Великопостная молитва святого Ефрема Сирина + видео

Великопостная молитва святого Ефрема Сирина

Великим постом каждый день – с вечера воскресенья по пятницу читается удивительная молитва Ефрема Сирина

Молитву, которую предание приписывает одному из великих наставников духовной жизни, св. Ефрему Сирину, можно действительно назвать великопостной молитвой, т. к. она особенно выделяется среди всех песнопений и молитв Поста.

Вот текст этой молитвы:

Господи и Владыко живота моего,

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю!

Даруй ми зрети моя прегрешения,

И не осуждати брата моего

Яко благословен еси во веки веков.

Аминь.

Молитва Ефрема Сирина


Эта молитва читается дважды в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы (по субботам и воскресениям она не читается, т. к. богослужения этих двух дней, как мы увидим позже, отличаются от общего великопостного строя). При первом чтении этой молитвы после каждого прошения кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: “Боже, очисти мя, грешнаго”, — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.

Почему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место во всем великопостном богослужении? Потому что в ней перечисляются особым, свойственным только этой молитве образом все отрицательные и положительные элементы покаяния и определяется, так сказать, список наших индивидуальных подвигов. Цель этих подвигов, прежде всего, — освобождение от какого-нибудь основного недуга, направляющего всю нашу жизнь и препятствующего нам вступить на путь обращения к Богу.

Основной недуг — праздность, лень, нерадение, небрежность. Это — та странная лень и пассивность всего нашего существа, что тянут нас всегда “вниз”, а не поднимают “вверх”, что постоянно убеждают нас в невозможности, а потому и нежелательности что-либо изменить. Это поистине глубоко вкорененный в нас цинизм, который на каждый духовный призыв отвечает: “зачем?” и благодаря которому в течение всей нашей жизни мы растрачиваем данные нам духовные силы. “Праздность” — корень всех грехов, потому что она отравляет духовную энергию у самых ее истоков.

Плод праздности — уныние, в котором все учителя духовной жизни видят величайшую опасность для души. Человек во власти уныния лишен возможности видеть что-либо хорошее или положительное; для него все сводится к отрицанию и пессимизму. Это воистину дьявольская власть над нами, т. к. дьявол прежде всего лжец. Он лжет человеку о Боге и о мире; он наполняет жизнь тьмою и отрицанием. Уныние — это самоубийство души, потому что, если человек находится во власти уныния, он совершенно неспособен видеть свет и стремиться к нему.

Любоначалие! Любовь к власти. Как ни странно это может показаться, но именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают все наше отношение к жизни, опустошают ее и лишают ее всякого смысла. Они заставляют нас искать возмещения в совершенно неправильном отношении к другим людям. Если моя душа не направлена к Богу, не ставит себе целью вечные ценности, она неизбежно станет эгоистичной, эгоцентричной, а это значит, что все другие существа станут средствами для удовлетворения ее желаний и удовольствия. Если Бог не Господь и Владыка моей жизни, то я сам превращаюсь в своего господина и владыку, становлюсь абсолютным центром моего собственного мира и рассматриваю все с точки зрения моих необходимостей, моих желаний и моего суждения. Любоначалие, таким образом, в корне извращает мое отношение к другим людям, стараясь подчинить их себе. Оно не всегда побуждает нас действительно командовать и властвовать над другими людьми. Оно может выражаться также в равнодушии, презрении, отсутствии интереса, внимания и уважения к другим людям. Дух праздности и безнадежности в этом случае направлен на других; и духовное самоубийство соединяется здесь с духовным убийством.

После всего этого — празднословие. Только человек среди всех созданных Богом тварей получил дар речи. Все святые Отцы видят в этом “отпечаток” Образа Божия в человеке, потому что Сам Бог явлен нам как Слово (Ин 1,1). Но, будучи высшим даром, он в то же время и наибольшая опасность. Выражая действительно саму сущность человека, его самоисполнение, он именно благодаря этому может стать средством падения, самоуничтожения, обмана и греха. Слово спасает и убивает; слово вдохновляет и слово отравляет. Правда выражается словом, но и дьявольская ложь пользуется словом. Обладая высшей положительной силой, слово поэтому имеет огромную отрицательную силу. Оно создает положительное и отрицательное. Когда слово отклоняется от своей божественной природы и назначения, оно становится праздным. Оно “подкрепляет” дух праздности, уныния и любоначалия, и жизнь превращается в сущий ад. Слово становится тогда действительно властью греха.

Покаяние, таким образом, направлено против этих четырех проявлений греха. Это препятствия, которые надо удалить. Но только Один Бог может это сделать. Поэтому первая часть этой великопостной молитвы — крик из глубины человеческой беспомощности. Затем молитва переходит к положительным целям покаяния.Их тоже четыре.

