«Если кто вознамерился воспитать дитя методом стращания, тот рискует потерять его любовь и духовно искалечить его. Более того, у ребёнка родители после подобных наказаний и резких вразумлений теряют авторитет. Задача воспитания ребёнка как раз и состоит в том, чтобы раскрыть в нём природный инстинктивный дух к божественной красоте и правде, что позволит ребёнку отталкивать от себя зло. Главная задача воспитания ребёнка состоит не в пичканье его знаниями, ибо многознание по мысли греческого философа Гераклита уму не научает, а в том, чтобы «как можно раньше зажечь детскую душу лучом божественного света, чтобы она очнулась от своего блаженного сна ночи навстречу благословенному дню». И. Ильин
Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями. Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.
Мы ведем войну, но наша война не живых делает мертвыми, а духовно мертвых, погрязших в ереси, делает живыми.Не еретика преследую, а ересь, не грешника, а грех.Сколько бы кто меня ни бранил, от чистого сердца говорю:«Мир, ибо любовь Отца во мне.Тем более буду любить вас, чем менее любим буду вами.»
Человек, говорят, свободен, его нельзя или ему не должно себя принуждать ни в вере, ни в учении. Господи, помилуй! Какое диавольское мнение! Если не понуждать, то что же после этого выйдет из людей? Ну, что выйдет из тебя, глашатай нововымышленных правил, если ты не будешь принуждать себя ни к чему доброму, а будешь жить так, как располагает тебя жить твое порочное сердце, твой гордый, близорукий и слепой разум, твоя грешная плоть? Скажи, что из тебя выйдет? Разве ты не принуждаешь себя ни к чему, не говорю прямо доброму, а хотя должному и полезному? Как можно обойтись без принуждения себя? Как можно и христиан не побуждать и не принуждать к исполнению предписаний веры и благочестия? Не сказано ли в Священном Писании, что «Царствие Небесное нудится», что «нуждницы восхищают е» (Мф. II, 12)? А как не принуждать особенно мальчиков к учению, к молитве? Что из них выйдет? Не ленивцы ли? Не шалуны ли? Не научатся ли они всякому злу?
«Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла».
(Преподобный Серафим Вырицкий)
ЛЮБОВЬ — это внутренний принцип христианской жизни, неотделимый от неё самой.
В аналогии со строительством здания ЛЮБОВЬ
следовало бы уподобить кирпичам или цементу.
Мы должны побеждать зло миром и сердечной тишиной, мирными и тихими мыслями. Иначе с нами так и будут приключаться беды и горести. Если мы сами не смиримся, Господь не перестанет нас смирять. Одна и та же беда, которая приносит нам много страданий и боли, будет повторяться постоянно, пока мы не научимся побеждать ее миром, тишиной и смирением и не придавать ей значения.
Архимандрит Фаддей Витовницкий
Помни, что до конца жизни ты будешь впадать в грехи, гневаться, хвастаться, обижать других, жадничать. Вот это-то сознание и должно держать тебя в смирении. Чем тут гордиться, если ежедневно обижаешь ближнего? Но на всякий проступок есть покаяние. Согрешил и покайся, и так до конца. Делая так, никогда не будешь отчаиваться, а постепенно придешь в мирное устроение.
Во время напастей не ищи помощи человеческой. Не трать драгоценного времени, не истощай сил души твоей на искание этой бессильной помощи. Ожидай помощи от Бога: по Его мановению в свое время придут люди и помогут тебе.
Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязонности родителей к житейскому. Обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже не радят о детях с их душою.
( Свт. Иоанн Златоуст )
Дети в период до 12 лет находятся в состоянии запечатления: запечатлевается душевная жизнь родителей. Поэтому небезосновательно считать, что ребенка вовсе не надо в чем-то специально воспитывать, достаточно при нем просто жить, и ребенок все в себя вберет, прежде всего, способ и характер жизни родителей и потом начнет поступать так же, как они. Это и есть процесс запечатления.
Вот двое взрослых разговаривают о каких-то очень серьезных взрослых проблемах. Чаще всего, это обсуждение других. А в этот момент рядом играют дети и, казалось бы, настолько увлечены своими заботами, что ничего не слышат. Через час эти дети начинают выдавать фразы, которые могли быть произнесены только этими взрослыми. Почему? На внешнем плане ребенок полностью увлечен игрой, а на внутреннем – он запечатлевает душевное состояние взрослых.
Родители и воспитатели! остерегайте детей своих со всей заботливостью от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят свое сердце злобой, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца. Каприз — зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу.
Прп.Никон Оптинский
(Преподобный Серафим Вырицкий)
В аналогии со строительством здания ЛЮБОВЬ
следовало бы уподобить кирпичам или цементу.
Иеромонах Макарий ( Маркиш)
Святитель Игнатий Брянчанинов.
( Свт. Иоанн Златоуст )