Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе

Третья заповедь учит: Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе. Буквально имя Господа, как святыня, не должно употребляться в обыденных разговорах, то есть без чувства благоговения перед Тем, Кто открыл нам Себя в этом имени. Имя Божие становится огненным возмездием и карой для тех, кто клянется им ложно, обращает его в шутку или сопровождает упоминание о нем бранью. Когда мы произносим имя Божие, то как бы дотрагиваемся своей рукой до Его хитона. Когда мы произносим имя Божие, то всевидящее око Господне устремлено в наше сердце. Имя Божие должно произноситься с таким благоговением, с каким мы поклоняемся иконе и прикладываемся к ней своими устами. Можно сказать, что имя Божие – это словесная икона Того, Кто выше мысли и слова, Кто вечен и бесконечен, Кто непостижим мыслью и невыразим человеческим языком.

В душевном плане наше сердце должно стать тем апокалиптическим камнемhttps://blagozvon.ucoz.ru/_ld/0/48_umenie_umirat_i.htm#_ftn61, на котором написано таинственное имя,– это камень белого цвета, символ чистоты. Сердце должно стать грунтом, на котором написана икона Бога как Его имя. Здесь обоюдный процесс: жизнь человека приготовляет его сердце к молитве, а молитва освящает жизнь человека. У древних отцов не было книг и разработанного учения об Иисусовой молитве, но была чистота сердца и помыслов, которая привлекала к себе благодать Божию, и сама благодать молилась в их сердцах. Они как бы прислушивались в благоговейном изумлении к неизреченным словам этой духовной молитвы: Сам Господь был учителем ее. Нечистота и лукавство нашего сердца служат главным препятствием для Иисусовой молитвы.

Трудно написать икону на покореженной, неровной, покрытой трещинами доске. Наша жизнь не соответствует молитве, поэтому – несмотря на все книги, в которых отражен опыт святых отцов, преуспевших во внутренней молитве, даны их советы, их методы (то есть, говоря современным языком, техника молитвы),– она не прививается к нашему сердцу. Не исправляя свою жизнь, а лишь повторяя слова молитвы, мы хотим совместить несовместимое. И бедняк может пригласить царя в свою убогую хижину, но мы зовем Бога в жилище своей души, полное грязи, смрадное от нашего мысленного разврата; где толкутся мысли и образы, рожденные злобой и ненавистью, похожие на брань и драку пьяных. В эту-то грязь, с которой не желаем расстаться, мы приглашаем Царя царей! Поэтому молитва, «оторванная» от нашей жизни в целом, остается бесплодной.

Роза не может прижиться посреди камней: ее корень засыхает и цветы увядают. Человек трудится над молитвой, но не видит результата и поэтому чаще всего бросает ее. Он роет колодец в песках пустыни и до воды дойти не может; от всего труда остается лишь груда вырытой земли. Здесь наша ошибка состоит в том, что мы воспринимаем молитву как нечто абстрактное по отношению к своей жизни, между тем как молитва – это экзамен, а жизнь – приготовление к нему. Спасение совершается во взаимодействии Божественной и человеческой воли. В этом смысле не только человек без Бога, но и Бог без человека «бессилен». Творец миров дал человеку внутреннюю нравственную свободу, автономию и не берет Своего дара назад. Всесильный и Всемогущий как бы ограничил Себя перед человеческой личностью; Он дал человеку возможность свободного направления и развития его воли. В этом – богоподобие человека, в этом его величие и ответственность. Но в этом таится и метафизическая опасность свободы.

Человек, который занимается молитвой, но не изменяет свою жизнь, как бы надеется, что Бог совершит его спасение Сам, что сама молитва автоматически превратится в «спасение по необходимости». Поэтому здесь человека ожидает неудача, можно сказать, духовный крах. Молитва превращается в сочетание слов, а слова – в сочетание букв или звуков. Молитве должно сопутствовать постоянное чувство покаяния, то есть недовольство своей жизнью, осуждение, отвержение ее и желание начать новую жизнь. Это желание должно иметь волевой характер, должна быть решимость воплотить его в дела и поступки. В каждой жизненной ситуации человеку нужно думать: «А как отразится это на моей молитве? Приобрету я благодать или потеряю?». Кратко сказать, вся наша жизнь должна быть фоном молитвы.

