КАК МЫ ПРОГРАММИРУЕМ ДЕТЕЙ

Сорокалетняя женщина рассказывала мне, как однажды в детстве ее строгая мама нарядила ее в новое платье и, отправляя гулять на улицу, строгим голосом сказала: «Придешь грязная — убью!» Она пошла во двор и сначала очень боялась сделать хоть одно неловкое движение, с ужасом представляя, что с платьем может что-то произойти. Но потом во двор вышли дети, началась игра. Постепенно страх отпустил ее и она начала играть, как все дети. Но в процессе игры кто-то толкнул ее в нелепой детской схватке. Она споткнулась, упала, поднимаясь, наступила на край платья. Послышался треск ткани, и к своему ужасу она увидела свое платье — измазанное, с оторванной оборкой. Ощущение ужаса она запомнила на всю жизнь — она ведь была абсолютно уверена, что теперь мама ее убьет.

Она начала плакать, и плакала так отчаянно, что другие мамы, находившиеся во дворе, собрались вокруг нее и наперебой начали успокаивать. Но ничего не помогало — потому что ребенок знал, что мама ее убьет. Представь себе, какое потрясение испытала девочка, какой ужас она испытала по-настоящему, если взрослые люди, поняв, отчего она так плачет, даже не стали ее уговаривать, чтобы она успокоилась, а стали искать выход из ситуации. Ее привели домой к одной из женщин, где платье сняли, постирали, прогладили, чтобы высушить. Оборку пришили так, что и следа не осталось. И только после того, как девочка убедилась, что ничего не заметно, она успокоилась.

Я описала эту ситуацию, чтобы показать тебе — дети принимают все всерьез, они нам верят. Мы для них — значимые люди. Поэтому наше мнение, оценка, которым они верят, как безусловной правде о них, звучит для них иногда как приговор. Особенно если мы говорим им это часто, указывая им на какие-то их качества, умение или неумение. Они нам действительно верят. И считают наше мнение о них — конечным, как диагноз, который мы им ставим.

Одна мама говорила мне печальным голосом, обреченно: — Стихи запоминает плохо. Памяти совсем нет! И я в очередной раз удивилась — как легко и бездумно родители ставят свои диагнозы, обрекая ребенка именно на подтверждение этого диагноза. — Но оттого, что вы говорите это своему ребенку, он не станет лучше запоминать, — каждый раз приходилось мне говорить.

— Наоборот, благодаря вам он уже знает, что он плохо запоминает, что памяти у него нет… Он принимает это как конечный вывод о нем… Мы сами лишаем наших детей возможностей роста, раскрытия каких-то способностей, ставя такие «диагнозы».

Я помню, как удивлялась каждый раз, видя рисунки внука, — долгое время он рисовал настоящие «каляки-маляки», какие рисуют малыши, а не дети его возраста. Его ровесники в детском саду рисовали уже развернутые картины, показывая даже перспективу, масштаб, отражая мимику лиц, — он же рисовал человечков по принципу — точка, точка, два кружочка, ротик, носик, огуречик… Я понимала — какие-то мозговые структуры еще не сформированы, поэтому он так примитивно и «неправильно» для его возраста рисует. И никто из нас, взрослых, не говорил — не умеешь ты рисовать…

Прошло время, и как-то незаметно для всех нас — ребенок вдруг стал рисовать, стал передавать и перспективу, и масштаб, и выражения лиц. Просто — никто не поставил ему «окончательный» диагноз, лишив его перспективы уметь рисовать. (Сколько раз, предлагая взрослым людям нарисовать что-то, нужное в процессе каких-то упражнений, я слышала: я не умею рисовать!

— «Откуда ты это знаешь? — спрашивала я. — Кто тебе это сказал? Ты просто начни — и ты не сможешь не уметь! Не умеют только те, кто знает, что не умеет и уже не пробует…»

И действительно, иногда в течение нескольких дней тренинга люди начинают уметь рисовать! Потому что просто отменяют «диагноз», поставленный им в детстве.)

Часто именно наши родительские «диагнозы» приводят к более тяжелым последствиям, чем умение или неумение что-то делать. Наши мнения и оценки иногда приводят детей к тревожности, к неверию в себя, к опусканию рук, к обреченности. Даже наше невинное казалось бы: «Ну и что ты натворил? Что ты сделал, я тебя спрашиваю!» сказанное трагичным голосом по поводу не такого уж значимого поступка ребенка, вызывает у него ощущение, что произошло что-то страшное.

