протоиерей Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии.
Переживания и жалобы на состояние, когда грех буквально преследует тебя и ты никак не можешь от него избавиться, с моей точки зрения, часто связаны с завершением периода неофитства. Первоначальный опыт создает впечатление полета, «как на крыльях». Неофит впитывает все, как губка, а все время неофитства выглядит как сплошная череда преодолений и радостных открытий. А дальше в какой-то момент возникает торможение, словно на человека начинает давить какой-то груз. Это может сопровождаться и ощущением охлаждения к вере, и страшным ощущением «привычки» к святыне как к чему-то обыденному, и тяжестью новых вопросов и сомнений. То, что раньше человека увлекало и восхищало, — молитвенная жизнь, богослужение — вдруг ставится под вопрос и начинает ощущаться как некая рутина. И человек воспринимает это как кризис веры и, как и автор письма в редакцию «Фомы», впадает в некоторую панику, начинает пугаться: что со мной? Неужели я теряют веру и отступаю от Бога?
А на самом деле первое, что нужно понять: это кризис — как определенный этап духовной жизни, соответствующий определенному духовному «возрасту». И редко для кого духовная жизнь не сопровождается такими периодами. Нужно просто понять, что такой кризис несет для человека свою духовную пользу, дополняет его знания, укрепляет навыки, закаляет его, помогает дальше продвинуться в своем воцерковлении, в своих отношениях с Богом. И здесь ни в коем случае нельзя паниковать и унывать.
Что при этом очень важно знать: уныние, или, говоря психологическим языком, депрессия от ощущения, что грехи задавили, что нет уже той легкости, с которой ты раньше справлялся с собой, — это может означать, что человеку явно не хватает духовного руководства. Человек встретился с новыми для себя явлениями в духовной жизни, опыта борьбы с которыми у него еще нет, и ему очень нужен совет того, кто этот этап уже прошел и знает, как действовать в такой ситуации. Духовника, конечно же, найти не так просто. Но в любом случае нужно искать людей с духовным опытом, стремиться к дружбе с другими верующими людьми, которые имеют более глубокую и серьезную историю духовной жизни, жизни в Церкви.
Еще одна очень важная прививка от уныния (а уныние очень опасный враг): не надо человеку в этот момент рассуждать, хороший он христианин или нет. Перед Богом нет лучших и худших. Поэтому очень важно, размышляя о своих грехах, не вставать в «позицию Бога» и превращаться для самого себя в судью, грызть себя. Обратите внимание, что пишет апостол Павел: Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь (1 Кор 4:3–4).Любые сравнения себя с другими людьми, и даже со святыми, любые подобные «соревнования» не помогают, а только вредят.
И наконец, размышляя о каком-то грехе, который не удается преодолеть, нужно стараться разобраться в том, является ли этот грех самостоятельныи и произвольным событием, или он вызван какими-то другими причинами. Надо уметь разбираться в себе. Потому что иногда в основе тех или иных страстей или пороков могут лежать причины, которые не являются мистическими и загадочными, а связаны с нашим здоровьем, с невыстроенностью отношений на работе, с конфликтом в семье, бытовыми обстоятельствами нашей жизни и т. п. А мы об этой связи зачастую не задумываемся. Например, одна моя знакомая постоянно переживала относительно своей рассеянности и несобранности: забывает исполнять свои обещания, постоянно опаздывает, и так далее. И вот однажды она совершенно неожиданно для себя выяснила, что у нее серьезное заболевание эндокринной системы. Женщине назначили лечение, она стала принимать лекарства, и сосредоточенность, обязательность — всё к ней вернулось. Она перестала забывать о своих обещаниях, перестала опаздывать. То есть выяснилось, что речь шла не о ее проступках, а просто она болела. Важно понимать, что в человеке все взаимосвязанно, и одна проблема может тянуть за собой другую.
И еще один важный момент: в духовной жизни важно правильно расставить акценты. Избавление от всех грехов — это не самоцель. Главное в духовной жизни — это развитие отношений с Богом, это богообщение. По мере обретения духовного опыта открывается возможность преодолевать страсти и грехи. Поэтому во главу угла поставьте именно эту, самую главную цель: быть с Богом.
А кроме того, не пытайтесь все грехи и страсти преодолеть одновременно, найдите самый легкий для вас грех, действительно преодолимую страсть, и преодолейте ее. Опыт победы над чем-то легким даст вам возможность удостовериться в своих силах. А дальше надо браться за что-то следующее, но посильное. Делайте то, что можете делать здесь и сейчас. Можете раньше вставать, чтобы не опаздывать на работу? Прекрасно! То, что вы встали чуть раньше, позволит прочесть вам хотя бы одну молитву из двенадцати? Прекрасно! Читайте эту одну молитву, и так далее. Двигайтесь шаг за шагом. И не унывайте.
Спасибо.
Спасибо вам и автору статьи!!! Потрясающе просто, как раз то, что нужно. Насколько я понимаю, у меня сейчас именно этот период. Приятно, если это «завершение периода неофитства».
Особенно вот это выделила для себя:
Избавление от всех грехов — это не самоцель. Главное в духовной жизни — это развитие отношений с Богом, это богообщение.
да, есть такие грехи, которые не побеждаются никак(( И руководства-то тоже не имеется.
Ой, вот как прям для меня, вот прям все-все! Спасибо!