Человек должен непрестанно очищать свое сердце от помыслов и страстей. Самая главная и универсальная страсть – себялюбие, которое проявляется как гордость,– этот духовный изоляционизм, противопоставление себя не только людям, но и Богу. Затем – три страсти: сребролюбие – привязанность к деньгам и вещам, которая часто выражается в накопительстве,– надежда на внешнее и мертвое; сластолюбие – похоть души, жажда наслаждений, ложное стремление найти счастье в удовлетворении своих страстей, сладость, на дне которой горечь, иллюзия, которая, рассеиваясь, оставляет душу пустой; славолюбие – ложь души, превращающая человека в актера, играющего на сцене жизни ради одобрения и аплодисментов той толпы, которую сам же человек в глубине своего сердца презирает.

Эти страсти, ослепляя человека, рождают три другие: неразумие – когда человек подменяет главную цель своей жизни – богообщение – мирообщением; незнание – когда человек отключает себя от внутренней, духовной жизни, дающей истинное знание и мудрость, и переключается исключительно на изучение внешнего, что делает его духовно слепым;забвение – забвение о вечности и смерти, об уроках, которые дает ему жизнь. Это состояние похоже на опьянение: человек добровольно отдается страстям, забывая, что ожидает его по отрезвлении – смех демонов над его душой. Пьяница, проснувшись где-то под забором, ограбленный своими же друзьями, в своих собственных нечистотах, скоро забывает о пережитом позоре и снова тянется к вину. Это постоянное забвение грешника, постоянное искание счастья в грязной луже. Человек может испытать самые тяжкие страдания, но все забыть и ничему не научиться.

Вообще святые отцы указывают на восемь главных страстей, на восемь язв человеческой души, на восемь источников, из которых текут мертвые воды греха. Эти страсти и борьба с ними подробно описаны в аскетическом сборнике «Добротолюбие». Без очищения души от страстей, без постоянной внутренней работы над собой преуспеяние в Иисусовой молитве невозможно: человек будет словно черпать воду разбитым, прохудившимся сосудом, и вода тотчас будет выливаться на землю, а сосуд – оставаться пустым.

Духовный план третьей заповеди – возвращение к тому же апокалиптическому образу: на белом камне, то есть на кающемся сердце, где внутренние слезы омывают грязь страстей, Дух Святый пишет новое имя. Для такой души имя Иисуса Христа всегда новое, оно открывается ей в новых глубинах, в новой красоте, в своей вечной неповторимости. Белый камень означает возможное для человека отрешение не только от греховных, но и вообще от мирских помыслов, от того, что вне Бога, от того, что по своей природе чуждо душе.Белый камень с написанным на нем таинственным именем, которого не знает никто (это состояние невозможно передать словом, оно принадлежит только тому, кто его испытал), является вечной славой святых, для которых Бог стал всей полнотой их бытия.

Исполнить третью заповедь – значит подчинить имени Божию всю свою жизнь, наполнить им время всей жизни и пространство всего сердца.

Архимандрит Рафаил (Карелин) книга «Умение умирать, или искусство жить»


Наталия
8822
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожаловаться
Эля

спасибо за статью

Пожаловаться
Наталия
во славу Божию!
Пожаловаться
Людмила
Спаси Господи, есть у меня такая привычка. Стараюсь отвыкать.
Пожаловаться
Наталия
мне ух режет — сестра моя так делает.
Пожаловаться
Ирина

Как всё написано

Мне аж слух режет, когда люди так говорят. Но даже маму с бабушкой переучить не могу, что говорить о постороних..........

Соседка на дочь говорит: Господи моё.