Целомудрие! Если не придавать этому слову, как это часто делают, только его сексуальное, побочное значение, то его надо понимать как положительную противоположность духа праздности. Праздность, прежде всего, означает рассеяние, разделение, изломанность наших мнений и понятий, нашей энергии, невозможность видеть вещи, как они есть, в их целом. Противоположность праздности и есть именно целостность. Если обычно считают целомудрие добродетелью, противоположной сексуальному развращению, то это происходит только благодаря тому, что изломанность нашего существования нигде так себя не выражает, как в сексуальном разврате, в отчуждении жизни тела от жизни духа, от духовного контроля. Христос восстановил в нас целостность, восстановил настоящую иерархию ценностей, приведя нас обратно к Богу.

Первый чудесный плод этой целостности или целомудрия — смирение. Мы уже говорили о нем. Оно, прежде всего, – победа правды в нас самих, уничтожение всей той лжи, в которой мы обычно живем. Одни смиренные способны жить по правде, видеть и принимать вещи так, как они есть, и благодаря этому видеть Божие величие, доброту и любовь ко всем. Вот почему сказано, что Бог смиренным дает благодать и противится гордым.

За целомудрием и смирением естественно следует терпение. “Падший” в своей естественной природе человек — нетерпелив, т. к., не видя самого себя, он скор на суд и осуждение других. Это понятия обо всем неполные, изломанные, искаженные. Поэтому он судит обо всем согласно со своими вкусами и со своей точки зрения. Он равнодушен ко всем, кроме как к самому себе, поэтому он хочет, чтобы жизнь для него стала немедленно удачной.

Терпение поистине божественная добродетель. Господь терпелив не потому, что Он “снисходительно” к нам относится, но потому, что Он видит реально самую глубину вещей, которую мы по своей слепоте не видим, и которая открыта Ему. Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее мы становимся, тем более отражаем в себе свойственное одному Богу бережное отношение, уважение к каждому отдельному существу.

Наконец, венец и плод всех добродетелей, всех усилий и подвигов есть любовь, та любовь, которая, как мы уже сказали, может быть дана одним Богом. Это тот дар, который является целью всего духовного подготовления и опыта.

Все это сведено воедино в последнем прошении великопостной молитвы, в котором мы просим: “видеть свои прегрешения, и не осуждать брата своего”. В конце концов, перед нами стоит одна опасность: гордыня. Гордость — источник зла, и зло — источник гордости. Недостаточно, однако, видеть свои прегрешения, потому что даже эта кажущаяся добродетель может обратиться в гордость. Писания святых Отцов полны предостережением против этого вида ложного благочестия, которое на самом деле, под прикрытием смирения и самоосуждения, может привести к дьявольской гордыне. Но когда мы “видим наши грехи” и “не осуждаем брата своего”, когда, другими словами, целомудрие, смирение, терпение и любовь соединяются в нас в одно целое, тогда и только тогда наш главный враг — гордость — уничтожается в нас.

После каждого прошения молитвы мы кладем земной поклон. Но не только во время молитвы св. Ефрема Сирина кладут земные поклоны; они составляют отличительную характеристику всего великопостного богослужения. Но в этой молитве значение их раскрывается лучше всего. В долгом и трудном подвиге духовного возрождения Церковь не отделяет души от тела. Человек отпал от Бога весь целиком, душой и телом. И весь целиком человек должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу. Греховное падение состоит именно в победе плоти (животной, похоти в нас) над духовной, божественной природой. Но тело прекрасно, тело свято. Так свято, что Сам Бог “стал плотью”. Спасение и покаяние тогда – не презрение к телу, не небрежение им, но восстановление тела в его настоящем служении, как выражения жизни и духа, как храма бесценной человеческой души. Христианский аскетизм не борьба против тела, но за него. Вот почему весь человек — душой и телом — кается. Тело участвует в молитве души, так же, как и душа молится не вне, а в своем теле. Таким образом, земные поклоны, “психо-телесный” знак покаяния и смирения, поклонения и послушания, являются отличительной чертой великопостного богослужения.

Протопресвитер Александр Шмеман


Наталия
7766
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожаловаться
Валентина

глубокая статья! замечательная молитва! спасибо!

Пожаловаться
Наталия
Валентина 
во славу Божию!
Пожаловаться
Светлана

Благодарю! Очень мне понравилась статья! Молитву постараюсь выучить. Спаси Бог, Наташенька, тебя и всех кого ты любишь!

Пожаловаться
Наталия
Светлана 
во славу Божию!
Пожаловаться
Даша

очень люблю эту молитву. оказывается, в ней еще более глубокий смысл сокрыт, чем мне казалось. только мы ее читаем ежедневно, не только в Великий пост. это не грех, как думаете?

Пожаловаться
Наталия
Даша 
разве может быть грех молиться?
Пожаловаться
Даша
Наталия 
Пожаловаться
Аннушка

в закладки. Очень хорошая статья для размышления. Спаси Господи!