Иногда, опять же, даже не желая этого, мы вызываем в ребенке ощущение непоправимости случившегося, обреченности оттого, что он натворил то, что нельзя изменить! И это может привести к настоящей трагедии (и такие случаи бывают!) — к самоубийству ребенка, когда он не может жить под грузом собственной вины и плохости, внушенной ему, пусть и неосознанно, не специально, такими вот карающими родителями. Мы как бы приговариваем ребенка к какому-то определенному поведению, сообщая ему о конечности своих выводов о нем и его поступках.

Я слышала рассказы многих взрослых людей о том, как «преследуют» их и во взрослой жизни такие вот «приговоры» родителей. Как мамино замечание, повторенное много раз в детстве: «Господи! Ну что это за наказание такое!» — долгие годы вызывало в человеке чувство вины, неуверенности в себе, даже боязнь строить серьезные отношения с партнером. Действительно — кому надо такое наказание! Зачем собой — таким — портить людям жизнь? Как мамино «пророчество»: «Ничего путного из тебя не получится!», сказанное за детские шалости и непослушание — преследовало человека всю жизнь. И в ситуации любой неудачи, такой естественной для любого человека, проживающего свою жизнь, эти слова всплывали в голове как приговор — говорила же мама, ничего путного из меня не получится… Как «пророчество»: «По такому хулигану, как ты, тюрьма плачет!» — сбывалось в самом реальном смысле — рано или поздно человек попадал в тюрьму. (И сколько их, попавших в тюрьмы, в детстве были запрограммированы родителями, поставившими своим детям такой страшный «диагноз»!)

Осознавая наши пророческие, «творческие» способности, мы должны понять — ребенок не должен узнавать от нас о таких вот бесперспективных сценариях его жизни! Любить ребенка и значит — научить его в любой ситуации, при любом неуспехе или неудаче видеть перспективу, верить в себя, искать и находить выход из любой ситуации. Согласись, ты, как взрослый человек, живущий взрослой жизнью, знаешь, как это важно. Как важно не опускать руки в любой ситуации. Как важно верить в то, что все обязательно будет хорошо… Но для этого — нам нужно дать возможность ребенку увидеть выход, «неконечность» любого факта, поступка. Помочь ему осознать, что все может измениться, что у него есть силы исправить ошибку, стать лучше, сильнее.

Ведь мы, взрослые, знаем, что все меняется, что все «не конечно». Именно этим знанием нам и нужно поделиться. Об этом нам им нужно рассказать. И никто кроме нас не расскажет нашим детям, что у них есть возможность остаться хорошими даже после плохих поступков. Может быть, это одно из самых важных представлений, которые мы должны сформировать у наших детей, которые действительно поддержат их в жизни. За которые они будут нам по-настоящему благодарны. А для этого — нужно опять же, помочь ребенку осознать причину своих поступков — так легче будет понять, как изменить ситуацию, где найти выход. А для этого, опять же нам нужно иметь свой добрый взгляд на ребенка. Как на хорошего ребенка, а не как на преступника, по которому уже тюрьма плачет!

Вот в этих объяснениях и вере в хорошего ребенка, у которого, даже если он совершит плохой поступок, остается перспектива исправиться и остаться хорошим человеком — и есть настоящее выражение любви! Ребенок кусается — надо сказать ему, что он скоро вырастет и перестанет кусаться. Что все маленькие дети кусаются, но потом все перестают. Ребенок взял чужую вещь — потому что еще мал и не может противиться своим желаниям. Но он обязательно вырастет и узнает, что у каждого человека есть свои вещи и их брать можно, только спросив, разрешит ли этот человек взять принадлежащую ему вещь. И он обязательно научится этому и вырастет честным человеком. Ребенок подрался, так отстаивал себя. Но со временем он поймет, что отстаивать себя можно не только дракой. Он научится договариваться, он научится выбирать себе друзей, с которыми не придется драться. Ребенок нагрубил взрослым, но он обязательно научится вести себя так, чтобы не обижать других людей, чтобы не срывать на них свое настроение.

Все это приходит с возрастом. Ребенок должен узнать, что он — нормальный. Что он — «такой». Просто — он чему-то еще не научился, что-то совершил необдуманно. Но у него есть возможность исправить все свои ошибки. У него есть возможность перемен. Мы должны помочь детям осознать, что все меняется. Что его застенчивость со временем пройдет, что друзья у него обязательно появятся, что «двойку» он обязательно исправит, что после «безответной» любви — обязательно придет другая, что жизнь никогда не кончается, пока ты жив…

Вот почему, опять же, нам, взрослым, — так важно помнить себя маленькими. Нам нужно сказать нашим детям, что мы понимаем их, потому что сами в детстве — иногда брали чужое или обманывали, дрались или получали двойки. Но из нас выросли хорошие, нормальные люди. Мы для наших детей должны быть образцами перспективы в жизни. Вот почему нам нужно помнить свое детство и говорить с нашими детьми о своем детстве. О любви, которая кончилась у тебя так печально, о твоих переживаниях, которые прошли со временем. О твоей робости, которая прошла со временем. О твоих ссорах со сверстниками, с которыми ты потом помирился. Помнить об огромнейшей СИЛЕ СЛОВА, а РОДИТЕЛЬСКОГО СЛОВА в особенности. И какие бы ситуации ни возникали в жизни — научите своих детей:

Всегда есть место переменам к лучшему!


