С недавнего времени у меня появилась потребность сформулировать более чёткую позицию (в основном, для окружающих людей), «почему я не хочу водить ребёнка в детский сад».
В нашем обществе отдавать ребёнка в сад считается нормой. Предположу, что это связано (в большинстве случаев) с низким уровнем жизни, т.к. для комфортного существования в нашем государстве приходится работать обоим родителям, сидеть с ребёнком не с кем… Но для меня удивительно, что воспитание ребёнка собственными родителями (если у семьи есть такая возможность) в обществе воспринимается чуть ли не как преступление против личности и вызывает огромную бурю недоумения, неодобрения и даже сочувствия к «неполноценности» такого ребёнка. Как только кто-либо узнаёт, что ребёнок в сад не ходит, его маму тут же пытаются «образумить», щедро аргументируя красивыми избитыми общественными стереотипами: «а как же социализация, без сада ребёнок будет диким/ изгоем/ белой вороной/забитым/стеснительным/необщительным», «в саду дети учатся общаться и самостоятельно решать конфликты», «ребёнку нужен коллектив и опыт выживания в стае», «не держать в теплице, оторвать от юбки и выпустить в жестокий мир как можно раньше, чтобы стал самостоятельным», «без сада будет тяжело в школе», «в саду дети привыкают к режиму и дисциплине», «в саду развивают», «поплачет и привыкнет, все ходили в сад и ничего» и т.п. и т.д. Бывает непросто выдержать подобное давление и волей-неволей закрадываются сомнения в собственном выборе.
Поэтому мне захотелось получше разобраться в этом вопросе, поизучать разные точки зрения на подобные стереотипы, максимально честно для себя рассмотреть все аргументы «за» и «против», всё обдумать и взвесить. В результате, я лишний раз убедилась, что роль садика всё-таки, на мой взгляд, преувеличена и накручена, и конкретно моему ребёнку по ряду причин (существенных конкретно для меня) сад не нужен.
Вывод исключительно МОЙ и применим только к моей ситуации, т.е. я ни в коем случае не обобщаю, т.к. понимаю, что все дети разные, у всех семей жизненные ситуации и возможности – разные, приоритеты, убеждения и принципы воспитания – тоже разные, поэтому нельзя свести мою одну частную ситуацию в общее правило.Кто-то доверяет общественным стереотипам (относительно социализации в садике, главным образом), а у кого-то есть живые примеры из жизни, подтверждающие, что эти стереотипы иллюзорны, и поэтому есть сомнения. Нет единственного правильного способа воспитывать детей и поэтому каждый родитель ищет свой путь. Может, кому-то нужен садик, и именно это поможет ему развить то, что ему необходимо в жизни. Я не против сада, но и не за, я убедилась в правильности своего пути, но и с уважением отношусь к мнению людей, выбравших другой путь. Каждому в его ситуации виднее, каждая мама в состоянии здраво оценить, что хорошо конкретно для её ребёнка, мы все взрослые люди, и каждый принимает решение самостоятельно…и любое решение будет правильным, если оно осознанное, информативное и взвешенное.
Так вот. В поддержку мам, которые имеют возможность не работать и по определённым жизненным принципам не поддерживают идею нахождения ребёнка в садике (т.е. согласны с идеей, что дети должны воспитываться большую часть времени всё-таки в семье), при этом у них есть желание жить с ребёнком (не путать с «жить ради ребёнка»), но всё-таки мучают сомнения из-за влияния «общественного мнения»…хочу поделиться своими мыслями по поводу популярных стереотипов, которыми любят постращать сторонники детских садов. Начну с социализации.
***
Во избежание недопонимания, оговорюсь, что мои мысли НЕ адресованы мамам-одиночкам и вообще тем, кто отдал ребёнка в сад от безвыходности ситуации. Также мои мысли НЕ адресованы мамам, кто уже для себя чётко решил, что сад конкретно их ребёнку НУЖЕН по тем или иным причинам. Я спорить ни с кем не хочу, просто высказываю своё личное субъективное мнение.
И уточню ещё, что отказ от садика не снимает с родителей ответственности за социальную адаптацию ребёнка, за развитие в нём дисциплинированности, самостоятельности и уверенности в себе, за развитие умения общаться и конструктивно выходить из конфликтных ситуаций, за развитие способностей ребёнка в целом (творческого мышления, в частности), за адаптацию к нахождению в большом коллективе перед школой и т.п. Вообще-то, это естественные вещи, и все благоразумные родители это понимают. Просто не хочу, чтобы кто-то здесь усмотрел «предлог сидеть с ребёнком как повод не работать» или «как прикрытие своей соц.запущенности». Развитие ребёнка подразумевает глубокую включённость и активность родителей. И моя цель — расширить рамки понимания не в сторону идеи «детский сад — зло» (как любят говорить сторонники ДС), а в сторону признания того, что не является детский сад обязательным и необходимым для всех атрибутом развития и становления личности (немного коряво сформулировала, но думаю, суть ясна).
