Неуверенно стоящий ребёнок в возрасте 6-18 месяцев, как правило, имеет О-образную (варусную) форму ног.
С началом прямохождения в попытках удержать равновесие ребёнок начинает широко расставлять ноги. При этом колени, как правило, смещаются кнутри, к средней линии тела, и постепенно к 2,5-3 годам жизни может возникнуть Х-образная (валгусная) форма ног.
По этому поводу один из патриархов русской ортопедии М. О. Фридланд писал, что ребёнок, начинающий ходить, «должен пройти сложную школу эквилибристики». При весьма малой опорной поверхности стоп и высоком расположении центра тяжести тела ребёнок должен, прежде всего, научиться сохранять равновесие при стоянии и передвижениях. Далее, с укреплением мышечно-связочного «корсета» тела форма ног обычно выравнивается: стопа, голень, колено и бедро центруются и выстраиваются по одной линии — вертикальной оси нижней конечности.
Своды стопы.
С ростом ребёнка соответствующим образом меняется позиционная установка стоп, форма и индивидуальные изгибы сводов стоп. Установка стоп претерпевает естественные физиологические изменения и к 8-9 годам стопы должны занять нейтральную позицию, когда средняя линия пяточной кости лежит близко (±5°) к вертикальной оси голени и всей нижней конечности.
В 60-ых годах сотрудники Ленинградского института протезирования во главе с профессором С. Ф. Годуновым провели подробнейшее исследование «созревания» сводов стоп детей ясельного и детсадовского возраста. Всего были изучены 4881 ребёнок от 2 до 18 лет. Результаты показали, что у 97,6 % детей 2-летнего возраста имеются плоские стопы, причём у 72 % из них плоскостопие III степени. С возрастом количество плоских стоп резко снижалось, достигая минимальных цифр к 9 годам. В этом возрасте продольное плоскостопие I и II степени было установлено только у 4,3 %, III степени — у 0,8 % обследованных детей.
Судя по результатам этого и других многочисленных исследований, к 7-9 годам своды стопы, форма ног и осанка должны постепенно выравниваться и приобретать очертания, характерные для взрослого человека. На подростковый возраст и период интенсивных эндокринных перестроек приходится следующий период повышенной уязвимости. В этот период скелетно-мышечная система детей наиболее склонна к деформациям. Пол, возраст, генетические особенности и особенно средовые факторы могут существенно влиять на дальнейшее формирование осанки, формы ног и сводов стопы.
Так естественное, возрастное выравнивание формы ног происходит далеко не всегда. Например, девочки от природы более гибки, пластичны (гипермобильны), но если эта гибкость чрезмерна, а мышечно-связочный «корсет» тела отстаёт в развитии, Х-образная форма ног и избыточный прогиб (гиперлордоз) поясницы остаются надолго, может быть, на всю жизнь. Некоторые детские тренеры в погоне за гибкостью пытаются постоянно «растягивать» своих подопечных, плодя «суперменов» с разболтанными суставами. Повышенная гибкость хороша только при сбалансированном мышечно-связочном аппарате суставов. Также отрицательно на осанку, форму ног и «созревание» сводов стопы ребёнка влияет и избыточный вес или резкая его прибавка.
Мы многим обязаны благам цивилизации, но у всего есть «обратная сторона». Вместо того чтобы, как наши пращуры, бегать босиком по упруго-вязким природным поверхностям в погоне за добычей, современный человек вынужден спокойно ходить по гладким и жёстким искусственным покрытиям, подолгу сидеть за столом, сводя свою физическую активность к минимуму.
К сожалению, отставание в мышечном развитии и гипермобильность, видимо, становятся характерной чертой нынешнего поколения детей крупных мегаполисов. Так, по данным А. Г. Беленького (2002 г.) при обследовании здоровых москвичей-подростков в возрасте 16-20 лет более чем 50 % девушек и более 25 % юношей демонстрировали симптомы общей гипермобильности.
Признаки генерализованной гипермобильности (избыточной гибкости)
Попросту говоря, у таких детей слабый мышечно-связочный «корсет» тела и «разболтаны» суставы, у них быстро устаёт спина, ноги, им трудно сидеть, стоять, долго ходить. Такие дети более всего склонны к прогрессирующему ухудшению осанки и плоскостопию.
