«Ты — будущий защитник, ты должен быть смелым, не плакать по пустякам», — нередко внушается маленьким мальчикам. А что на самом деле значит — «растить защитника»? И нужно ли вообще этим заниматься? Родители хотят, чтобы их сын смог вырасти ответственным, способным защитить слабого, но вместе с тем опасаются, что их чадо станет драчуном…
Завести механизм ответственности
Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве, отец семерых детей, шестеро из которых — сыновья:
Есть такая воспитательская дилемма: с одной стороны надо уберечь ребенка от ошибок, с другой — воспитать в нем волю и способность действовать. Как известно, мы получаем от Бога ребенка на время, для того, чтобы поучаствовать в его становлении. Это — задание Божие нам как родителям.
Мы должны приготовить ребенка к тому моменту, когда он сам войдет во взрослую жизнь.Если волю и умение принимать правильные решения в нем не натренировать, если за него принимать все решения, бить его по рукам за каждую инициативу, тогда, даже будучи крепким физически, он вырастит безответственным человеком. Вопрос о его мужественном или агрессивном поведении тоже оказывается одной из граней этой проблемы.
(...)Ребенку нужно постоянно давать новую степень свободы, чтобы он осваивал жизненное пространство. Это касается в том числе и его отношений со сверстниками. Постепенно, с возрастанием ребенка нужно отходить от всеконтролирующего поведения к по-доброму советующему.Если мы хотим, чтобы ребенок принимал правильные решения, его надо этому научить. На самом деле — сложная задача. Понятно, что проще родителям вымыть посуду, чем смотреть, как это делает маленькая дочка. Но тогда она никогда не научится вести хозяйство. И так — во всем.
Мне кажется важным с детства воспитывать в человеке ответственность — и не на каких-то глобальных примерах, а на самых бытовых. Это тоже — воспитание воли. Мы даем человеку очень маленький кусок ответственности и постоянно, ежедневно требуем, чтобы он выполнял возложенные на него обязанности. Например, застилал кровать, аккуратно вешал одежду, делал что-нибудь мелкое по дому. (...) Если детей несколько — обязанности можно распределить.
И мы от ребенка не отстаем, пока он года через три-четыре не начинает сам, без напоминаний, убирать со стола после каждого семейного ужина. Это значит, что механизм ответственности — завелся. И когда он вырастет, этот механизм ответственности будет срабатывать на то количество проблем, которое Господь ему даст.
А если мы будем просто его упрекать, что он не выносит мусор, не подметает кухню, не моет посуду и жаловаться ему на него, ребенок ничего не научится делать.
Давая ребенку возможность самостоятельно принимать какие-то решения, нужно потом с ним их разбирать, и опять же — требовать ответственного отношения. Если, скажем, ребенок в школе кого-то обидел, то не надо его защищать любой ценой. Надо быть беспристрастными. Ребенок должен знать, что мы не поддерживаем его в его конфликтах только потому, что это — наш сын.
Я бы советовал, если дети приходят жаловаться друг на друга, каждому задать два вопроса: «В чем творя часть вины?» И второй вопрос: «Что ты мог сделать и не сделал, чтобы не было конфликта?» (...)
Воспитание мужчины — это прежде всего воспитание умения нести ответственность за свои поступки.
И вот в связи с этим очень полезно отдавать мальчиков на борьбу, о чем я уже неоднократно говорил. Потому что появляется опыт боли, опыт труда, длительной тренировки. Человеку, чувствующему в себе силу, которая у него появляется (и внешняя, и внутренняя), не надо никому ничего доказывать. Как известно, спортсмены, крупные борцы почти всегда уклоняются от конфликтов.Потому что есть опыт и нет гордыни всем все доказать. Если мальчик в компании рассказывает о том, как он много занимался каратэ, значит, он только полгода назад пришел в секцию. Если человек занимается 5-6 лет, он обычно об этом молчит.
Важно, чтобы мальчика воспитывал мужчина, в том числе своим примером. Но, к сожалению, сегодня во многих семьях нет отцов. И вот необходимый поведенческий сценарий мальчик очень часто видит именно у тренера.
Мой папа рос без отца (дедушка погиб на фронте). В молодости папа занимался самбо у Анатолия Харлампиева, одного из основателей этого вида борьбы. И он вырос очень мужественным человеком. Как я понимаю, это было влияние тренера.
Оксана Головко
Продолжение темы: www.baby.ru/community/view/42956597/forum/post/137156884/ (точка зрения психолога)