Крестили меня в 10 лет. Но одно дело креститься, а другое – поверить… Из Таинства я мало что запомнил, и по-настоящему впервые встретился со священником, когда мама пригласила его освятить нашу квартиру. Она (как и вся наша семья) тогда была совершенно нецерковным человеком, а батюшку позвала скорее из суеверия, как люди вешают в доме обереги и т.д. На всякий случай – может и не поможет, но хуже не будет.

У меня, как у любого парня лет пятнадцати, были свои глупые (с точки зрения меня сегодняшнего) проблемы, но тогда они мне казались очень серьезными – например, любовь к однокласснице, к которой я не знал, как подойти. Я попытался пообщаться с батюшкой, посоветоваться с ним, потому что священник вызывал у меня бессознательное доверие. Но ничего не вышло. Он отмахнулся от меня, при этом не забыв взять деньги за освящение квартиры. Я тогда на него очень обиделся и разозлился, и мое отношение к священникам и, главное, к Церкви резко испортилось.

С тех пор моей любимой книгой стало «Воскресение» Толстого. Я не читал его религиозных произведений, знал только, что он был человеком верующим, но не признавал никаких посредников между Богом и человеком – священников, таинств, в общем, Церкви. Мне это очень понравилось, ведь я был уверен: Церковь только обманывает людей и тянет из них деньги (она ассоциировалась у меня с тем нелюдимым, расчетливым батюшкой). Так я заделался «толстовцем», толком не разобравшись, что это такое.

Однажды мой брат случайно встретил друга детства. Когда-то они вместе хулиганили во дворе, а теперь тот стал монахом и пригласил брата в другой город, где восстанавливалась разрушенная обитель. Скоро там должно было состояться освящение храма, и требовалась помощь по уборке территории. Но брат поехать не смог и попросил меня. Терпеть не мог все, связанное с Церковью, но ради него все же поехал. Правда, долго возмущался, что буду в этом монастыре бесплатно вкалывать на каких-то монахов. А вдруг они начнут читать мне нравоучения? Куда тогда деваться? Остаться одному в другом городе, среди церковников… Я этого очень боялся.

Первое, что я увидел, войдя в монастырь – это такие же люди, как я. Многие из них (и это меня особенно поразило) были моими ровесниками. А я-то ожидал увидеть угрюмых, молчаливых стариков в капюшонах, как в западных фильмах. Но меня окружали веселые, открытые лица, со мной нормально разговаривали, улыбались, адекватно реагировали на мои робкие вопросы. А потом произошло нечто уж совсем неожиданное. Я присел на скамеечку рядом с двумя монахами. Они что-то весело обсуждали, и вдруг один из них стал рассказывать другому анекдот про монахов!.. Я не верил своим ушам. И вдруг почувствовал, как пропало внутреннее напряжение, исчез панический страх. Я понял, что это нормальные люди, просто живущие какой-то другой жизнью. Но вот какой – я понять пока не мог.

Я пробыл в этом монастыре два дня. Работал с удовольствием, которого от себя никак не ожидал. И когда настоятель попросил меня помочь еще в одном селе, где восстанавливались сразу два храма, я согласился.

Переломный момент в моей жизни случился в день моего отъезда из села. Был праздник преподобного Сергия Радонежского, служили Литургию. В церковь я идти не хотел. Проснулся часов в девять, походил-побродил и думаю:

«Дай-ка все же загляну в храм». Народу там было немного. Тут выходит настоятель с какой-то чашей, все к ней подходят, и священник маленькой ложечкой что-то зачерпывает и аккуратно кладет людям в рот. Тогда я понятия не имел, что началось Таинство Причастия…

Когда все причастились, батюшка посмотрел на меня и сказал: «А ты чего ждешь? Иди сюда». Я подошел, он спокойно меня причастил и пошел было в алтарь… Но вдруг, резко развернувшись, с полными ужаса глазами, произнес: «А ты исповедовался?!» Конечно, не исповедовался, я вообще не знал, что такое исповедь и причастие Телу и Крови Христа. Батюшка, видимо, и сам был в смятении, ведь это была его ошибка. Он вынес крест и Евангелие, как обычно делают на исповеди, и не сердитым, но твердым голосом сказал: «Кайся!»

