«ОБ УЧАСТИИ ВЕРНЫХ В ЕВХАРИСТИИ». КРАТКИЙ ОБЗОР
2 и 3 февраля 2015 года проходившее в Москве Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви утвердило документ «ОБ УЧАСТИИ ВЕРНЫХ В ЕВХАРИСТИИ». Этот документ несомненно является одним из важнейших церковных постановлений за последние годы. Он касается самого главного содержания духовной жизни, имеет отношение ко всем без исключения членам Церкви и окажет огромное влияние на дальнейшее формирование современной церковной жизни. Советская эпоха оставила в наследство множество проблем, среди которых были и проблемы, связанные с не всегда адекватным устроением церковной евхаристической жизни. В документе эти проблемы названы и указаны пути их решения. Даны самые главные ответы на наиболее проблемные вопросы, возникающие в контексте практики исповеди и причащения мирян в условиях современной жизни. Предлагаем обзор основных положений этого текста.
Документ открывается тезисом, задающим тональность всему тексту:«Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин».
В первой части рассказывается о разных практиках причастия мирян и монахов в древней Церкви. Одни, по свидетельству святителя Василия Великого, причащались четыре раза в неделю, другие, о чем говорит святитель Иоанн Златоуст, лишь раз или два раза в год во время Великого поста.
Здесь же рассказывается о разных сроках поста перед причастием – от недели до одного дня в особых случаях.
В тексте упоминается распространенная практика XIX начала ХХ века, когда миряне причащались 4 раза в год во время длительных постов, а также приводятся свидетельства святых отцов и новомучеников, призывающих к более частому принятию Святых Христовых Тайн мирянами (до еженедельного и даже чаще).
Вторая часть документа посвящена срокам поста перед причастием.
В тексте говорится о существовании двух параллельных традиций. Трехдневного поста перед принятием таинства для тех, кто причащается несколько раз в году, и 6 -8 часовым постом для тех, кто причащается раз в неделю и чаще и соблюдает многодневные и однодневные посты, принятые в Православной Церкви.
Создатели документа напоминают о необходимости соблюдать евхаристический пост в день причастия. После полуночи и до принятия таинства взрослые и дети с 7 летнего возраста не должны пить воду или принимать пищу. В тексте говорится о том, что евхаристический пост могут не соблюдать младенцы, «лица, страдающие тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим», а также беременные и кормящие женщины.
Евхаристический пост также предполагает воздержание от курения с вечера накануне причастия.
В документе говорится о необходимости чтения последования ко Святому Причащению, которое состоит из «канонов Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и других молитвословий». Молитвенное правило может меняться по благословению духовника и должно учитывать возраст, род занятий и степень воцерковленности мирянина, готовящегося к причастию.
Перед причастием мирянину необходимо быть на Всенощном бдениии не опаздывать на литургию. Исключение делается для инвалидов и родителей с маленькими детьми.
В документе строго запрещается существовавшая в советское время практика, когда не причащали мирян в праздники Святой Пасхи, Рождества Христова, Богоявления, в родительские субботы и Радоницу.
Третий раздел документа рассказывает о связи таинств Покаяния и Евхаристии.
В особых случаях (например, на Страстной или Светлой седмице) духовник может разрешить мирянам причащаться несколько раз в неделю без обязательной исповеди. При этом человек может сам подойти к священнику и принести покаяние, если испытывает в этом потребность.
Рекомендовано также исповедовать мирян на Всенощном бдении или утром до начала литургии, чтобы не лишать исповедующегося молитвенного присутствия на литургии.
Документ запрещает мирянам причащаться «в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид».
Священник без благословения своего епископа не может отлучить от причастия мирянина сроком больше чем на год.
В тексте документа также подтверждается традиция недопустимости причащаться во время месячных и сразу после родов, но специально оговариваются особые случаи: «смертной опасности, а также, когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием».
Отдельный пятый раздел документа посвящен причащению мирян, живущих в невенчанном браке.
Документ разрешает причащать людей, расписанных в ЗАГСе и вступивших в брак до начала сознательной церковной жизни, но при этом священник должен напоминать о желательности церковного венчания.
Христиане, живущие в невенчанном и незарегистрированном браке, по правилам не допускаются до причастия, но в виде исключения священник может допустить к таинствам того, кто давно живет в таком союзе, нередко имея при этом детей, и понимает греховность такого сожительства, но не может его разрешить из-за несогласия второго супруга.
Последний VI раздел документа посвящен исповеди и причастию маленьких детей.
В документе говорится о том, что отношение детей к Таинствам зависит от родительского примера, поэтому папам и мамам рекомендуется причащаться вместе с детьми.
Дети с 7 до 10 лет дети начинают учиться исповеди, но еще могут причащаться и без нее. При этом духовники и родители должны вместе решать вопросы, связанные с частотой детского покаяния.
Для младенцев младше 3 лет евхаристический пост не нужен. Дети с 3 до 7 лет должны постепенно учиться причащаться натощак.
Молитвенное правило для ребенка подбирают родители и духовник «в соответствии с возрастом, духовным и интеллектуальным развитием ребенка».
Более полно, кому интересно, тут
Патриархия.Ru
Спаси Господи! Только сейчас дошла… Все четко, ясно.
спаси Господи!!!
Во славу Божию!
Моему племянику в 2 года батюшка не разрешил причащаться так как он уже съел кусочек просворки((
в закладки
очень полезная статья а я то думала почему наш Владыка в Росию уехал теперь знаю
А у меня подруга начала воцерковляться. Она живет в Бельгии. Там православных храмов мало совсем, есть Русское подворье в Брюсселе, но это от нее совсем далеко. Ездит в соседний город в бельгийскую православную церковь, но и там службы лишь по воскресеньям раз в две недели. Службы на фламандском языке, и вообще все отличается. И вот после первой исповеди и Причастия ей батюшка сказал, что можно теперь приезжать и Причащаться без исповеди. Что мол в ежедневных молитвах все-равно ведь просишь о прощении грехов. Ну или если совсем что-то мучает, то исповедовать этот грех… Необычно так..
Спасибо, в закладки положу. Надо и полный текст почитать...
еще бы отменили традицию служить молебны после Литургии… не краткий праздничный, а те, что на всякую потребу… что мешает служить перед ней?
Во славу Божию! Речь ведь не о традициях, а о Святая Святых -Евхаристии — тут жизненно необходимо единые правила иметь
и почти 20 лет назад еще у нас в храме была такая практика — кому надо на молебен, приходят за 40 минут. Никто не страдал от этого.
У нас в храме требование исповедникам быть на этих молитвах, и они не идентичны молитвам ко Причастию в молитвословах. Прихожане, конечно, могут, но будет ли это правильно и хорошо? Не знаю. Конечно, работникам храма тяжело приходится с молебнами — это я прекрасно понимаю.Но ведь всё во славу Божию- весь наш труд. Этим и успокоимся.
все для удобства, это разумно. это для блага людей… я думала, отдельное какое последование… а это и у нас так везде. ну, даже с проповедью о грехах это совсем недолго. и хорошо, если священник это делает!
И это ведь не в правило возведено, а все же: допускается после совета с Духовником или со священником.
Нужный документ, конечно.
положу в закладки. спасибо.
спасибо)