Локализация болезненностей при прогрессирующем плоскостопии
Что касается стопы, то ещё на заре XX века один из основателей русской ортопедической школы Р. Р. Вреден писал: «Ком земли, наполняя своды стопы, от Адама и по сие время спасает босую ногу человека от плоскостопия». Однако уже в 1929 г. другой классик русской ортопедии М. И. Куслик с тревогой отмечал, что «с приходом цивилизации, создавшей неуступчивые, твёрдые мостовые и полы, давшей человеку обувь с плоской подошвой, было отнято у свода его природное подкрепление».
При ходьбе босиком естественный грунт (песок, галька, дёрн и т.п.) заполняет анатомические углубления стоп. Это обеспечивает поддержку рецепторной и рессорной функции стопы и, одновременно, придаёт ей определённую устойчивость в период опоры. Напротив, на гладком и жёстком покрытии большая часть подошвенной поверхности стопы как бы зависает в воздухе, а её своды лишаются рессорной и сенсорной естественной поддержки грунта. В этих условиях сводообразующие элементы стоп не могут бесконечно долго противостоять перегрузкам. В многолетних состязаниях стопа асфальт (бетон, паркет и т.п.) стопа постепенно проигрывает и сдаётся — уплощается и деформируется.
Понадобилось около 50-60 лет «победного» наступления цивилизации, чтобы опасения доктора М. И. Куслика подтвердились. Недавно исследователями из Индии было показано, что частота встречаемости плоскостопия у жителей городов, регулярно носивших обувь в детстве, в 3 раза выше, чем у людей, проведших «босоногое» детство в деревне. В 2002 г. немецкие авторы, сравнивая данные разных лет, обнаружили, что за последние 20 лет стопа подростков расширилась в среднем у девочек на 6,8 %, у мальчиков — на 5,6 %. Функция формирует орган и … наоборот! Среда обитания накладывает свой отпечаток на ход естественных процессов развития. «Тепличное» детство чревато последствиями!
В последние десятилетия гиподинамия охватывает всё более молодые слои населения. Растут поколения «компьютерных» мальчиков и девочек, предпочитающих детским забавам на природе многочасовое ссутуливание у компьютера или «валяние» у телевизора. Среди жителей городов рассказы о «босоногом» детстве и спортивной юности можно услышать разве что от бабушек и дедушек. Как результат — на школьных медосмотрах всё чаще звучит два диагноза — «две верных подруги»: «нарушения осанки» и «плоскостопие». В старших классах подключается ещё один «плюс» цивилизации — «модная», уродующая ноги, обувь.
Стопа и осанка
Какая связь между этими, казалось бы, отдалёнными частями тела: стопой и позвоночником? Прямая!
Наше тело от стоп до макушки — это отточенная эволюцией конструкция, где все звенья взаимосвязаны.
Стопы — «фундамент» тела, изъяны фундамента неизбежно вызывают перекос всей конструкции, нарушают осанку и походку человека, приводя к болям в позвоночнике и преждевременному «износу» суставов. По данным литературы, не менее чем у 80 % населения возникают проблемы опорно-двигательного аппарата, напрямую или опосредованно связанные с деформациями стопы.
Начальные элементы деформаций и функциональные недостатки стоп и осанки закладываются в детстве и следуют за человеком в его взрослую жизнь.
Считается, что с первых шагов ребёнка и до старости человек пешком огибает землю 4 раза. Стопа — это комплексная структура, состоящая из 26 костей, соединённых связками, суставами, мышцами и сухожилиями.
При рождении стопы детей ещё не сформированы, а будущие костные структуры представлены хрящом. Своды стоп, как и изгибы позвоночного столба, начинают активно формироваться с началом прямохождения. Первый этап формирования сводов стопы и осанки завершается к 8-9 годам, когда очертания стопы и спины ребёнка начинают быть похожими на формы взрослого человека. В период гормонального созревания происходит дальнейшая перестройка, направленная на функциональное совершенствование структур стопы и осанки.
Компенсаторный сколиоз в результате валгусного отклонения стопы
Восходящая цепь перегрузок и повреждения при плоско-валгусных стопах