательно предлагают педагогический прикорм, чтобы они постепенно знакомились с новой едой.
Педагогический прикорм
Примерно с 4-х ребенок начинает интересоваться родительской едой. Это не означает, что ему уже не хватает грудного молока, это всего лишь желание подражать взрослым. Ведь ребенок как локатор сканирует мимику папы и мамы, жесты. Он всегда знает, в каком настроении его родители. И вообще понимает их лучше, чем можно подумать. Ребенок видит, как взрослых увлекает процесс еды — и хочет получать такое же удовольствие. Как вводят педагогический прикорм: ребенку выдают микродозы (одна крошка или один глоток) любых продуктов. Это может быть суп, каша, даже жаркое, крошка сыра – все, что угодно. Также ребенку выдают куски овощей, чтобы он ощутил запах и потрогал их языком: морковка, яблоко без кожуры, сушка, огурец. Педагогический прикорм выдают за месяц до начала основного прикорма. Таким образом, мы сохраняем у ребенка интерес к еде, если пищевой интерес у него уже появился, а вводить основной прикорм еще рано.Если ребенку понравился какой-нибудь продукт, и он просит еще, нужно дать на пробу что-нибудь другое.
Основной прикорм
Современные специалисты сходятся в том, что для ввода прикорма нет единого рекомендуемого возраста. У каждого ребенка индивидуальная ситуация. Возраст – всего лишь один из факторов, а судить о готовности к прикорму можно лишь по совокупности следующих факторов:
- Возраст 4-6 месяцев.
- Удваивание веса от рождения!
- Ребенок умеет сидеть. Он может наклониться к ложке или отвернуться от нее, уверенно вертит головой.
- Ребенок крепко держит в кулачке маленькую вещь и может целенаправленно засунуть ее в рот.
- Ребенок проявляет большой интерес к питанию родителей и просит попробовать.
- Прорезывание первых зубов.
- Исчезновение защитного рефлекса «выталкивания» языком твердых частичек пищи. Этот рефлекс ослабевает к 6-ти месяцам. У некоторых детей он может задержаться до года и даже до трех лет.
- Прикорм предлагают только здоровому ребенку. Противопоказаниями к вводу прикорма являются: аллергические проявления, подготовка к прививкам и период после прививок, кишечные болезни, восстановительный период после болезней ЖКТ.
При введении прикорма следует соблюдать некоторые правила:
- Прикорм предлагают перед кормлением грудью, начиная с небольшого объема (1/2 чайной ложки), постепенно увеличивая порцию до необходимой возрастной нормы.
- Следующий вид прикорма вводят только после того, как ребенок привыкнет к первому (1-я неделя – постепенно увеличиваем объем, 2-я неделя – привыкание, с 3-й недели – новый прикорм). Нельзя вводить два продукта одновременно.
- Если ребенку не нравится какой-то продукт, нужно выдержать паузу (3-7 дней) и предложить ему что-нибудь другое.
Просто городские у нас пошли иной раз хуже чем из деревни Вместо того, чтобы верить очевидным фактам и достижениям цивилизации, предпочитают слушать тетю Нюру из соседнего подъезда… И горе-врачей, которые из того же подъезда, что и тетя Нюра.