Спасибо, Наташа, очень полезная для меня статья оказалась!
чуть больше года назад начала свой путь… схватила все сразу… и утреннее и вечернее правило при чем полностью, и огромный пласт литературы и пост и подготовку к исповеди и причастию, и регулярные посещения храма… потом в один момент как отрезало — не хочу больше! прошло пол года, растеряла все, что накопила за 4 месяца первых шагов, получила «депрессию» и пустоту (в добавок и токсикоз сильнейший был)… и вдруг поняла от чего пусто внутри… и вот снова на пути и снова огромными массами информация, как будто голодала… НО не стала все сразу нагружать на себя… в пост в этот раз не пошла, настраиваюсь на среду и пятницу… может и не правильно, НО не хочется выпадать! да и к слову сказать спустя год почти вся информация вообще по другому воспринимается! Спасибо Наталия! помогай тебе Господь!
А статья хорошая!
мне кажется период неофитства был очень короткий у меня. я крещена в 17 лет, ходила в храм время от времени с тех пор, иногда исповедовалась и причащалась, но не была воцерковлена. в прошлом году начала ходить в храм активно, читать литературу, молиться, пыталась поститься, но никаких радостей мне жизнь не принесла, а наоборот, только горе, потери. сейчас вот как в статье именно:
"… в какой-то момент возникает торможение, словно на человека начинает давить какой-то груз. Это может сопровождаться и ощущением охлаждения к вере, и страшным ощущением «привычки» к святыне как к чему-то обыденному, и тяжестью новых вопросов и сомнений. То, что раньше человека увлекало и восхищало, — молитвенная жизнь, богослужение — вдруг ставится под вопрос и начинает ощущаться как некая рутина. И человек воспринимает это как кризис веры и, как и автор письма в редакцию «Фомы», впадает в некоторую панику, начинает пугаться: что со мной? Неужели я теряют веру и отступаю от Бога?..."
далее есть в статье ответы некоторые, но я на них не буду сильно уповать и себя оправдывать, но это имеет место быть — и в личной жизни одно предательство, вот буквально недавно, поверила опять.и опять ничего, отходила от человека два года, опять встретились, опять то же самое… на работе пыталась сменить работу, на своем же заводе не подхожу, собеседование проводил какой то юнец амбициозный, а не начальник подразделения, куда требовались люди, по его мнению я полная идиотка, меня просто это все бесит, почему мнет попадаются все эти люди… я не могу быть доброй… ладно эти люди, а есть вообще конченые мрази, которые просто ничего не понимают и не хотят понимать и делают ужасные вещи, к ним тоже надо быть милосердной и доброй??? я милосердна к слабым, к тем, кому нужна помощь, не могу пройти мимо… плачу, когда детей показывают в детдомах.взяла бы, да куда, у меня тут дочь принесет, и мне все тащить на себе… я просто устала, не хочу быть доброй и всепрощающей, потому что это меня убьет, поэтому отгораживаюсь от людей защитой из цинизма, грубости и т.д. потому что иначе раздавят… вот вся эта неустроенность возможно является одной из причин разочарования или отступления от церкви… еще у меня было несколько сотрясений мозга (от отца и от мужиков(((), проверялась, вроде нет ничего, ставили диагноз опухоль, но томография не показала… но у меня все время головные боли, головокружения и вообще реакция плохая, что то не то со мной, и настроение меняется постоянно, не могу контролировать эмоции, ходила к психиатру, прописали мне кучу всего, толку то… вобщем мысли только о смерти((((не до чего вообще… может это уже затяжной невроз или депрессия… выхода не вижу и не хочу уже ничего. Прости Наташ, что опять тут поныла
Спасибо большое Наташенька! Передачу с участием этого психолога я смотрела, только жаль, он в Москве живет, на сайте с ним не свяжешься, спасибо за сайт, почитаю, там много интересного и полезного. На сайты Победишь и Пережить захожу уже давно, там как почитаешь истории жуткие, еще хуже становится, но статьи психологов очень помогли мне года два назад. Просто варюсь я в своем котле, в четырех стенах, с детьми, близких людей рядом и вообще почти нет. Если бы смогла изменить обстановку, свою жизнь, работу, никак не могу, поэтому так плохо, и со здоровьем тоже. ныть не люблю, иногда хочется выговориться, но все одно и то же… мне кажется, что схожу с ума. Не помогает ни церковь, ни вера, ни принятие св.Тайн. Борюсь, только кажется пора уже в психушку(((
Ты не сдавайся, нажо всё равно что-то делать с этим.
Я нашла сейчас видео на ю тьюб Дмитрий Авдеев, буду смотреть. По скайпу не совсем удобно при детях, и я никогда им не пользовалась, не люблю, как то не по настоящему. лучше конечно в реале встретиться с врачом, поговорить. Я уже каких врачей только не прошла, все бесполезно.
Спасибо тебе большое Наташенька, что отвечаешь, очень благодарна тебе за это!
Спасибо большое! =)
Наташенька, мне как раз такого наставления не хватало. Спаси Господи!
Спасибо!
Очень правильно сказано- сравнивать себя с другими, кто больше преуспел в духовной жизни, не полезно! И даже может в уныние вогнать( Молитва, пост, посещение богослужений- это мы делаем для себя, чтобы быть с Богом. А не для того, чтобы посоревноваться с кем-то)