***
Ну и продолжу. Самый распространённый стереотип – это «социализация в саду», «без сада ребёнок будет диким/забитым/изгоем/белой вороной» и т.п.
Очень многие сейчас отдают детей в сад только ради социализации, даже имея возможность не работать и заниматься ребёнком самостоятельно. Считается, что ребёнок социализируется почему-то именно в саду. Я попыталась разобраться в этом вопросе для себя, поизучала информацию (что такое на самом деле социализация), пообщалась с людьми, которые ЗА садик и ПРОТИВ садика, и пришла к выводу, что эта идея с «социализацией в саду» очень раздута, потому что многое перевёрнуто с ног на голову, само понимание социализации очень сильно искажено.
Традиционно считается, что в саду ребёнок социализируется путём того, что он учится находиться в коллективе и приспосабливаться: общаться со сверстниками и взрослыми не из своей семьи, отстаивать своё мнение, выходить из конфликтных ситуации, проходить «опыт выживания» при столкновении с агрессивными детьми. И, что самое главное, всё это — самостоятельно, без помощи/присутствия/поддержки родителей.
Кому интересно — продолжение тут:
https://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/511734028/
https://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/511902552/
https://www.baby.ru/blogs/post/514669773-181805786/
https://www.baby.ru/blogs/post/516628887-181805786/
https://www.baby.ru/blogs/post/516902817-181805786/
https://www.baby.ru/blogs/post/441167719-181805786/
Аня, со всем согласна! Спасибо, что так хорошо сформулировали те же мысли, что и у меня. Я после глубокого изучения этого вопроса тоже отказалась от сада, осталось убедить в этом мужа. :) Дам ему ознакомиться с Вашими статьями. Подскажите, а закрытые посты как можно прочитать?
Как здорово, что вам пригодилось! Вот попробуйте эти ссылки
https://www.baby.ru/blogs/post/516628887-181805786/?public_key=ZTZlYjY4M2ZjZDYyNzIyMTJmODMwOTAxN2Q4YzFkZWM=
https://www.baby.ru/blogs/post/516902817-181805786/?public_key=YjQ5N2Q2ZWVjMmM1NjU2ZDcwOTE5ZTk4YjllZDQyOGY=
а лично ВЫ ходили в сад? я да и мне нравилось
я знаю как минимум 3х человек которые не были в саду и жалели об этом
Я думаю все зависит в первую очередь от персонала и отношения к детям! Например мы сами с Донецка -когда жили у мамы в Пантереймоновке там был такой чудесный садик! Групки маленькие до 15 человек! Воспитатели и директор просто золотые люди! Садик небагатый — но то, как они занимались с детками это чтото! У меня старшая в 3 года и пела и танцевала и стихи читала! Постоянно выступала! И бежала в сад с удовольствием, потому что там все друзья -подружки! Но так случилось, что по семейным обстоятельствам нам пришлось переехать в Запорожскую область — село Терпенье! Отдали ребенка в местную школу-интернат(у нас ребенок сердечник, а там специализированные классы)! Ребенок может и полежать на диванчиках и уроки по 35 минут! и класс до 10 человек! И питание и занятия — вроде все отлично! Но вмешался бывший муж и заставил перевести ребенка в типа «элитную»! школу -коллегиум «Джерело»! Девочки это капец! Ребенок за 2 года забыл вообще все, что знал! Дети забитые! Учителя не занимаются — мой ребенок то в соседнем классе один сидел, то на задней парте, чтобы не мешала! а вообще мне объяснили, что обучать всему должны родители! а если не могут — нужно с первого класса нанимать репетиторов! а психолог вообще выдала перл — что образование не важно! ребенка нужно развивать духовно, а если заставлять писать, читать, то это психологическое давление и ребенка мы родители вводим в депрессию, что не допустимо и нас необходимо поставить на учет, как неблагополучную семью( Короче 2 года мытарств и я перевела ребенка обратно в интернат! Класс 6 человек — с ней носятся! Ребенок идет туда с удовольствием! И что самое главное — дети там учатся разные и домашние и те, у кого родителей нет! Педогоги к каждому ребенку имееют подход — там и танцы и ритмика и коррекция! В общем я довольна! Сейчас отдала туда среднего на подготовку! И даже не знаю буду ли переводить ребенка в коллегиум! Но опять же это лично мои выводы и моя история!