Потом, узнав о христианстве немного больше, я часто вспоминал этот случай. В древней Церкви исповедовались редко, только если совершали особо тяжкие грехи. Но исповедовались вслух, перед всей общиной. Позднее Церковь отменила эту практику, и вот через полторы тысячи лет это повторилось в моей жизни, причем на первой в жизни исповеди. А ведь я даже не знал, что такое исповедь, просто чувствовал, о чем надо говорить. И только когда закончил, понял, что говорил вслух, а в храме стояла полная тишина…

Что я чувствовал, когда вышел из церкви, трудно передать словами. Духовным опытом вообще сложно делиться. Просто было ощущение, что окружающий мир преобразился: небо стало ярче, воздух чище. Но самое главное, не умом, а сердцем я понял, чем живут эти монахи. Это было как мгновенная вспышка света в темной комнате, но в нем я увидел себя настоящего. И еще. Это чувство было вовсе не пугающим, была радость и желание изменить себя, начать жить по-другому.

Сейчас я понимаю, что тогда, на Литургии в маленьком сельском храме в моей жизни произошла встреча с Воскресшим Христом, с Тем, в Кого я не верил и через того, кого считал всего лишь «коммерческим директором культового сооружения». Обычный священник, монах, оказался тем человеком, через кого Бог изливает Свою благодать и любовь в наш мир. И самое сложное было поверить, что все это – абсолютно даром…

Роман Маханьков (1976 — 2012 гг.), записала Елена Меркулова

Источник: журнал Фома


Наталия
171042
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожаловаться
Яна
Спасибо за интересный рассказ!
Пожаловаться
Наталия
Яна 
во славу Божию!
Пожаловаться
Аня

Круто! Я в восторге! Вот преображение человека! С ума сойти =))) Случай такой редкий! И правда- раньше исповедовались, если что-то совсем тяжкое было… А так на доверии… здорово!

Пожаловаться
Наталия
Аня 
Божия Благодать действует как хочет
Пожаловаться
Аня
Наталия 
потому что Господь благ и милосерден…
Пожаловаться
Аннушка
интересный рассказ
Пожаловаться
Наталия
Аннушка 
Пожаловаться
Татьяна

Спасибо

Пожаловаться
Наталия
Татьяна 
Пожаловаться
Ирина

Батюшка не ошибся)))

Пожаловаться
Наталия
Ирина 
Пожаловаться
Татуся Мамуся
Ушел в 36?..
Пожаловаться
Наталия
Татуся Мамуся 
я не поняла сама- наверное, да
Пожаловаться
ЯтолькоЯ
Слава Богу за все!
Каждого ведет своими тропинками
Пожаловаться
Наталия
ЯтолькоЯ 
да
Пожаловаться
Ольга Мануйлова

интересная история))

Пожаловаться
Наталия
Ольга Мануйлова 
Пожаловаться
Валентина

«Что я чувствовал, когда вышел из церкви, трудно передать словами… И самое сложное было поверить, что все это – абсолютно даром…»

не даром! даром ничего не бывает! для этого мы должны проделать огромную работу над собой! не трудно мыть унитаз, даже чужой… НО так трудно отмыть свою душу, особенно в первый раз… Это самая большая плата которую многие по малодушию своему не готовы заплатить!

Наталья, спаси тебя БОГ!

