Итак, ползучая богослужебная реформация, по-видимости, началась. Накануне праздника Рождества Христова по всем храмам Русской Православной Церкви был разослан весьма странный Указ Святейшего Патриарха Кирилла, противоречащий сложившемуся уставу Русской Церкви, зафиксированном, в частности, в Типиконе и в Служебнике.
«По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, учитывая особое миссионерское значение праздничного богослужения, в день Рождества Христова во всех храмах Русской Православной Церкви благословляется ежегодно совершать Божественную литургию с отверстыми царскими вратами по “Отче наш…” (Указ Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА №У-01/209 от 31.12.2014)».
Не понятно, а что это даст для цели миссионерства? То, что люди смогут подсматривать, что делается в алтаре? Не вытворяют ли там священнослужители чего-то неподобающего в этот святой и великий день?
Очевидно, что служение с открытыми царскими вратами не даст никакого миссионерского эффекта, так как люди всё равно ничего не увидят. Во-первых, священник закрывает собой всё то, что происходит в алтаре на престоле (это о евхаристическом каноне), а во-вторых, иконостас закрывает жертвенник и не видно проскомидии, даже если открыты царские врата. Большинство мирян и так уверены, что священник чем-то занят у Престола. Если царские врата открыть, не станет понятнее – чем именно священник там занят. Для этого надо просто упразднить иконостас, как это практиковали обновленцы в 1920-х гг.
С точки зрения обновленцев, в том числе и современных, иконостас ненужен, ибо недемократично отделяет одно священство, которое у престола в алтаре, от другого «священства», которое не у престола. Везде должно сохраняться равноправие, с которым наличие в Церкви иерархии, иконостаса, «секретных» молитв и прочего – несовместимо и недопустимо, ибонедемократично!
Конкретно открытие и закрытие не только царских врат, но и завесы регламентируется в Типиконе: гл 23 «О завесе святаго олтаря, и о отверзении дверей». Также в Служебнике точно указано, когда точно следует отверзать царские двери на литургии (и Типикон и Служебник являются богослужебными книгами, а, следовательно, составляющими традиционное Предание Церкви).
Если же ради туманных «миссионерских целей» изменять всё, для того чтобы всё было видно и понятно, то нужно служить, как католики мессу – без иконостаса и лицом к народу (так, кстати, в 20-х гг. ХХ века служил обновленческий епископ Антонин Грановский в Заиконоспасском монастыре). Но тогда мы лишимся того великого богословского и символического смысла всех литургических действий, который вложен в наше богослужение. Например, закрытие царских врат на вечерне (начало суточного цикла) знаменует собой изгнание из рая, открытие завесы символизирует открытие людям тайны их спасения, а открытие царских врат – открытие христианам Царствия Небесного и т.д. Да и вообще все действия и передвижения священника (он сам символизирует, или изображает Самого Христа) в алтаре и в храме во время богослужения, в том числе открытие и закрытие царских врат в определенные моменты богослужения, имеют глубокое символическое значение: это образы евангельских действий Господа Иисуса Христа в Его земной жизни, они воспринимаются в их внутреннем богочеловеческом реализме. Это глубочайшая и таинственная мистика Церкви, которая учит, что на каждой литургиидействительно повторяется жизнь и крестный путь Господа Иисуса Христа, что во время литургии мы, молящиеся, а не слушающие человеческие «миссионерские» комментарии (на т.н. «миссионерских литургиях»), пребываем в Вечности, ибо измерение литургическое реально есть пребывание неба на земле, и бесконечное воспроизведение евангельских событий.
Новомученик священник Сергий Мечев считал, что события жизни Спасителя и его Пречистой Матери, хотя и произошли в известный момент времени, но имеют вечное, непреходящее бытие. В православном богослужении, совершающемся и повторяющемся также во времени, они как бы совершаются вновь, открываясь перед молящимися, делая их участниками этих событий. Об этом глубоком мистическом значении литургических действий и символической связи их с библейскими событиями писали такие великие литургисты, как Николай Кавасила (XIV в.), прп. Максим Исповедник, свт. Симеон Солунский.
Помимо канонических соображений, в этом характерном для многих обновленцев стремлении служить с открытыми царскими вратами содержится духовная болезнь. Они явно не понимают, и потому искажают в своей литургической практике значение иконостаса как духовно-материальной границы между пространством алтаря (местом Божественного присутствия) и храма (местом собрания народа Божьего). Фактически обновленцы, упраздняя иконостас и царские врата, оказываются, в известном смысле, практикующими иконоборцами.
