Сообщество закрыто

Второе поколение воцерковленных

Каково быть подростком из воцерковленной семьи? Какие проблемы возникают у таких ребят и их родителей? Как их решать? Размышляет семейный психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова.

Детям, которых я наблюдаю и о которых думаю, сейчас в от 16 до 23–24 — возраст совсем еще юный, и в их жизнях многое может измениться. Но в данный момент мы можем наблюдать, что дети, подростки, молодые люди, выросшие в так называемых церковных, воцерковленных семьях, относятся к вере и церкви гораздо более спокойно (а надо было бы писать — прохладно), чем их сверстники, пришедшие в храм самостоятельно. Те, открывая все для себя впервые, вчитываются в молитвослов и служебник. Эти, выросшие в церковных стенах и впитывавшие в себя литургию на всех ступенях взросления, если и стоят, то как-то вяло.

С некоторых подростков во время литургии нередко можно писать картину «умирающие лебеди».

Подростки часто бодро и весело общаются. Например, во время литургии. Для них храм — своего рода клуб для общения. Тут друзья детства, истории, интересы. Часто это рядом или даже в стенах храма, но есть ощущение, что это — про другое. И это неплохо, если бы сплошь и рядом не возникало к литургии отношение обыденное: это слишком привычно, знакомо с детства.

Сужу я не только и не столько по своим. И каждый человек, даже самый юный, имеет свою меру веры. Но есть нечто сложноуловимое, что меня сильно беспокоит по поводу второго поколения воцерковленных.

Сформулировать это скорее всего можно так: вера, которая стала для родителей собственным личным открытием (даром Божиим) второму поколению достается, как говорится, по праву рождения. Человеку, особенно юному, довольно сложно оценить то, что имеешь априори.

Например родительская любовь, материнская забота, отцовское внимание часто воспринимается как воздух — таким естественным, незаметным. Многие вещи становятся видимыми, только когда их начинает не хватать. Так, материальный достаток видится абсолютной нормой, и на этом фоне период ухудшения материального положения может стать для кого-то открытием.

Это грубая аналогия, но для детей, которые родились у родителей обретших веру и ровно ходивших в храм, вполне может создаться ощущение — и в ряде знакомых мне семей создается — что вера, посещение храма — это что-то само собой разумеющееся, даже рутинное.

Как же сделать так, чтобы приводя ребенка с младенчества в храм, сохранить и для него область и возможность открытия?

Воспитание вообще — искусство, в котором нет универсальных рецептов. А уж «религиозное воспитание» — вещь совсем тонкая. Возможно, священник, знающий вашего подрастающего ребенка с детства, или кто-то из опытных в подобных делах прихожан сможет дать адресный совет. Очень важно прислушиваться к собственной интуиции и обращаться с вопросами и просьбами в молитве. И какая-нибудь «эврика» обязательно случится. У вас возникнет собственное знание, что же можно сделать, чтобы этот ребенок начал сам находить свою, личную дорожку к вере.

Возможно, это будет лагерь или паломническая поездка с группой ровесников и без родителей, или участие в реставрации храма. Или знакомство — подростка, а не ваше — с действительно верующим человеком

Второе поколение воцерковленных


Родители «держат край», или Родительская территория

Если семья десятилетиями стабильно ходит в храм, и никаких глобальных событий в жизни семьи и подростка не происходит, у него может возникнуть ощущение, что в вопросах веры и области отношений с Богом «все под контролем». За это так же, как, например, за покупку продуктов, отвечают родители. А в то, за что они отвечают, можно особенно не вдаваться.

Часто подросток понятия не имеет, где хранятся его документы или вещи для похода — ведь это знают и за это отвечают родители.

Помните: чем больше нашего контроля, тем меньше инициативы и самостоятельности.

Прекрасно, если у ребенка есть круг общения и круг событий, связанный с верой и не связанный напрямую с родителями: например, община или православный подростковый клуб, сверстники, разделяющие подобные ценности.

Ведь сопротивляется подросток только родителям. На остальных людей — взрослых и детей — протест не распространяется.

Как сделать так, чтобы вера и участие в таинствах не оставались зоной родительской ответственности, когда ребенок подрос?

Если вы по-прежнему будите ребенка-то это зона вашей ответственности.

Если вы подталкиваете ребенка к очереди на исповедь и подсказываете, перечисляете, что именно он должен говорить — это зона вашей ответственности.

Если вы напоминаете ему, что он уже месяц не причащался, и уже пора бы — это зона вашей ответственности.

Часто современные дети крайне несамостоятельны. Сами они не отвечают почти ли вообще ни за что в своей жизни, хотя имеют уже вид взрослых людей. Идет тотальная инфантилизация растущего поколения. Родители все дольше водят детей за ручку и контролируют все области их жизни. И особенно не полезно это в вопросах учебы и веры. Потому что ребенок начинает сопротивляться тому, что ему необходимо и важно в будущем.

Не сопротивляться он не может.

Подавив сопротивление, мы рискуем сломать личность.

Их величества король Недосып и королева Перегрузка

Для многих городских, хороших, нормально учащихся подростков именно эти две мифические фигуры определяют отношение к посещению богослужений.

Ведь если у школьника учебная суббота, то это получается жизнь без выходных. И нет ни одного дня, когда можно всласть отоспаться. А ведь сон — насущная потребность растущего организма, особенно если ритм жизни напряженный. Часто возможность «до упора» поспать в воскресенье — это шанс прожить следующую неделю без нервного срыва.

Я не говорю, что надо детей вообще не звать в церковь. Но — будьте снисходительны к их обстоятельствам. Простое выражение сочувствия: «Я понимаю, как тебе не хочется вставать», — может смягчить вопрос о пробуждении.

Тянуть ли, если упирается

Только вы знаете ответ на этот вопрос, потому что каждая ситуация уникальна. Представьте себе, что вы настояли и, возможно, применили силу. И будет — что? Постная физиономия и отсутствующий вид, как бы говорящий: «Нате, хотели, добились, получите. Но душой-то я не здесь. И вообще ваша церковь мне не интересна. Здесь всегда одно и то же».

Тактики могут быть оправданы разные — возможно, для кого-то прийти раз в месяц, но нормально — лучше. А еще существуют каникулы. И иногда можно прогулять субботу или понедельник. Ведь мы понимаем, что участие в таинствах — дело действительно важное.

Но помним: преодолевая нормальное подростковое сопротивление нашему родительскому импульсу отвести человека в храм, мы можем спровоцировать перенос сопротивления уже не на нас, родителей, а на все, связанное с верой.

Подросшее дитя должно пойти в храм само, своими ножками.

И иногда может пройти время, прежде чем это случится, и выросший ребенок придет в храм сам. По личной вере и собственной внутренней потребности.

продолжение https://www.baby.ru/community/view/42956597/forum/post/232194075/


Ирина
Ирина
Дмитрий
13 лет
Липецк
2600
Интересные разделы сообщества