рассказ студента кафедры атеизма

Для меня мгновением поворота была одна немая встреча в  Троице-Сергиевой Лавре.

В тот раз  — а  это было где-то в  начале 1982  года  — я  оказался там еще в  качестве студента кафедры атеизма и  комсомольского активиста. Надо было сопровождать группу венгерских студентов, приехавших по  обмену в  наш МГУ. Службы я  не  запомнил, архитектурой и  историей интересовался мало.

Но когда мы  выходили из  Троицкого собора, произошло «обыкновенное чудо». Впереди меня выходил какой-то юноша не  из  нашей группки. И  вот, когда до  порога оставалось два шага, он  вдруг резко повернулся и  встал ко  мне лицом. Смотрел-то он  не  на  меня.

Он смотрел на  иконы в  глубине храма, чтобы последний раз перекреститься и  взять благословение перед исходом. Но  между иконами и  ним в  этот раз оказался я.  И  я  впервые близко увидел глаза верующего человека… Нет, в  них не  было ничего «таинственного» или «загадочно-экспрессивного» (такое выражение своим глазам почему-то пытаются придавать актеры, играющие в  фильмах священников).

Это были просто светлые, осмысленные и  живущие глаза. А  меня пронзила мысль  — почему этот человек, мой сверстник, почему здесь он  у  себя дома, а  я  — в  русском монастыре хожу, как иностранец? Почему этот парень, которого в  школе учили тому  же, чему и  меня, знает что-то такое, что для меня (несмотря на  все мои «религиоведческие штудии») совершенно закрыто?

Ведь он  знает все то,  чему учили меня, но  он-то  — здесь! И  значит  — чтобы стать верующим, надо знать что-то такое, чего не  знают атеисты?!

Потом я  вернулся в  Москву  — в  город, где у  меня не  было никаких верующих знакомых (потом, после моего ухода в  семинарию, оказалось, что это не  так, и  люди верующие открылись даже среди моих преподавателей), но  был доступ к  книгам русской Атлантиды. И  из  них я  понял, что есть вещи, о  которых у  человека нет права говорить, пока он  сам их  не  пережил.

Вся «научная» критика религии заслуживает столь  же почтения, сколь попытка написать о  выставке никогда не  виденных картин, основываясь лишь на  ее  каталоге. «Что у  нас здесь  — „Догмат о  Троице“?  — ну,  это скучно, непонятно и  абсурдно!» Да  ведь любой каталог скучен. И  богословские догматы отец Сергий Булгаков вполне точно назвал «бухгалтерией религиозного опыта».

Бухгалтерия сама по  себе, конечно, мало привлекательна. Но  ведь за  ней стоит опыт жизни… А  человек, не  разделяющий веру и  пытающийся ее  «изучить», по  слову того  же отца Сергия, подобен евнуху, сторожащему чужой гарем… А  что может сделать человек, однажды понявший, что он  — не  первый, кто живет на  земле, и  что до  него люди искали и  получали такой духовный опыт, который ему еще не  довелось пережить? Он  может лишь найти этих людей, встать рядом с  ними в  храме и  сказать про себя: «Разрешите и  мне попробовать…»

Нам ведь не  дано самим, по  своему вкусу создать Церковь апостолов. Мы  можем лишь присоединиться к  ней. И  принять  — как дар и  наследство  — то,  что по  сути своей нерукотворно: радость Причастия.

Я не  хочу рассказывать о  чем-то вполне мистическом.

«Мистика»  — ведь это от  греческого «тайна», и  в  Православии не  принято о  духовном опыте говорить от  первого лица. Одно лишь скажу  — слова Христа «блаженны не  видевшие, но  уверовавшие» к  нам не  относятся.

Как мы  можем причислить себя к  «не  видевшим Бога», если мы  дерзаем приступать к  Причастию? А  дорога каждого из  нас к  этой Чаше с  Кровью Христа начинается так неожиданно и  так по-разному.

Что касается меня  — тот мой приезд в  Лавру, который я  описал вначале, был уже вторым в  моей жизни. В  первый раз я  был там четырехлетним мальчишкой. От  богослужения и  монастыря я  тоже не  запомнил ничего.

Запомнилось другое  — впервые в  жизни я  заметил нищих. И  впервые в  жизни мне доверили покупать билеты в  московском автобусе, и  мне оставили несколько копеек сдачи. Это были первые деньги в  моей жизни. И  когда я  начал приставать к  отцу, чтобы он  рассказал мне об  этих людях, что сидят у  дороги, он  просто предложил мне отдать им  мои первые копеечки…

Может быть, по  их  молитвам через полтора десятка лет и  привел меня Господь к  вере и  допустил несколько радостных лет прожить у  лаврских святынь…

о. Андрей Кураев


Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожаловаться
Марина
От атеизма к Православию- и так бывает...
Пожаловаться
Liebe
мой муж знает о Кураеве все! или почти все))))
так что знали знали))))
Пожаловаться
Да уж… Люблю, как пишет о. Андрей)
Пожаловаться
Кудряшка Сью
Пути Господни неисповедимы!
Пожаловаться
сразу захотелось почитать что он пишет)))
Пожаловаться
Александра
очень интересно и простым доступным языком — думаю не пожалеете если почитаете) а еще у него много видео-материалов есть
Пожаловаться
Спасибочки)))
Пожаловаться
Фея
вот так вот бывает интересно. неожиданно было в конце рассказа наткнуться на это известное имя