Уберечь ребенка от жестокостей мира

Как ни хочется уберечь ребенка от жестокостей мира, он неизбежно с ними сталкивается. Травма мешает жить, отнимает силы, нужные для развития. Как помочь ребенку пережить потрясение? Как самому взрослому справиться с последствиями давних детских травм? Об этом — семейный психолог Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ. 


— Можно ли обезопасить своего ребенка от возможных потрясений и травм? 
— С какими-то травмами растут все дети: трудно найти семью, в которой ничего не случается. Кто-то сильно обжегся, кто-то упал и расшибся, у кого-то умерла бабушка, собаку сбила машина… Это случается со всеми, это часть жизни. Этот опыт обязателен для человека. Любая жизнь — это баланс травм и ресурсов. Это сумма двух разных сил: с одной стороны, то, что тебя обессиливает, с другой — то, что тебя поддерживает и придает сил.

— Бывает, что ребенок чего только не натерпелся в детстве, а вырастает нормальным человеком. А кто-то ломается при полном, кажется, благополучии. 

— Детское восприятие основано на привязанности. Если ребенок привязан к взрослому, он делегирует ему отношения с миром и сам живет спокойно: взрослый за все отвечает. Именно поэтому, кстати, у многих детей был шок в девяностых годах, когда люди вроде бы не голодали, не падали и не умирали на улицах, но родители не справлялись с жизнью, и детей травмировал этот опыт. 

— Но некоторые дети воспринимают мир трагически, даже когда у них благополучная жизнь и хорошие отношения с родителями…
— Дети сами по себе очень разные. И травма бывает разная: один тип — это когда что-то плохое случается (ну, скажем, человек ногу сломал); второй — это когда ему постоянно, хронически недостает чего-то необходимого: любви, родительского тепла, привязанности. Этот второй тип травмы называют депривацией. Известно, что на депривацию разные дети реагируют по-разному: есть дети, которых как будто что-то хранит, а других депривация сильно разрушает. Отчего это зависит, никто не знает: вот как одни дети часто болеют и ловят любую инфекцию, а другие почти совсем не болеют. 

— Как это влияет на дальнейшую жизнь человека? 
— Если ребенок не пережил травму в объятиях взрослого, его развитие притравлено этой травмой, даже если кажется, что у него все благополучно. 

— Как помогать ребенку, которому плохо? 
— Обнять его вместе с его чувствами — и не разрушиться от этого. Этому не надо специально учиться на курсах, это в каждом из нас заложено. Наша задача — позволить ребенку выплеснуть чувства: его боль, его гнев, его страх, — только тогда он может восстановиться, хотя и со шрамом. Но если закрываться от ребенка, отгораживаться, стыдить его за его чувства — тогда ребенок отмораживается. 

— А где же золотая середина? Чтобы ребенок и чувствительность не вполне потерял, и не был в этом мире человеком с ободранной кожей? 
— Если мы хотим сохранить ребенка живым, надо его беречь. По крайней мере до подросткового возраста. Большинство детей так или иначе успевают потерять чувствительность, хотя другие — нет. 

— И что же делать родителям «не таких» детей? Если, к примеру, ребенок веселый, открытый, еще играет в куклы, а вокруг — уже скептически настроенные семиклассницы с пивом и сигаретами? 
— Моя дочь, пока не сменила школу, прогуливала. Есть возможность сменить школу — надо менять. Если это единственная школа в маленьком городке, то надо снижать количество общения, искать для ребенка другие среды. Если сверстники относятся к ребенку неприязненно, надо учиться отвечать им так, чтобы самому не разрушаться. Для девятилетнего ребенка это задача преждевременная. Для четырнадцатилетнего — вполне соответствует задачам возраста. 


— Если понимаешь, что твои нынешние проблемы — это результат давней травмы, что с этим делать? 
— Можно пытаться работать и с нынешним поведением, и разбираться с прошлым: у психотерапевтов есть разные методики — рисунки, разговоры. Обычно грамотный специалист поймет, с чем имеет дело. 

— У многих людей сама идея о том, что в основе их проблем может лежать детская травма, вызывает скептическую усмешку. 

— А тут могут быть разные причины. Травма ведь это не всегда ужас-ужас: разбить коленку — это тоже травма. Бывают такие люди, у которых в самом деле не происходило ничего страшнее разбитых коленок — с телом и страшнее разлуки — с душой. И эти травмы не оставили на них никакого следа. Или, может быть, им было плохо, но благодаря мудрому поведению взрослых они смогли это пережить. А может быть, травма была и сил с ней справиться не хватило.Если у человека есть непережитая травма, ее последствия все равно будут очевидны. А если очевидных проблем нет — так нечего и выискивать их, разумеется.