Пожаловаться
Наталия
Валентина 
во славу Божию! да, самый главный наш враг внутри нас
Пожаловаться
Аня
Валентина 
Да, не даром. Но он говорил о том материализме, который его смутил в юности («церковь только тянет с людей деньги»). А с духовной стороны — тоже не даром. это как бы аванс, та первая радость. А потом для достижения её придётся трудиться.
Пожаловаться
Оля Василькова

Пожаловаться
Валентина

Они что-то весело обсуждали, и вдруг один из них стал рассказывать другому анекдот про монахов!.. Я не верил своим ушам. И вдруг почувствовал, как пропало внутреннее напряжение, исчез панический страх. Я понял, что это нормальные люди, просто живущие какой-то другой жизнью. Но вот какой – я понять пока не мог.

для меня осознание, что священнослужители такие же люди, что они могут злиться, ругаться, кушать неправильную пищу в пост и просто быть как все — это было шоком!

Пожаловаться
Наталия
Валентина 
я так часто слышуо несоответствии некого идеального образа священнослужителя реальности, что давно перестала этому удивляться. Наш батюшка много лет назад на Прощённое Воскресение сказал- я грешнее вас всех, и я не лукавлю. Вот и вся разница. Они знают, что грешнее нас всех, а мы считаем себя праведнее их, потому что попросту у нас куча оправданий-у них с точки зрения обывателя их нет. Вот только первым в рай вошёл раскаявшийся разбойник...
Пожаловаться
Валентина
Наталия 
Наташа, мой комментарий не в осуждение! это был первый шаг который я сделала на пути к храму! это сняло с меня часть «слышанных» дуростей… после этого мне стало намного проще подойти к любому батюшке и просто общаться, ушла пропасть между НИМИ и мной. для меня это огромный ПЛЮС! ни в коем случае не в осуждение! И если уэ они зная столько, служа по множеству лет несут в себе те же качества, что и мы — то нам и сам БОГ велел брать с них пример и идти по этому пути!
Пожаловаться
Наталия
Валентина 
я и не думала, что в осуждение- прости, если так выглядит ответ. Я свои мысли в ответ на подобные рассуждения просто написала- вот в соседнем посте как раз пошло- такие они-сякие, эти батюшки, неправедные совсем. Только на Святой Земле да в паломнических поездках праведность осталась. Грустно…
Пожаловаться
Валентина
Наталия 
мне больно такое слышать — кто мы такие что бы их осуждать? за многие знания — даются многие скорби (могу не точно сформулировать). Откуда мы знаем, что они несут на себе изо дня в день. Да и спрос с них будет двойной!
Я поняла, что в пылу беседы, просто решила пояснить свой комментарий.
Пожаловаться
Наталия
Валентина 
да, согласна, и мне всегда этобольно слышать. Слушая лекции Олега Стеняева по библеистике, услышала мысль: бесы охраняют праведность и внешнюю чистоту сектантов, убеждённых атеистов- для поддержания самомнения- они ведь и так им принадлежат. Но стоит человеку направить свою жизнь в православное русло, начинаются атаки. Поэтому православным людям так непросто и такие искушения. И чем более праведную жизнь пытается вести человек, чем больше стремится к Богу, тем эти атаки яростнее. Поэтому тяжелее всего священнослужителям и монахам- вся жизнь которых Богу отдана. Вот поэтому им так нужна наша молитва, о степени их борьбы простой человек даже представления не имеет. И на Суде отвечать им ещё и за пасомых… Очень тяжёлый труд быть священником.
Пожаловаться
Людмила

Прекрасный рассказ! Спаси Господи!

Пожаловаться
Наталия
Людмила 
во славу Божию!
Пожаловаться
Марина
Очень честный и самокритичный рассказ!
Пожаловаться
Наталия
Марина 
Пожаловаться
Наталья Стил

сильная история!

Пожаловаться
Наталия
Наталья Стил 
Пожаловаться
Ирина Колянко

Наташа спаибо очень интересный рассказ

Пожаловаться
Наталия
Ирина Колянко 
во славу Божию!
Показать ещё