К сожалению, уже не одно десятилетие в РПЦ имеет место практика награждения маститых протоиереев правом служения литургии с открытыми царским вратами по «Отче наш». Эта практика также противоречит Типикону и по нашему глубокому убеждению должна быть постепенно искореняема.
В связи этим рождественским патриаршим богослужебным нововведением просфорница одного московского храма интересуется, когда на Рождество всем служащим священникам будут выдавать митры для пущего «миссионерского значения праздничного богослужения», миссионерской эффективности и важности?
P.S.
Из Обращения Святейшего Патриарха Тихона от 4/17 ноября 1921 года
к архипастырям и пастырям Православной Российской Церкви
Ведомо нам по городу Москве и из других мест епархиальные преосвященные сообщают, что в некоторых храмах допускается искажение богослужебных чинопоследований отступлениями от церковного устава и разными нововведениями, не предусмотренными этим уставом. Допускаются самовольные сокращения в чинопоследованиях и даже в чине Божественной литургии. В службах праздникам выпускается почти все, что составляет назидательные особенности праздничного богослужения, с обращением, вместо того, внимания на концертное исполнение обычных песнопений, не положенных по уставу, открываются царские врата во время, когда не следует, молитвы, которые положены читать тайно, читаются вслух, произносятся возгласы, не указанные в Служебнике; шестопсалмие и другие богослужебные части из слова Божия читаются не на церковнославянском языке, а по-русски; в молитве отдельные слова заменяются русскими и произносятся вперемежку с первыми; вводятся новые во время богослужения действия, не находящиеся в числе узаконенных уставом священнодействий, допускаются неблагоговейные или лицемерные жесты, не соответствующие требуемой существом церковной службы глубине чувства смиренной, трепещущей Божия присутствия, души священнослужителя.
Все это делается под предлогом приспособить богослужебный строй к новым требованиям времени, внести в богослужение требуемое временем оживление и таким путем более привлекать верующих в храм.
На такие нарушения церковного устава и своеволие отдельных лиц в отправлении богослужения нет и не может быть нашего благословения...
Тихон, Патриарх Московский и всея России
Град Москва 4/17 ноября 1921 г.
№ 1575.
Публикуется по: ГАРФ, ф. 550, оп. 1, номер 152, л. 3–4.
* * *
Из Указа Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского):
C некоторого времени во многих храмах гор. Москвы и Московской епархии замечается введение различных, часто смущающих совесть верующих новшеств при совершении богослужения и отступление от церковного Устава вообще. Как на пример этого можно указать:
1) Совершение литургии при открытых царских вратах с устройством торжественной встречи и облачениями среди храма. ...
13) Введение в богослужебную практику русского языка.
Я решительно заявляю о недопустимости этих и подобных явлений в церковно-богослужебной практике и возлагаю на обязанность о.о. благочинных неослабленное наблюдение в подведомственных им храмах за уставным совершением богослужений без всяких отступлений от богослужебного чина. Напоминаю, что в свое время, не так давно, московское епархиальное начальство в целях введения единообразия и уставности распубликовало «Единообразный чин богослужения для приходских храмов». Предлагаю этот чин к неуклонному исполнению и предупреждаю, что упорствующие новаторы будут подвергнуты мною взысканиям.
Патриарший местоблюститель митрополит Петр
благочинный прот. С. Смирнов
14 сентября 1925 г.
Публикуется по: ЦИАМ, ф.2303, оп. 1, № 232, л. 1-3. Машинопись // Сергий Голубцов, протодиакон. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С.95.
Благодатный Огонь
ЕСТЬ ЖИВАЯ ТРАДИЦИЯ И ТРАДИЦИОНАЛИЗМ. ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО НЕ ПРЕКРАЩАЛОСЬ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА. ЭТО НЕ НОВШЕСТВО. ПРИБЛИЖЕНИЕ ЛИТУРГИИ К НАРОДУ ТОЛКО БЛАГО.
Я не на столько хорошо разбираюсь в подобных вещах, но думаю, что ничего страшного в этом нет.Если так патриарх сказал, значит у него есть на это какие-то основания.А вообще я была на Рождественской литургии в этом году.И ничего подобного у нас не было… все как обычно… Врата, то открывались, то закрывались.
присоединяюсь к Марине, Марии, Ирине и Свете.
У нас так вообще нет ни иконостаса ни врат соответственно.
по теме-не вижу ужаса в одной службе с открытыми вратами. все эти открывания-закрывания-это традиция. не более. да, она несет смысловую нагрузку, но в такой великий праздник, как говорят в православной среде, даже небеса открываются))) почему бы не открыть врата на службу.
