Сообщество закрыто

Растить ли защитника? Протоиерей Феодор Бородин


«Ты  — будущий защитник, ты  должен быть смелым, не  плакать по  пустякам»,  — нередко внушается маленьким мальчикам. А  что на  самом деле значит  — «растить защитника»? И  нужно  ли вообще этим заниматься? Родители хотят, чтобы их  сын смог вырасти ответственным, способным защитить слабого, но  вместе с  тем опасаются, что их  чадо станет драчуном…


Завести механизм ответственности

Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и  Дамиана на  Маросейке в  Москве, отец семерых детей, шестеро из  которых  — сыновья:

Есть такая воспитательская дилемма: с  одной стороны надо уберечь ребенка от  ошибок, с  другой  — воспитать в  нем волю и  способность действовать. Как известно, мы  получаем от  Бога ребенка на  время, для того, чтобы поучаствовать в  его становлении. Это  — задание Божие нам как родителям.

Мы  должны приготовить ребенка к  тому моменту, когда он  сам войдет во  взрослую жизнь.Если волю и  умение принимать правильные решения в  нем не  натренировать, если за  него принимать все решения, бить его по  рукам за  каждую инициативу, тогда, даже будучи крепким физически, он  вырастит безответственным человеком. Вопрос о  его мужественном или агрессивном поведении тоже оказывается одной из  граней этой проблемы.

(...)Ребенку нужно постоянно давать новую степень свободы, чтобы он  осваивал жизненное пространство. Это касается в  том числе и  его отношений со  сверстниками. Постепенно, с  возрастанием ребенка нужно отходить от  всеконтролирующего поведения к  по-доброму советующему.

Если мы  хотим, чтобы ребенок принимал правильные решения, его надо этому научить. На  самом деле  — сложная задача. Понятно, что проще родителям вымыть посуду, чем смотреть, как это делает маленькая дочка. Но  тогда она никогда не  научится вести хозяйство. И  так  — во  всем.

Мне кажется важным с  детства воспитывать в  человеке ответственность — и не  на  каких-то глобальных примерах, а  на  самых бытовых. Это тоже  — воспитание воли. Мы  даем человеку очень маленький кусок ответственности и  постоянно, ежедневно требуем, чтобы он  выполнял возложенные на него обязанности. Например, застилал кровать, аккуратно вешал одежду, делал что-нибудь мелкое по дому. (...) Если детей несколько  — обязанности можно распределить.

И  мы  от  ребенка не  отстаем, пока он года через три-четыре не  начинает сам, без напоминаний, убирать со  стола после каждого семейного ужина. Это значит, что механизм ответственности  — завелся. И  когда он  вырастет, этот механизм ответственности будет срабатывать на  то  количество проблем, которое Господь ему даст.

А  если мы  будем просто его упрекать, что он  не  выносит мусор, не  подметает кухню, не  моет посуду и  жаловаться ему на  него, ребенок ничего не  научится делать.

Давая ребенку возможность самостоятельно принимать какие-то решения, нужно потом с  ним их  разбирать, и  опять  же  — требовать ответственного отношения. Если, скажем, ребенок в  школе кого-то обидел, то  не  надо его защищать любой ценой. Надо быть беспристрастными. Ребенок должен знать, что мы  не  поддерживаем его в  его конфликтах только потому, что это  — наш сын.

Я  бы советовал, если дети приходят жаловаться друг на  друга, каждому задать два вопроса: «В  чем творя часть вины?» И  второй вопрос: «Что ты  мог сделать и  не  сделал, чтобы не  было конфликта?» (...)

Воспитание мужчины  — это прежде всего воспитание умения нести ответственность за  свои поступки.

И  вот в  связи с  этим очень полезно отдавать мальчиков на  борьбу, о  чем я  уже неоднократно говорил. Потому что появляется опыт боли, опыт труда, длительной тренировки. Человеку, чувствующему в  себе силу, которая у  него появляется (и  внешняя, и  внутренняя), не  надо никому ничего доказывать. Как известно, спортсмены, крупные борцы почти всегда уклоняются от  конфликтов.Потому что есть опыт и  нет гордыни всем все доказать. Если мальчик в  компании рассказывает о  том, как он  много занимался каратэ, значит, он  только полгода назад пришел в  секцию. Если человек занимается 5-6 лет, он  обычно об  этом молчит.

Важно, чтобы мальчика воспитывал мужчина, в  том числе своим примером. Но, к  сожалению, сегодня во  многих семьях нет отцов. И  вот необходимый поведенческий сценарий мальчик очень часто видит именно у  тренера.

Мой папа рос без отца (дедушка погиб на  фронте). В  молодости папа занимался самбо у  Анатолия Харлампиева, одного из  основателей этого вида борьбы. И  он  вырос очень мужественным человеком. Как я  понимаю, это было влияние тренера.

Оксана Головко

Продолжение темы: www.baby.ru/community/view/42956597/forum/post/137156884/ (точка зрения психолога)



Марина
Марина
Москва
2745
Интересные разделы сообщества
Актуальные посты
ребенок плохо спит в кроватке
где сделать узи в магнитогорске