Крещение. Образы Крещения Господня или Богоявления были очень популярны на Руси. Одним из примеров икон этого типа является новгородский образ «Богоявление» конца XV — начала XVI века.
Смысловым и композиционным центром иконы является фигура Христа. Обнаженный Иисус Христос принимает крещение омовением в Иордане: В соответствии с утвердившейся иконографией, на левом берегу реки Иордан изображен Иоанн Креститель, на правом берегу — ангелы.
Иоанн-Креститель совершает акт крещения, возложив ладонь правой руки на голову Иисуса Христа, в его левой руке — крест — символ искупительной миссии Христа и Нового Завета (союза) между Богом и людьми.
Стекающие с гор два ручья сливаются в единый поток — реку Иордан. Резкие и острые пробелы на красно-коричневом фоне берегов создают иллюзию отдаленности поднимающихся в небо гор — здесь можно усмотреть редкую удачную попытку передать пространственную глубину.
У ног Иисуса Христа в воде можно различить две фигурки. Мужская символизирует реку Иордан, а женская — море. Эти призваны проиллюстрировать слова из Псалма 114,3: «Море увидело и побежало; Иордан обратился вспять».
Ангелы в образах Крещения Иисуса Христа олицетворяют собою восприемников, обязанность которых принимать "крещаемых" из воды. Фигуры ангелов образуют как бы ступени лестницы, поднимающейся от земли в небо. Круто поднимаются и берега Иордана. Все устремлено вверх. А в центре всего — Иисус Христос. Богоявление произошло.
Крещение Господне.
(Архиепископа Сурожского Антония).
Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества — но так ярко в Ветхом Завете — мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.
Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений...
И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в началеСвоего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха — Он, безгрешный.
Этот момент Крещения Господня — один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество — это мгновение, когда Бог, поСвоей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже вСвоем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет наСвои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.
Крещение Господне, в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего — и победой над злом.
Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.
Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы — не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.
Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и человека и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня, великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатьюпринятого, а не только данного Духа Святого! Аминь.
(19 января <st1:metricconverter productid=«1973 г» w:st=«on»>1973 г</st1:metricconverter>.)
Богоявление.
(Святого Иоанна Кронштадтского).
Сегодня, братия возлюбленные, святая Церковь предложила нам весьма назидательное чтение из Апостола, именно — из послания святого апостола Павла к Титу. Вот это чтение: "Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя. Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни." (Тит. 2:11-15; 3:1-7).
Вот сегодняшнее чтение из Апостола. Апостол говорит о благодати или милости и силе Божией, т.е. Христовой, спасительной для всех человеков, не исключая никого, кто бы только ни принял эту благодать. Если бы не явилась эта спасительная благодать чрез Иисуса Христа и только в Нем, — то не спасся бы никто, ни один человек, и все погибли бы на веки во грехах, ибо грех естественно рождает смерть — временную и вечную. Но теперь явилась спасительная благодать всем человекам, — и все верующие и покорные ей могут спастись; никто не может отговариваться невозможностью или неспособностью. Эта спасительная благодать находится в Церкви Христовой; держись ее, исполняй ее предписания и заповеди, участвуй в ее таинствах и Богослужении, — и ты непременно спасешься.
Итак, спасительная благодать Божия требует от нас, чтобы мы отвергнув нечестие, т.е. холодность и отчужденность от Бога, самолюбие и всякие мирсие и плотские похоти, старались жить праведно, целомудренно и благочестиво в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Говоря о нынешнем веке, апостол имеет в виду другой век, будущий, конца не имеющий, как видно это в конце нынешнего чтения, да и в слудующих сейчас словах; ибо далее он говорит, что мы все должны ожидать блаженного упования, т.е. воскресения мертвых, всеобщего суда, жизни будущего века и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, разумея под явлением славы Христовой второе Его пришествие в страшной славе Отца небесного, когда вечную славу Его увидят все народы и племена земные и не могут не признать Его Богом, хотя тогда Он будет для многих только Богом Мстителем и грозным Судиею. Апостол далее говорит, что Иисус Христос отдал Себя за нас, т.е. явившись в мир в образе человека, исполнил за нас всякую правду Божию, научил нас благочестию, пострадал, умер и воскрес для нас и дал нам все силы к жизни праведной для того, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.
Вот и мы с вами, братия и сестры, имеем счастие быть особенным народом — народом Христовым. Но, спрашиваю, особенный ли мы в самом деле по жизни и по делам народ, ревностны ли мы к добрым делам? Не бываем ли спешны и ретивы на грех? — Весьма часто. — Но да сохранит Бог впредь нас от поспешности на грех, да не быдет этого ни с кем из нас; напротив будем спешны на всякое доброе дело.Далее апостол напоминает о добрых делах, кои должны исполнять христиане, а именно о повиновении начальству и властям, о готовности на всякое доброе дело, например на самоотвержение из любви к Богу и ближнему, на милосердие и взаимную помощь, — о том, чтобы не злословить, не браниться, не поносить ближних ругательными словами в гневе и злобе, — не быть сварливыми или вздорными, неуступчивыми, но тихими и кроткими ко всем. За сим богомудрый апостол исповедует над собою великую милость Божию, что и его Господь спас не за дела праведности, которые он прежде сотворил, ибо и он был некогда несмыслен, т.е. когда был еще гонителем Церкви Божией, непокорен, заблуждший, раб похотей и различных удовольствий, жил в злобе и зависти, был гнусен и ненавидел христиан, — но поСвоей милости извлек его Господь из бездны погибели и омыл банею возрождения, т.е. крещения и обновления Святым Духом, Которого излил на него обильно Отец небесный чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего — дабы, оправдавшись Его благодатию, как ему, так и всем христианам сделаться, по упованию, наследниками жизни вечной. И так прочь от нас темная несмысленность в делах благочестия, свойственная непросвещенным язычникам, ходящим во тьме и тени смертной, отринем от себя далече непокорность, похоти и различные непозволенные глупые и грубые удовольствия, злобу и зависть, всякие гнусные дела и ненависть друг ко другу; и будем жить в любви и взаимопомощи и во всяком благочестии и чистоте; будем народом особенным, ревностным к добрым делам. Будем всегда помнить, что от нас требуется святая жизнь, — наша жизнь должна разниться от жизни магометан и евреев, как небо от земли; мы должны жить на земле небесно, как чада Божии; наша любовь к Богу и ближнему должна быть горячая, нелицемерная, бескорыстная, твердая, постоянная; мы должны постоянно хранить чистоту и целомудрие, воздержание, творить всякую правду, ненавидеть ложь; являть кротость и терпение ко всем.
Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа (Евр. 12:14). Аминь.