Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми (1-й уровень речевого развития по Р.Е. Левиной) на начальном этапе:
1. Стимуляция речевой и психической активности.
2. Развитие эмоционального общения со взрослым.
3. Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников (в том числе речевому подражанию — эхолалии).
4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д.
5. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.
6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), или обеспечивающего минимальное общение.
7. Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.
8. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.
Вариативность наглядного и дидактического материала для
детей.
Используются и объемные, и плоскостные предметы;
различный вид изображений предметов и явлений (фотографии, картинки, стилизованные изображения, контурные, точечные и т.п.);
картинки разного размера;
деревянные, пластмассовые, металлические, вязаные и т.п. игрушки.
Использование бытовых предметов (продуктов, посуды, техники и т.п.) и природных материалов повышает интерес детей к занятиям, способствует преодолению негативизма.
Использование элементов соревнования (кто быстрее, кто лучше), в том числе с пищевым подкреплением, что способствует повышению мотивации, интереса к играм и упражнениям.
Повышенные требования к речи педагогов и других взрослых, окружающих ребенка.
Инструкции для ребенка: ориентировочная основа его действий на занятиях, должны быть четкими, доступными, поэтапными, сопровождаемые показом образца выполнения. Артикуляция четкой, зачастую утрированной; громкость голоса —средней. Необходимо не допускать включения в инструкцию лишних вводных слов. Например, верная инструкция: «Посмотри на картинку», неверная инструкция: «Давай, пожалуйста, сейчас с тобой посмотрим на картинку». Обилие лишних слов затрудняет восприятие инструкции, мешает развитию понимания речи. Недопустима ультимативная форма общения с безречевым ребенком, привлечение к речевой деятельности с помощью словесных понуканий: «скажи», «повтори», это усиливает речевой негативизм.
Использование визуализированной системы поощрения ребенка («живая» пятерка — одушевленный герой, стикер, мелкие призы, пищевое подкрепление).
Положительная оценка достижений ребенка на занятии является для него важным стимулом развития деятельности, способствует преодолению негативизма, повышению мотивации. Однако положительная оценка всегда должна быть адекватной и постоянной, т.е. не зависимой от настроения, желаний ребенка и логопеда (родителя).
В случае, если на протяжении всего занятия ребенок отличался хорошим поведением (не проявлял выраженного негативизма, был открыт для сотрудничества), у него получались хотя бы некоторые вербальные задания, то к ребенку «приходит пятерка» (игровой элемент) и приносит ребенку какой-то приз (конфетку, орешек, кусочек яблока) и стикер.
Если ребенок не справился с вербальными заданиями или недостаточно хорошо себя вел, Пятерка приезжает лишь со стикером, не привозя ребенку приз. Если ребенок проявлял активный негативизм, не хотел заниматься, возможны два варианта оценки (в зависимости от личностных качеств каждого ребенка): либо Пятерка не приезжает, либо она с собой ничего не привозит с надеждой на исправление поведения ребенка на следующем занятии.
Активное привлечение внимания ребенка к артикуляции и жестикуляции взрослого.
Возможно использование следующих приемов для привлечения внимания к лицу взрослого: можно использовать яркую губную помаду, крупные серьги, повязывать яркий шарф (платок и т.п.) вокруг головы и т.д.
Если ребенок не обращает внимания на взрослого, продолжает заниматься своими делами, у него отмечается полевое поведение, целесообразно прибегать к созданию дискомфорта для малыша: подкладывать ему под рубашку или в штанишки мячики, массажеры, шишки; пощекотать; погладить какую-либо часть тела ребенка мехом, аппликатором; потормошить ребенка.
@Марианна Лынская
да ты ж моя лапочка. Я сегодня, если доползу, для ТНР карточек накидаю по Иванцовой. жаль тут никакой копилочки нельзя сделать на сайте. Рубрику б по пособиям.
я тут начала её книгу читать, может, найду что. Это пока первая глава, вступительная, потом задания будут. Про алалию почитала, тоже пишет, что ребёнку трудно подобрать артикуляционную позу, запомнить последовательность для воспроизведения слова, поэтому речь на уровне 1 слога или лепетные слова только идут, а если и пытается повторить, то каша и совершенно не то получается, и каждый раз по-разному. А потом и вовсе отказывается пробовать говорить?
вот у моего так. Он еще слова забывает и иногда буркнет что то, типа угадывай сама. Но ему алаллию не ставят
Ещё во, тоже я так делала, а то книги не воспринимает. Ту же грозу именно по видео выучила, и быстро)
ну УЗДГ нехорошее. Мы сегодня были у психоневролога. Зпрр у него
про ПК моему пофиг где. Он слова отовсюду тащит. И из мультиков и из карточек
я поэтому и в зоопарк водила, думала поучим животных, но ей не зашло, они далеко в вольерах и информация вообще мимо прошла, не смотрела даже, не то что слушать?
в плане говорить и понимать. Он мульты смотрит — фиксики про мыло — раз 7 сбегает за мульт руки помыть. Маша говорит «помоги» — он тащит оттуда «гаги» и потом употребляет. Как то так
мой в зоопарке только гуся заметил, дрался с ним. остальное ему ни фига не видно. зайки еще.
Во, это прям про нас! Спасибище огромное! А как книга называется?
Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей средствами инновационных технологий
Спасибо, буду искать!
Она в интернете есть, в свободном доступе
А как вас диагностировали?
да мы ходили сегодня — глянь там пост
Куда на Уздг ходили? Вот все думаю и это пройти, но пока записалась на нсг через височный отдел, кисту нашу проверять.