КОММЕНТАРИЙ


Протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ: «Психологические проблемы нам даются, чтобы мы менялись»

Важно не смешивать психологические проблемы и духовные. Если человек по-настоящему выстраивает свои отношения с Богом, если он при этом получает какие-то духовные дарования — проблемы душевные и телесные просто не важны. Если человек научился летать, то для него оказывается не так важно, что он прихрамывает при ходьбе. Решение проблем на духовном уровне создает все предпосылки, чтобы «нижние» проблемы решились сами собой. К сожалению, не всегда получается психологические проблемы решить духовным путем. Это удел очень сильных духом людей. Большинство из нас не такие. Как священник я часто сталкиваюсь проблемой, например, детских страхов. Они могут возникнуть у детей верующих, часто причащающихся. Вот недавно была ситуация — проблему страхов одного нашего юного прихожанина удалось неожиданно просто разрешить с помощью именно психологического совета.

Психологические травмы возникают, потому что для чего-то их попускает Господь. Для чего? Чтобы мы менялись. В Церкви словом «изменение» (метанойя по греч.) даже названо одно из таинств — покаяние. Вся наша жизнь состоит из преодоления или не преодоления трудностей, которые Бог перед нами ставит.

У отца Александра Ельчанинова есть размышление, что для детей, у которых есть психологические проблемы, не выстраиваются отношения со сверстниками, это может быть данной Богом защитой — чтобы ребенок не погрузился в какие-то опасные именно для него подростковые ситуации. Психологические проблемы — это задача для самого ребенка, и для его родителей. И их надо решать. Для родителей это вопрос любви к ребенку, терпения, возможность решить собственные проблемы, из-за которых, в частности, возникла проблем у ребенка. Преодоление психологических трудностей может сильно помочь и на духовном пути.

Беседовала Ирина ЛУКЬЯНОВА.

Источник: Нескучный сад 


Ирина
6879
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожаловаться
Александра
хорошая статья и очень понравился комментарий батюшки
Пожаловаться
Елена Трроянская
Да все так, спасибо за статью Ирин!
Пожаловаться
Надежда
я у своего ребенка уже сейчас спрашиваю: Почему ты расстроилась?   что случилось?       Это когда я не понимаю ее поведения. И она, хоть и маленькая, но уже учится анализировать свои чувства и говорит, из -за чего куксится) Уже сама порой говорит: У меня плохое настроение   (комментирует свои чувства)
А сегодня с утра встали, она болеет, кашляет. Оделись вроде, все норм., села на горшок и давай реветь. И ревет так с завываниями аж. Я спрашиваю: Что случилось?   она молчит. Я: Болеешь? поплакать захотелось?   Она: Да! Я: ну плачь на здоровье, иногда это очень нужно. Она так обрадовалась, позавывала еще полминуты и улыбается уже)
Поэтому очень важно проговаривать все чувства с ребенком.
Пожаловаться
Ирина
Когда же мой заговорит 
Пожаловаться
Надежда
Дима у тебя фразами говорит, Ир? или как?
Пожаловаться
Ирина
Да предложениями это сложно назвать, слова по 3-4 связывает и запас не велик
Пожаловаться
Надежда
3-4 слова связывает -это хорошо! а запас развивай, пополняй сама, все называй, а потом спрашивай как это называется и для чего это нужно. Таким образом расширится словарь сущ-х и глаголов, а следовательно и фраз)
Пожаловаться
Ирина
Спасибо за совет, обязательно буду, а то  переживаю  уже за наше малословие
Пожаловаться
Надежда
ну если что спрашивай, я ж логопед 
Пожаловаться
Ирина
Спасибо 
Пожаловаться
Настя
+1000
Пожаловаться
Liebe
Статья замечательная, над многим стоит задуматься!
все не так просто, как многие думают. мол в семье все замечательно, чего может ребенок переживать… душа, она у каждого своя.
У меня в детстве были и руки в гипсе, и голова пробита)))а вот душевная травма больней и излечить ее просто без Бога невозможно, не один психолог не поможет!

Сейчас для меня главная задача, что бы мои дети не страдали и физически, не душевно, но это так не просто....