Пожаловаться
Наталия
Аннушка 

во славу Божию!

Пожаловаться
Наталья Стил
Пожаловаться
Наталия
Наталья Стил 
Пожаловаться
Оля Василькова

Пожаловаться
Наталия
Оля Василькова 
Пожаловаться
Ольга Мануйлова

Пожаловаться
Наталия
Ольга Мануйлова 
Пожаловаться
Женька

Спасибо. Вот читаю и думаю, сколько же во мне всего плохого, надо с этим бороться.

Пожаловаться
Наталия
Женька 
во славу Божию! как и в любом из нас
Пожаловаться
Венера

Знаете самая действенная молитва, молитва покаяния пред Богом, когда она сказана не только устами, разумом, а сказано от сердца, разумением своим. А то что ты просишь для себя, но не во вред окружающим и тебе самой во благо, Господь Бог дает, если после молитвы покаяния, если будешь молится с верою и будешь ждать с надеждою. Лучше молится ни чьими то молитвами, заученными фразами, а молится своими словами, хотя можно использовать и иногда, часть или фразы из псалмов и других Божьих людей. а если твои молитвы, состоят только из чужих людей и использовать как заклинание, то не жди ответа, раз два сработает, а потом нет.

Пожаловаться
Наталия
Венера 
о заклинаниях речи нет. Молитвы сявтых- это пример для нас как надо молиться. Церковь учит молиться как молитвами Библии и святых, так и своими словами. Сама молитва бывает не только покаянной. Бывает ещё восхваляющей, благодарственной, просительной. И смысл её не в «срабатывании», а в общении,- это разговор с Богом, а не набор фраз
Пожаловаться
Венера
Наталия 
Молитвы бывают разные, но без покаяния они не действенны. Смотри библию Исаия 59:2, т.е Бог отворачивает лицо Свое от просьб наших из-за наших грехов, хотя и слышит.
Пожаловаться
Наталия
Венера 
а что значит не действенны? Бог не слышит или не делает по-нашему? Понятие действенности молитв не понятие православия. Есть стремление к идеалу- «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18).. Есть Церковные Таинства, в том числе и Таинство прокаяния- они все без исключения во оставление грехов и подготовка к ним пронизана покаянием. Какие противоречия?
Пожаловаться
Венера
Наталия 
Здесь нет противоречия. но часто, человек молясь Богу, либо время от времени прибегая к Богу и не получая, какой либо результат своих просьб, ожесточает свое сердце и начинает думать, что Бог его не слышит. либо совсем перестает верить в Бога, либо считает, что необходимо множество условий, чтобы угодить Богу, что эти условия слишком тяжелы для мирского человека. Человек начинает откладывать свое покаяние, прикрывая свой грех- занятостью, добрыми делами. как ему кажется.
Пожаловаться
Наталия
Венера 
не знаю- я стараюсь не смотреть на других людей. Один Господь знает сердце человека, и не моё дело рассуждать о путях других людей. Что до молитвы- она мне необходима всякая- и благодаственная, и восхваляющая, и покаянная, и Псалтирь, и из молитвослова, и свои слова, и Иисусова молитва- и я не выделю необходимость только одной- все нужны. Сейчас по вечерам читают Великий покаянный канон Андрея Критского, и молитва Ефрема Сирина его сопровождает, как и все будничные Богослужения, так как учит нас смотреть на себя и свои грехи. Церковная мудрость, проверенная веками.
Пожаловаться
Венера
Наталия 
Молодец, Наталья, Значит, что ты уже праведник пред Богом.
Пожаловаться
Наталия
Венера 
да прямо… просто это прописные истины православия
Пожаловаться
Людмила

Спаси Господи!

Пожаловаться
Наталия
Людмила 
во славу Божию!
Пожаловаться
Еленка
Прекрасная молитва! Очень мудрая и в то же время простая по сути… спасибо за подробное толкование!
Пожаловаться
Наталия
Еленка 
во славу Божию!
Пожаловаться
Тая null

Лень (не хочется что либо далать), нерадение (делается все без особой радости), небрежность (не осторожно, не аккуратно, не боясть что-то сломать). А праздность — это когда ничем не занятый, нет работы и стремлений.

Плод праздности уныние. Но такой же плод есть и у того кто работает :) Вот работаешь-работаешь, а денег хватает только на проезд, на тормозки, и на одежду с косметикой для этой работы. С таким успехом и дома можно посидеть.

Пожаловаться
Наталия
Тая null 
такой плод есть и утого, кто трудится не во славу Божию
Пожаловаться
Тая null
Наталия 

а как это трудится во славу? Обычные професии секретарь, упаковщик они во славу или нет?

Пожаловаться
Наталия
Тая null 
любой труд, когда человек его выполняет с мыслью о Боге, как перед Его лицем, как будто Он- его работодатель- во славу Божию. БДля Бога и детей рожают, и паровозом управляют