печально это

Пожаловаться
Наталия
и мне всегда слух режет
Пожаловаться
Ольга Мануйлова
Наташ, что значит духовная изоляция и противопоставление себя Богу, и подменабогообщения на мирообщение, как это в жизни выражается?
Пожаловаться
Наталия
Вот оголённый провод. Он даже в темноте светится, если под напряжением. Дотронешься — как минимум дискомфорт, а то и убьёт. Вот его покрывают изоляционным материалом — вся наша бытовая техника с такими проводами — сколько ни трогай, ни ты до тока, ни ток до тебя не доберутся. Наш эгоизм — это вот такая изоляционная плёнка. Самостью ещё зовут. Когда человек думает, что он хозяин судьбы, что он сам чего-то может (даже в духовном плане — Я начинаю борьбу скажем с гневом. Всё — Я не гневаюсь… Или с понедельника я не объедаюсь… Или бросаю курить… Или молюсь не отвлекаясь… список бесконечен.)Такая надежда на себя не «пропускает» в душу Божию благодать, не даёт Богу нам грешным помочь. Человек заключает себя в эту плёнку и начинает потихоньку гнить изнутри. И чем толще плёнка и длительнее процесс, тем большее эго вырастает — и Бог не нужен — есть Я. Это и есть противоставление. Вот когда навоз «работает» — выделяются газы. Если изолировать эту кучу каким-нибудь шариком — он станет надуваться, надуваться — это наглядный образ, как растёт наше эго в изоляции от Бога. Закончится большим пшиком, довольно вонючим.

Подмена Богообщения мирообщением в миру выражается тем, что человек преспокойно может жить себе без Бога — без молитвы, без поста, без церковных Таинств- у него нет этих потребностей в списке жизненно необходимых. Ну вот мне видится это так.

Пожаловаться
Ольга Мануйлова
Спасибо)))про я не гневаюсь или с понедельника не обьедаюсь- это про меня
Пожаловаться
Наталия
всему надо учиться и просто так к чему-то не приходишь. Очень тяжело понять, что сам ты ничего не можешь — можешь только игрушкой у бесов быть. Но на практике это действительно понимаешь далеко не сразу. Наверное, по мере покаяния Господь открывает какие-то истины о нас самих и об общении с Ним. Ещё обязательно нужно стремиться много читать, знать о церкви — многие наши представления от малознания. И чем больше узнаёшь, тем больше понимаешь КАК мы мало знаем, и как это малознание мешает
Пожаловаться
Ольга Мануйлова
вспомнила вот что, недавно беседовала с подругой, она на себя жалуется, а я на себя, а потом она мне пишет, вот сидим и жалуемся друг на друга, совершаем одни и те же поступки и не исправляемся, а покаяние заключается в том, чтоб раз и навсегда изменить свою жизнь.я спорить не стала, но вот мучает вопрос, а разве возможно это за один день, а как насчет прелести, когда свыше своих сил делаешь?
Пожаловаться
Наталия
возможно и в один день — благодать действует как хочет. Когда свыше своих сил — это один вид гордыни. Ну такая ревность не по разуму, близкое по природе вот к описанной самости. Прелесть — это нечто иное. Это когда человек мнит о своих духовных победах как законченном результате и своих заслугах. Это куда более страшное состояние, потому что человек впадает в такую гордыню, что она его изолирует от Бога полностью — он как в замке иллюзий живёт, и не видит где правда- где ложь. На деле мы всегда ошибаемся — поэтому надо обязательно каяться и причащаться, чтобы Божия благодать могла нам открывать глаза на нас самих
Пожаловаться
Liebe
Пожаловаться
Татьяна
Да, у меня тоже есть такая привычка, стараюсь, но не всегда выходит :(

Спаси Господи!!!

Пожаловаться
Наталия
помоги Бог!
Пожаловаться
Яна
Спасибо, Наталья!!!
Пожаловаться
Наталия
во славу Божию!
Пожаловаться
МамаЗайка
Очень хорошая статья!

Я долго-долго отучалась произносить Его им всуе, вроде бы стало получаться.

Пожаловаться
Наталия
да, очень вредная привычка… и грех…
Пожаловаться
Марина

Автор приводит такие примеры и сравнения из «материального мира», которые помогают понять сложные вещи! в предыдущем отрывке тоже это заметила.

Пожаловаться
Наталия
да, и меня это очень заставляет думать, прям до нутра книга пробирает
Пожаловаться
ЛиДуся

и для чего это нам здесь?

Пожаловаться
Наталия
это сообщество Православная мама. Что именно и для чего «нам здесь»?
Пожаловаться
ЛиДуся
извините не увидела что это группа, теперь понятно.
Пожаловаться
Наталия
Пожаловаться
ЛиДуся