О том, как правильно разговаривать со своими собственными детьми, о технике «метазеркала» и о том, как правильно воспринимать психологические различия между мужчиной и женщиной, корреспондент портала Православие.Ru расспрашивает настоятеля храма святых благоверных князей Петра и Февронии, автора многих книг и статей о семейной жизни и воспитании детей священника Павла Гумерова.
– Почему же происходит конфликт отцов и детей?
– Потому что отцы и дети – это люди разного возраста, совершенно разных взглядов на жизнь, с разным жизненным багажом. Ясно, что жизненный опыт отцов и жизненный опыт детей отличаются друг от друга. Особенно это очень хорошо видно в нашу эпоху. Люди, которым сейчас по 25–30 лет, не застали советское время. Их родители, которым по 40-60 лет, это люди совершенно другой эпохи. Сменился строй, уклад жизни, сменилась иерархия ценностей. Естественно, сейчас и отцам, и детям нужно искать что-то общее. Детям не говорить: «Все, что вы говорите, устарело, поросло мхом». А родителям советую: если ты хочешь понять ребенка, чтобы у тебя с ним был контакт, ты должен интересоваться, что он читает, какие фильмы смотрит, в какие игры играет, какую музыку слушает, с кем он дружит.
– Отец Павел, однажды я послушала кассету своей дочери-подростка и пришла в ужас из-за нецензурной лексики, ведь у нас в семье она была совершенно неприемлема. Я не знала, как себя вести, и просто спрятала эту кассету. Такая страусиная политика…
– Нужно не просто отметать это все голословно, а пытаться изучить проблему, которую ты хочешь обсудить с ребенком. Нужно поговорить с ним без эмоций, без всякого раздражения, даже если ты хочешь сделать какое-то замечание своему ребенку или до него достучаться, сказав: «Ты знаешь, то, что ты делаешь, – совершенно неправильно, люди так не могут себя вести».
Сыну одного моего знакомого батюшки было 16–17 лет, как раз такой кризис, когда подростковый бунт, отрицание и так далее. Чаще всего конфликты происходят именно в переходном возрасте. Ситуация усугубилась тем, что умерла матушка этого священника, и ему приходилось одному поднимать и воспитывать детей. Очень тяжело было. Старший сын вырос, а младший перестал слушаться, стал лениться, и, видимо, из какого-то подросткового протеста стал слушать какую-то непонятную музыку, увлекся творчеством группы «Ленинград», если можно назвать это творчеством. Эту группу в свое время Юрий Михайлович Лужков в Москву не пустил, потому что содержание их песен довольно похабное – с использованием матерной, нецензурной лексики. И вот отец все это терпел, потом ему это все надоело, и он кассеты или диски этой группы стал на кухне во всеуслышание очень громко прослушивать и при том нахваливать, делая вид, что ему нравится эта «замечательная группа». В результате сыну стало страшно стыдно, так как раньше он все это слушал втихаря, а тут увидел, что взрослый уважаемый человек слушает эту похабную группу и нахваливает. Тогда сын сам подошел к отцу и сказал: «Папа, давай больше не будем». То есть отец показал ему абсурдность всего этого дела, словно сказав: неужели мы с тобой, взрослые люди, должны опускаться до этого уровня и слушать всю эту лабуду?
– А можно пример из вашей пастырской практики?
– У меня тоже был подобный случай. Сын моей прихожанки увлекся популярным бразильским писателем Паоло Коэльо, который пишет полуоккультные романы, большей частью эзотерические. И вот он читал, считая, что поскольку он цитирует книгу Иова, то это христианская вещь, которую вполне можно читать. Я не просто сказал: «Да, я слышал, что это плохо, что он оккультист, сатанист, поэтому не надо его читать». Я поставил себе задачу, что если хочу что-то запретить, то должен в этой теме разобраться, чтобы обо мне молодежь не сказала: «Да он не в теме, и чего с ним вообще разговаривать?» Не очень мне было приятно это читать, но я целую книгу прочел, не поленился. Потом мы с ним очень хорошо поговорили, спокойно, четко, конструктивно все обсудили. Думаю, он после этого сделал какие-то выводы. Тут не нужны какие-то знания, достаточно было просто прочитать эту книгу.
Или еще пример. Одна моя знакомая увлеклась группой Rammstein (немецкая металл-группа, образованная в январе 1994 года в Берлине. Основные черты группы: специфический тяжелый ритм, эпатирующие тексты песен и использование пиротехники. – Прим. ред.). Группа не вовсе сатанинская, но близка к этому. Я ей говорю: «Ты нормальный человек с высшим образованием, только что медицинский институт закончила, классическую музыку играла, православный верующий человек, а ходишь на концерты Rammstein. Ты же не понимаешь немецкий. Загляни в интернет, зайди на их сайт, почитай переводы их текстов, о чем они поют. Тебя просто заводит эта тяжелая музыка. Но ты считаешь нормальным слушать эти тексты?» Кстати сам я, правда через силу, ознакомился с переводами их песен. Надеюсь, она это все восприняла правильно.
Источник: Православие.ру
да, надо знать, чем живёт твой ребёнок. Только зная можешь и понять, и помочь. Иначе — как два барана о пуленепробиваемое стекло — вроде видят друг друга, а связи никакой, и результат нулевой.
Да, в статье все верно написано, всегда нужно мир с ребёнком познавать.
Разумно! Нужно изучать проблему изнутри. Я когда читаю переводы песен, порой волосы на голове шевелятся от того, что там. Самое невинное- пустая бредятина, набор бессмысленных предложений. А есть и похлеще. Дети хоть и не знают языка, но все это входит в сознание и подсознание.И что из этого может получиться на выходе- страшно подумать.
Взрослый уже человек, с высшим медицинским образованием… Стараюсь о текстах не думать, но композиции есть вполне мелодичные, и вокал приятный. Мое личное мнение — это дело вкуса.
По моим наблюдениям в юности, под «Рамштайн» хорошо было в квартире убираться)
Очень трезво. Но, к сожалению, не всегда получается так гладко, как написано здесь. В каждом случае всё-таки надо подходить индивидуально! Думаю, что именно поэтому люди к старцам и тянутся, что те понимают человека изнутри, а подходят с любовью и с Богом!