Воды благодати (история о самарянке)

Автор: Сергей Худиев

История о самарянке, как бриллиант, играет разными гранями, но мы в этот раз посмотрим на нее с одной стороны — как на историю о благодати. Вспомним Евангельский рассказ:

«Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Иоан.4:7-29)

Самарянка приходит к колодцу днем, в жару, а не утром, как обычные домохозяйки — очевидно потому, что она не хочет попадаться на глаза односельчанкам. У нее, как сказали бы сейчас, «все сложно», а почтенные замужние женщины, особенно в патриархальных обществах, склонны ненавидеть «гулящих» лютой ненавистью — опасаясь за своих мужей. Она охотно не ходила бы к колодцу вообще — она просит Господа, «чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать», но жажда гонит ее за водой.

Жажда — одна из тем этого повествования и одна из важных тем Писания вообще. Как говорит Пророк, «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (Ис.55:1) Эта женщина жаждет воды; но она жаждет и чего-то другого — не менее необходимого для жизни, чем вода.

Самарянка имела пять мужей — едва ли она овдовела пять раз подряд, скорее речь идет об отношениях, которые оканчивались разрывом. Ни один из этих мужчин не мог или не хотел ответить на ее потребность в любви, признании и защищенности. Ее потребностью в этом пользовались — и шли дальше. Сначала был период любви, надежды, что вот, наконец, жизнь началась, потом она опять оказывалась у разбитого корыта — жизнь была похожа на воду, которая не утоляет жажду, или утоляет ее на короткое время. Потом она смирилась с тем, что хоть кто-то будет рядом с ней — даже если он ведет себя совсем не как муж.

Евангелие многослойно; и конечно, у этой истории есть прямой, буквальный исторический смысл — речь идет о конкретной женщине, с конкретным лицом и именем, которую встретил Иисус в конкретной точке времени и пространства. Но у евангельских событий есть еще одно измерение — это история о человеческой душе, которая ищет сначала счастья, потом хотя бы утешения, потом хотя бы облегчения, и не находит — потому что подлинное счастье найти можно только у Бога.

Как говорит Пророк Иеремия, «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер.2:13). Бедная женщина долго искала воды в разбитых водоемах — и вот ее встречает Господь.

Иисус говорит ей «все, что она сделала» — и это отнюдь не льстит самолюбию. Но Он говорит это явно как-то иначе — не так, как говорили кумушки у колодца. Кажется, Он обличает ее непутевую жизнь, но это обличение приносит неожиданный плод — она не чувствует себя уязвленной, униженной, отброшенной. Напротив, она решительно идет к односельчанам (тем самым людям, избегая встречи с которыми она пришла к колодцу именно в полдень) и смело проповедует им. «Все, что она сделала», то, что было предметом позора, унижения, вины, обернулось чем-то другим. Иисус видит ее насквозь — но не осуждает и не отвергает ее; вся история ее падения, греха и бесчестья, неправд, которые она сделала и неправд, которые она потерпела от других, оказывается частью чего-то огромного, таинственного и прекрасного — истории ее спасения и спасения всего мира.

Как Иосиф в книге Бытия говорит своим братьям: «вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро» (Быт.50:20) Зло, которое потерпела эта женщина, зло, которое она совершила, Бог таинственным образом обращает к добру. Ее грехи не просто прощены; она встречает Христа на своем жизненном пути — и благодаря этому оказывается, что этот путь вел к Нему.

Так бывает — человек становится наркоманом, докатывается до дна, и из глубины взывает к Богу, и Бог вытаскивает его, а история его падения и спасения оборачивается к назиданию и пользе для многих. Или человек совершает преступление, попадает в тюрьму, и там раскаивается перед Богом — тогда Бог берет его грех и его несчастье, и обращает его к спасению. Или абортмахер раскаивается в том зле, которое творил, и становится борцом за жизнь — и Бог использует его прежний страшный опыт в этой новой борьбе.

Удивительная особенность новозаветных повествований — они не скрывают немощи, падений и грехов людей Божиих. Апостолы спорили из-за почетных мест по правую и левую руку, и разбежались, когда Иисуса схватили; святой Петр три раза отрекся; святой Павел был жестоким гонителем. Зачем Апостолы рассказывают об этом? Не подрывает ли это их учительный авторитет? Обычно все мы стремимся показать себя в наилучшем свете, и предать милосердному умолчанию наши грехи и провалы — почему Апостолы говорят о них вполне охотно?