Не поленилась и прочла все. Полностью разделяю такой подход. Приятно, что не одинока.
И мне приятно)
согласна с вами. не хочу отдавать свою в сад. мы за день стока всего читаем, делаем, по англ говорю с ней) либо хороший развивающий с малым кол-ом детей (почти не реально) либо пусть дома сидит. в обычном саду (я прекрасно помню себя в детстве) эти их занятия одно название… и болеют часто… а щас у них там и мультики включаются… весь день ребенок там сидит и нифига не делает… ждет когда его заберут) помял пластелин, посмотрел мультик и в углу постоял )вообще не вижу полезности. социализация доступна и без сада.
Прежде чем делать выводы о чем-то, нужно это что-то попробовать. Как можно делать выводы, не обладая практикой?
У нас было родительское собрание на прошлой неделе, и ВСЕ родители отметили, что у детей произошли значительные изменения.
Я изначально не считаю правильным нахождение/воспитание/развитие ребёнка в саду. Для того, чтобы мне сделать вывод об этом, необязательно ребёнка туда сдавать. Я преследовала другую цель, когда писала свои мысли. Вот сказала же, не хочу спорить с теми, кто уверен в том, что сад необходим))
Я психолог и уверена, что сад это определенный этап жизни, причем очень полезный этап, а существовать выросшим детям все равно придется в обществе.
Я учитель и убеждена, что садик не является обязательным этапом жизни ребенка. Кстати, простая статистика показывает, что в школе дети, не посещавшие садик, проявляют себя, как неординарные личности. Причем, в хорошем смысле этого слова. Среди победителей олимпиад, различных конкурсов и медалистов, большая часть детей — несадиковские.
Если не ошибаюсь, у нас (Украина) новые правила, при которых ребенок должен ходить в сад в течение года перед школой. Как-то так. Подруга водит через раз, лишь бы числилась, а на подготовку к школе водит отдельно. У нас же подготовка в здании садика.
У нас раньше не было необходимости в садике, тоже была против. С рождением второго ребенка такая необходимость появилась, пошли полгода назад, ближе к пяти годам. Вполне нормально. Огромная разница между детьми трех и пяти лет!
Дочери до недавних пор там нравилось. В первый же день просила оставить ее до вечера. Сейчас пыл поостыл и в сад она уже ходит без желания. Будем разбираться, почему. Возникли проблемы в общении с двумя детьми + воспитательница болела. У нас как-то, когда наши воспитатели, нормально, когда замена, похуже.
мои два брата и сестра без сада (сестра целых две недели ходила), я ходила около года (подготовительный класс).
Ну что сказать… братья интроверты, сестра экстраверт. Младшему со сверстниками туго, сестра спокойно общается со всеми. Так что еще от характера зависит.
абсолютно согласна, что желание общаться и объём этого желаемого общения зависит от темперамента
Я за садик. Но только хороший, проверенный, с адекватными воспитателями и только после трех лет. У нам такой, самый лучший садик в городе, есть дефектолог и логопед, занимаются бесплатно с сыном. Куча кружков, бассейн. Я работаю. А если б не работала, то у меня б и вовсе не было денег водить его на развивашки, к логопеду и т.д.
по моему сегодня Ваша позиция вполне адекватна.
Да, мои детки все посещали садик и у моих деток были прекрасные воспитатели (повезло). Но сегодня, спустя время, я все чаще задумываюсь, а надо ли было нестись на работу, дарить заботу и тепло другим людям и лишать своих роднулек! Много денег заработала? Да ерунда это все, сегодня есть-завтра нет. Потребности тоже растут.
Но я исправляюсь! Знаете, какое счастье, когда заходишь домой вечером, и твои девочки выбегают навстречу (даже кошка несется), и начинаются обнимашки и целовашки, и долго рассказываем друг другу о прошедшем дне, и пьем чай вместе или вредную газировку и прочее… А каждую субботу из кадетки приезжает сынуля- моя гордость, мой мужчинка)))))) Вот оно материнское счастье!!!
У меня один ответ, на вопрос "почему не ходит в сад?"
Я работала в детском саду, и видела, то чего не видели родители....
Сама обстановка мне не нравится, и детям до 4 лет очень тяжело в саду. И питание ребёнок может не успеть поесть а воспитатель даже не заметит этого, а родителям скажет, что поел
Вот! И я про это.
