Ребятишки-дошкольники мечтают стать первоклассниками, а потом наступает разочарование, дети не хотят ходить в школу, не желают самостоятельно заниматься и читать книги – всё это знакомо родителям не понаслышке. Почему же столь часто школьная жизнь, которая начиналась с мечты, впоследствии становится кошмаром? По какой причине способные дети не желают учиться в полную силу? Что отвращает наших детей от чтения художественной литературы? Имеет ли какую-либо связь любовь к чтению книг и хорошая успеваемость в школе? Каким образом мы, родители, можем сотрудничать с учителями? Попробуем ответить на эти и некоторые другие вопросы.
Довольно часто можно услышать жалобы от родителей и учителей по поводу многих «способных, но ленивых» ребят, которые не хотят трудиться на уроках и самостоятельно, не занимаются столько, сколько могли бы. Основных причин такого отношения к учёбе несколько.
Во-первых, способный и умный ребёнок при всех своих достоинствах может не любить читать книги. По разным причинам ему не нравится или он не привык читать всё то, что мы подразумеваем под термином «мировая художественная литература» или, говоря школьным языком, называем «внеклассным чтением». А ведь, когда ребёнок полюбит книги, и ему понравится читать, он сможет гораздо эффективнее готовиться к урокам, читать учебники и дополнительную литературу.
Начнём с того, что дети гораздо легче воспринимают образ, чем текст, и им, к тому же, гораздо тяжелее, чем взрослым, сконцентрировать своё внимание на каком-то одном занятии или объекте. Поэтому телевизор для любого ребёнка – настоящая ловушка. Держа в руках пульт управления телевизором, он становится на время «хозяином положения» и может в любой момент переключиться на другой канал, едва только ему станет не так интересно наблюдать за «движущимися картинками» со звуком в этой передаче. Представьте себе, насколько такому ребёнку трудно будет сосредоточиться, чтобы прочитать ТЕКСТ на двух-пяти-десяти страницах ОДНОЙ книги!
Как можно помочь своему ребёнку полюбить чтение? Родители должны стать настоящими исследователями и психологами, узнать, что по-настоящему интересно сыну или дочери, что увлекает их детей, и попытаться найти книги на эти темы.
Можно брать с собой ребёнка в книжные магазины, обращать его внимание на красиво оформленные, привлекательные книги, листать их вместе с ним и, при возможности, покупать.
Необходимо вместе с ребёнком читать книги, а потом вместе обсуждать прочитанное. К тому же, для того чтобы дети захотели подружиться с книгой, они, по крайней мере, должны видеть, что их родители часто читают книги, а не смотрят постоянно телевизор и не посвящают всё свободное время компьютеру! Ведь это несправедливо – самому сидеть у телевизора или за компьютером и говорить при этом ребёнку: «Иди-ка почитай!»
Во-вторых, у ребёнка может не оказаться стимулов для учёбы! Ребёнок – не механизм для автоматического запоминания и записывания всего, что говорится в школе. Обучение – это сложный психологический процесс, который не продвигается вперёд сам собой, для него нужна мотивация. Как побудить детей к учёбе?
Основным стимулом в жизни ребёнка является похвала. Если ребёнок не получил похвалу, если не были отмечены его способности и достижения уже на первых порах обучения, то впоследствии он вряд ли захочет по собственной воле садиться за уроки, читать книги, ходить в школу.
Но ведь и у нас, взрослых, происходит, в сущности, то же самое: мотивация сотрудников – это одна из основ менеджмента. Если на работе останутся незамеченными наши усилия, усердие, достижения, то вряд ли мы станем трудиться с такой же самоотдачей, как в случае, когда наши достижения получают признание коллег и начальства.
Многих детей, вместо того, чтобы похвалить и подбодрить, наоборот, психологически травмируют и обижают, и, в итоге, они разочаровываются в школе. Это может произойти как по вине учителей, – неопытных, равнодушных или уставших, – так и из-за чересчур требовательных родителей, которые слишком сурово обращаются со своими детьми.
Любая проблема ребёнка – это повод для родителей задуматься о своей жизни и поведении. Взрослым необходимо подумать, не слишком ли многого они требуют от сына или дочери? Ведь бывает, что в детях родители видят самих себя, а вернее, свои несбывшиеся мечты и надежды, и заставляют детей соответствовать родительским устремлениям.
Такие родители обычно делают сразу две ошибки: они забывают или не считают нужным похвалить ребёнка за удачный ответ или правильно решённую задачу и, в то же время, постоянно преувеличивают его неудачи, с детства навешивая на него ярлык «неспособного», «тупого». Ребёнок начинает ощущать себя именно таким, у него не появляется стимул продвигаться вперёд в учёбе, узнавать что-то новое, повышать свою успеваемость. Таких детей достаточно поддержать и показать им, что они очень способные. Это не поздно сделать даже в старших классах школы.
Продолжение следует)
из книги «Вместе с родителями» греческого священника и детского психотерапевта Василия Фермóса.
Источник: Матроны.ру
часть2
моему ребенку в этом году на подготовку. на следующий год в школу. так он уже не хочет идти в школу и учиться. садишься с ним читать книги, он лучше поупрямиться, попсихует, поорет, весь вспотеет, но читать не будет. сколько трудов мне стоило чтобы он начал читать хоть чуть-чуть. вообщем - кашмар, что будет дальше, не знаю. мне уже страшно…
часть2
Я сейчас убегаю, если хотите потом ссылку на вторую часть статьи дам моет чем поможет..
У меня это есть сдержанность на похвалу, типа чтоб нос не задирала, зато отчитать это да, не задержится, буду пересматривать
часть 2