Апостол Павел объясняет, почему: «Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» (1Тим.1:16)

Благая весть говорит о том, что люди, павшие и опозорившиеся, далеко заблудившиеся и измученные, могут прийти к Господу Иисусу — и Он преобразит историю их падения в историю Своей милости.

Это благодать Божия — которая находит сломленных, потерянных, глубоко раненных своими и чужими грехами людей, и дает им достоинство, радость и новую жизнь. Жизнь, которой они делятся с другими — так, что вода, которую дает Христос, делается в них источником воды, текущей в жизнь вечную.

Источник:


Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожаловаться
Юлия
Хорошо объясняется.
Пожаловаться
КЛЮКВА-вСахЕре
Спаси Господи!
Пожаловаться
Марина
Во славу Божию!
Пожаловаться
Елена

Пожаловаться
Марина
Да, это она)
Пожаловаться
Роза
Спаси Господи за эту проповедь — я как раз пропустила ее частично в храме, т.к. дети побежали на улицу и пришлось выйти)
Наш батюшка еще говорил о 2 храмах — о Иерусалимском и втором, которые возвели на горе (забыла название). Вот на этом месте я и вышла...
Пожаловаться
Марина
Во славу Божию!
Пожаловаться
ВалюхаБудько
Спасибо! Было очень интересно прочесть!
Пожаловаться
Марина
Во славу Божию!
Пожаловаться
Яна
Очень интересно! Спасибо, Марина!
Пожаловаться
Марина
Мне понравилось такое толкование, вот решила поделиться)
Пожаловаться
Людмила
Читала сегодня с большим интересом.
Пожаловаться
Марина
И я вчера… Очень понравилась такая трактовка этой истории.
Пожаловаться
Ольга Князева

Как всегда, спасибо!!!!

Пожаловаться
Марина
Во славу Божию!
Пожаловаться
Ольга Мануйлова

Благая весть говорит о том, что люди, павшие и опозорившиеся, далеко заблудившиеся и измученные, могут прийти к Господу Иисусу — и Он преобразит историю их падения в историю Своей милости.так и есть)))

Пожаловаться
Марина
Да)
Пожаловаться
Наталия

Как многогранны притчи! Сколько смыслов и уроков могут дать...

Пожаловаться
Ольга
Да, и каждый раз, каждый раз открытие…
Пожаловаться
Татьяна

Спасибо.

Пожаловаться
Марина
Во славу Божию!
Пожаловаться
Людмила

Пожаловаться
Марина
Пожаловаться
Юлия
Первые понты — дай мне попить женщина, а типа сам не мог набрать воду из колодца.

Да вот читаешь, такая ерунда.

Пожаловаться
Марина
Ему было «и почерпнуть нечем, а колодезь глубок») так что вполне резонно Иисус поступил.
Пожаловаться
Юлия
Ну конечно, колодезь без ведра и ручку крутить долго.
Пожаловаться
Марина
В той жаркой стране с полупустынным климатом колодцы были устроены совсем не так, как у нас) Каждый приходил со своим водоносом.
Пожаловаться
Марина

Пожаловаться
МамаЗайка
Юлия, не надо острить на эту тему. Это кощунство уже. Если вы не верите в Бога, то к чему комментировать пост в православном сообществе???
Пожаловаться
Марина
Кстати, и самой самарянке, и ученикам Иисуса Его обращение к ней показалось странным...
Ей- потому что «ведь иудеи с самарянами не сообщаются». А ученики удивились, что Он «разговаривал с женщиною». Но они не торопились с выводами: ни один из поступков Спасителя не был бессмысленным.
Пожаловаться
Светлана Михайлова
В полное свами согласна, даже как-то обидно когда читаешь такие комментарии.Если живёте без Бога в душе то и комментировать не надо.
Пожаловаться
Юлия
Напоминаете бабулек в церкви вечно шикающих и ворчащих, то не в юбке, то платок не одела. Так я не к бабуськам пришла, а к богу. Ну это в прошлом конечно.
Актуальные посты
отвращение к кормлению грудью
приготовить учпучмак
приготовление блюд для 5 месячного