Ага понятно. У нас поселок маленький, воспитатели местные. Ну и родня в саду работает, а в городе большом может и встречаются бяки, Бог им судья.
Я за сад после 3-х лет и если ребенку нравится. Но в моем случае нравится не нравиться а водить придется. Пока наслаждаюсь совместными деньками и безработицей, но понимаю что я так долго не выдержу. Я ленивая, но не на столько, у меня уже грандиозные планы на работу)
С недавнего времени у меня появилась потребность сформулировать более чёткую позицию (в основном, для окружающих людей), «почему я не хочу водить ребёнка в детский сад».
Аня, а зачем вам вообще нужно для окружающих это формулировать? Ну решили и хорошо! Главное самой себе сформулировать, а у других своя собственная формулировка по данному вопросу.
вот есть такая внутренняя потребность, не знаю, как объяснить. Когда начинают сыпать «страшилками» — волей-неволей, я уже писала, начинаешь сомневаться (видимо мне не хватает пока полной уверенности в этом вопросе), и хочется понять, откуда люди берут эти страшилки, на чём они основаны и чем по сути являются. Вот и решила разобраться. Как-то так. И думаю, что многим моим единомышленницам это тоже будет интересно
Чтобы прежде всего самой себе, наверно, как следует сформулировать свою точку зрения и в дальнейшем ориентироваться как с окружающими людьми строить диалог, когда затрагивается подобная тема
С окружающими — имеется в виду, людьми в реальности (подругами, родственниками),а не на этом сайте)
я не сомневаюсь… Мои в сад не ходят.
и наши тоже… нам и дома комфорт… вот если бы я работала тогда да
А когда вы пройдете этот этап, младший-ясельный, дошкольный и тогда классно будет написать уже пост, на основании личного опыта, с выводами, рекомендациями и юмором!
Я пытаюсь понять других только с единственной целью — выяснить, может, я что-то упускаю. И всё больше и больше убеждаюсь, что я ничего не упускаю, а наоборот, многое приобретаю. Скоро наступит момент, когда я перестану заботиться этим вопросом. Извините, что доставляю, может, неудобства какие-то своими приглашениями, учту)
У меня очень длительное ГВ, союзников с каждым годом было меньше и меньше, но выяснять, упускаю я или приобретаю, и так же сын мой упускает или приобретает. у меня желания не возникало, так как есть внутренняя уверенность в том, что я делаю именно то, что должна))) А другие — да хоть вообще пусть не кормят, это меня вообще не касается, так же как и мое ГВ их. А по началу всем хотелось донести преимущества, но теперь могу рассказать только тем кому это реально нужно. И теперь я лично сама знаю, что такое длительное ГВ и как развиваются дети на длительном ГВ и стоит или не стоит (хотя весь мир и так тому подтверждение, а негативное влияние отсутствия ГВ тоже — растление в кап.странах) По сути я еще раз изобрела велосипед))), но для себя лично.
Нин, а по моему Аня молодец что решила напсиать все эти посты. Я читаю и мысленн осо всем соглашаюсь. У самой в голове такие же мысли. Я только пока думаю что перед школой в 4-5 лет можно походить в сад. А там посомтрим по абстоятельствам. Но Аня пишет о том о чем други даже не задумываются, повинуясь стереотипам которые Аня описывает, а может им действительно не стоит повиноваться то....
К примеру когда пишу что-то, то только для того чтобы рассказать о личном опыте. Как бы я поняла что есть потребность оправдываться перед теми кто не согласен. ВОт бы еще я время тратила! Ну а для выводов рановато еще. результаты наших действий видны во взрослой жизни и могут быть совсем отличными от того что другие считают классным. Например мама видит что ребенок (уже лет 40) очень веселый, жизнерадостный и не злопамятный, имеет свое мнение, смекалку здоровье лучше чем у других не боится новизны, имеет много детей и внуков, ценит истинные ценности! А другие думают что должен быть богатым любой ценой, иметь самый дорогой телефон, одеваться в дорогую одежду и кормить детей (которых строго спланировал) дорогими смесями и отдавать нянькам! Понятие счастья у всех разное, потому и доказывать всем — это пустое занятие.
А вот делится личным опытом, по личным наблюдениям — это очень интересно читать! И тогда конечно кто-то задумается как я когда-то о ГВ к примеру задумалась, прочитав много постов о длительном ГВ уже состоявшемся!
тоже садик очень любила и доченька любит!