у нас много чего сейчас миссионерского есть, шокирующего старшие поколения))) служба на русском языке (в белгородской семинарии кажется практикуют), литургия для детей с объяснениями и тд. это действительно миссия. я не совсем согласна, но так как аффтор статьи все же не была бы так категорична!
Вот болгары, например, служат на 1 просфоре, а мы на скольки? Кто и когда допустил это вопиющее «безобразие»? Это ж нарушение, просто караул какое, если так разбирать. А греки вот крест на целуют после Литургии, какой кошмар!
Правильно Мария написала, что это некие рамки. В них действует церковная власть.
Единственное, с чем я чисто по-человечески несогласна, это с безусловным неосуждением действий Патриарха. Он у нас, к счастью, не папа римский и не наместник Бога на земле. Никаких догматов относительно неосуждения его действий (именно действий, а не его самого) мы не имеем, за исключением «аще кто досадит священннику » и т.п. следовательно, люди могут и должны задавать себе и духовным ли цам вопросы, что правильно, что нет, чем оправдано такое-то действие Патриарха… никто же не собирается досадить, свергнуть и т.п., а пытается доклпаться до истины.
А вот когда начинается в приходе «батюшка с таким-то поругался, такой-то в храм перестал ходить, не буду с ним общаться, ведь батюшка априори прав». А батюшка не прав априори, он такой же человек, нет бы вопрос задать о том, кто вне прихода теперь… но нет, батюшка прав, моя за та с краю, мое дело послушание.… и далее в масштабах епархии. Архиерей посек священника, обвинил во всем мыслимом и немыслимом, остальные сидят на епсовете и в рот воды набрали: «как бы чего не вышло», но прикрытие хорошее- послушание. И так же в масштабах патриархии. А послушание не исключает того, чтоб просто заступиться за кого-то или хотя бы задать вопрос «почему». Но в нашей, опять же, русской традиции уж очень превратно само это слово толкуется. Как пост соблюдать, так у большинства о безусловном послушание уставу речь не идет, а как Патриарха осудить так оооо, что ты, грех! Заметь, осуждение в статье, а не у Клюквы, это чужие мысли.
Написала не о себе, а вообще. Всё с нас самих начинается, люди очень на многое могут влиять в добрую сторону.
Присоединяюсь к Марине и Марии.
Я Вам советую не быть категоричной в суждениях .(Прошу прощения, не знаю Вашего имени.)И, если для Вас эти вопросы животрепещущие то могу посоветовать замечательную книгу «Литургика» Красовицкой.Очень легко читается!
Заслуженным священникам, у которых уже есть все возможные награды, разрешается служить при открытых царских вратах? И это не новшество. И что?
Ты меня знаешь, я жуткая зануда и ни разу не поклонник нашего Патриарха. Но теперь поздняк метаться, куда корабль поплывет, туда и мы в нем поплывем. Даже если что-то будет не то делаться, действительно не то, ни один архиерей рта не откроет, будь уверена.
Я закрытый пост напишу, что считаю действительно бедой, или тебе в личку… и это даже не то, о чем говорил Кураев, это не чьи-то личные якобы грехи. Во всех нынешних отступлениях и послаблениях мы сами виноваты, вот именно мы, обычные люди. Все и коллективно ответственны, к сожалению.
про Пасхальную -я так понимаю, что это от того, что Христос воскрес и нам всем открыл двери ко спасению. Литургия же она вся символична. Ну там выше все написано…Я тоже ничего плохого не вижу, но лишь в силу своей дремучести, умные люди в тексте все расписали по полкам и по указам -когда и как и что принято и делать надо. Иначе опять же дело идет к модернизму, о чем есть пророчества…по-сему, руку на пульсе надо держать, что бы не проспать момент, когда в храмы ходить будет уже нельзя. Как то так. мое дремучее мнение
Вот, например, перед «Великого Господина» не положено петь «аминь». Полстраны поет. А в службе этого нет.
После отпевания у нас в епархии бабки поют на свой дремучий распев троекратно «царство небесное» и вечный покой. Определенным образом, всегда. Не споешь- запишут в колдуны. А в последовании этого нет! Это люди придумали!
В Символе веры один член делится неправильно, по смыслу так нельзя. Об этом иерархи даже много говорили и писали. И что? Народ поет, как привык, и плевать.
Надо будет уточнить еще, что имелось в виду. Ну вот не надо быть подозрительными, где не надо...
Читать-то как раз не так трудно, а вот поститься как положено — это да.
с этим не поспоришь