Сообщество закрыто

Протоиерей Александр Борисов. Проповедь (о воскресении сына наинской вдовы)25.10. 2015

Гал.2,16-20

16однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

17Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

18Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

19Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,

20и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

Лк.7,11-16

11После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.

12Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.

13Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

14И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!

15Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.

16И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Все мы, когда задумываемся над таким страшным явлением как смерть, понимаем, что это самое печальное, самое ужасное, с чем человек встречается в жизни. Потому что это нечто противоположное бытию. И Писание нам говорит, что Бог не творил смерти, что это – сопротивление того первобытного хаоса, из которого Бог создает мир. Но это сопротивление как-то продолжается и в жизни окружающего мира, и в жизни каждого живого существа, в том числе и человека.

Один из греческих философов говорил о том, что войны ужасны прежде всего потому, что, в противоположность обычному, когда дети хоронят своих родителей (это обычно), самое ужасное, когда родителям приходится хоронить своих детей. И именно вот эта ужасная сцена описывается в сегодняшнем евангельском чтении.

Город Наин, неподалеку от Назарета, было это всё рядом, и вот выносится сын, и евангелист кратко подчеркивает – единственный сын вдовы. То есть, у нее исчезала всякая надежда ее более-менее благополучной жизни. Она похоронила мужа – человека, ради которого оставила свой дом, семью, отца-мать, и вот он ушел, умер. И теперь умирает и сын, она остается одна. И Господь прекрасно понимает это ее ужасное горе, и говорит ей: “Не плачь”.

Это нам напоминает, конечно, Послание к Солунянам, где апостол Павел, утешая христианскую общину, пишет “не бойтесь смерти, как язычники, как те, кто не имеет надежды. Потому что Господь воскрес, и воскресит каждого из нас”. И вот это страшное событие Господь побеждает Своей удивительной силой, Своим добром. И этот маленький эпизод нам говорит еще и еще раз о любви Бога к человеку, и о Его власти. И вот, Господь говорит этому юноше: “Юноша! тебе говорю, встань!”

Мы знаем, что в Евангелии три эпизода воскрешения мертвых. Два из них – воскрешения именно детей. Дочка начальника синагоги Иаира, и вот это воскрешение сына наинской вдовицы. Господь понимает, что это – самое большое горе, и дает этот знак. И третье – воскресение Лазаря, брата Марфы и Марии, семьи, которую Господь особенно любил. Вот в эти три обстоятельства входит Господь.

И, конечно, это напоминает нам и другой эпизод, который будет далее по евангельской истории, когда будут хоронить Самого Господа, тоже единственного сына вдовицы. И за всем этим стоит воскрешение Самого Господа, и то, что Господь побеждает смерть. И Господь как бы нам всем говорит: “Не плачьте об этом. Я прошел через это, Я знаю – что это такое, и Я это победил”.

И вот в нашей жизни очень важно жить этой победой, жить победой жизни будущего века. Неизбежно каждый из нас встретится со смертью близких, тех или иных наших близких и родных, и неизбежно – со своим собственным концом жизни. И важно здесь не страшиться смерти как язычники. Это не значит – вообще не страшиться. Понятно, что это и мера ответственности, мера оценки всей нашей жизни, это подводит итог, черту как бы нашего существования. Если есть только это, и за этим ничего – становится всё бессмысленным. Но мы знаем, что за этим идет Воскресение Христа. И вот этот день воскресный, и всякое воскресение для нас должно быть наполнено этим воспоминанием. Не просто мы не идем на работу, где-то развлекаемся, и в церковь иногда придем. Не только это, а вот именно вот эта победа над этим страшным роком смерти каждого живого существа.

Господь говорит: “Будет новое небо и новая земля, в которых будет царствовать правда”. Нам трудно себе представить – каким это всё будет. Это невозможно. Как маленькому ребенку невозможно представить какие-то отношения взрослых, науки, устройство мира, и так далее. Нам так же трудно. Поэтому не следует даже пытаться это делать, или, если не получается, как-то в этом сомневаться. Важно нам довериться Господу. Вот это самое главное. Как и в послании апостол говорит, что спасается человек – спасается не просто от грехов и всего-всего, а спасается прежде всего от бессмысленности жизни, если за ней только смерть и больше ничего – спасается верой в Иисуса Христа.

И вот это важно нам проникаться вот этой верой, этой любовью, потому что это самое главное, к чему нас призывает Господь. В последнем отрывке Евангелия от Иоанна, заключительная беседа с первым апостолом, значит, каждому из нас это передается. “Любишь ли ты Меня?”. Причем спрашивается очень тонко так психологически: “Любишь ли ты Меня больше всех других рядом стоящих?”. Кажется немножко самонадеянным ответ Петра: “Да, конечно, я люблю Тебя больше, чем другие ученики Тебя любят”. Но по-настоящему, это действительно настоящее глубокое ощущение любви к другому человеку или к чему-то еще, когда я чувствую, что я люблю больше чем все остальные. Конечно, это может быть только мое такое личное впечатление, но это как бы такая психологическая мера любви. “Любишь ли больше всех остальных?” – “Да, Господи”. Вот это действительно та любовь, которой Господь хочет, чтобы она жила в нашем сердце.

И еще конечно важно и нам учиться обретать такой тон, такую веру, чтобы наше утешение “не плачь” тоже несло такую же силу, которую несло слово Господа.

Аминь!

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Марина
Марина
Москва
01117
Интересные разделы сообщества