Анна
Анна
Михаил
10 лет
Александра
7 лет
Йошкар-Ола
19122311
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Юлия
Юлия

Всё прекрасно, всё совершенно верно написано! Но! Этот текст мало имеет отношения к реальной обстановке. Всё чаще наши дети слышат в свой адрес слова: «Чмо, урод, придурок!» и пр. грязь от своих же сверстников. В детско-школьном возрасте мнение класса значит гораздо больше, чем мнение родителей. Все ваши «люблю», «ты — моё солнце», «умница», «ты сможешь» и т.д. грубо разбиваются о мнение вот таких одноклассников, которые 2+2 сложить не в состоянии, зато имеют крепкое здоровье и маленький мозг. А вы никак не можете защитить своего ребёнка! Никак! Стало быть, ни авторитетом, ни примером подражания быть не можете. Вывод прост — ребёнок не желает быть похожим на вас, и ваше мнение ему — до лампочки.

Пожаловаться
Анна
Анна
Михаил
10 лет
Александра
7 лет
Йошкар-Ола

Ну, дело каждого как со своим ребенком общаться.

Пожаловаться
Юлия
Юлия
Анна 

Согласна: это дело каждого. Беда в том, что слишком много родителей воспитывают своих детей совершенно варварскими способами, посредством криков, ударов, унижений. Возможно, они сами себе кажутся очень крутыми родителями и восполняют таким образом недостаток собственной самооценки. Возможно. Но дети из таких семей естественно пытаются эту модель общения распространить на других детей, с которыми невольно контактируют в течении 5-6 часов (детсад, школа и пр.) Стало быть, это уже не дело каждого в отдельности, а общая беда — не умение общаться, не способность научить.

Пожаловаться
Елена
Елена
Катя
6 лет
Армавир

я давно уже слыша подобное, что детей нельзя критиковать. Но мы с мужем постоянно забываемся и начинаем обсуждать ребенка в его присутствии. Он немного отстает от сверстников и я постоянно сравниваю его с другими детьми. Но не по тому, что я не довольна своим ребенком, а потому, что боюсь что-нибудь упустить. Хочется вовремя ему помочь.

Пожаловаться
колючка
колючка
Нерюнгри

Прочла первое предложение и ужаснулись: 40-летняя тётка перебирает в голове обидки из далёкого детства. Это какой же должна быть убогой ЕЁ жизнь! К этому возрасту нужно прийти к чувству безмерной благодарности родителям за все-за все, и понять, что они тоже могли ошибаться, чай не боги. Лишь бы на кого-то переложить ответственность за себя




Пожаловаться
Zayka Shershneva
Zayka Shershneva
Москва

Ну вот меня «убивали» за испачканную одежду, «заталкивали через попу» не съеденную пищу и говорили «не умеешь — не лезь». И? Что-то я не скажу, что у меня комплексы какие-то)))

Пожаловаться
Яна
Яна
малыш
12 лет

эх(

Пожаловаться
Карина
Карина
Луганск
Не понимаю зачем на детях ставят диагнозы…
Понятно, что если у ребенка ДЦП или тяжелая форма УО, то да, ребенок «особенный».
Но тут на сайте… «Мой ребенок смотрит в окно, он аутист!» или «у меня годовалый ребенок с СДВГ»

И здоровые дети превращаются в инвалидов…

Пожаловаться
Nadezhda
Nadezhda
Арина
1 год 7 месяцев
Конаково

очень правильные слова и замечательная, поучительная статья.спасибо!

Пожаловаться
julia
julia
До конца не до читала но суть ясна. С детьми надо очень осторожно, хорошо что так получилось, а могла бы из дома сбежать.
Пожаловаться
ХХХ
ХХХ
Москва

У моей тетки — муж. Всю жизнь плохо живут. Ему неинтересно зарабатывать деньги, детей воспитывать, теперь внуков. У него частые запои, карьеры не построил, с женой отношения как с соседкой, ни в чем не реализовался. Недавно умерла его мама. Свекровь тетки моей, получается. И вот они перебирали вещи в ее квартире и нашли фото маленького Славы — года 2 ему там (муж тетки) с подписью на обороте «от непутевого Славика». С детства она его звала непутевым, он таким и вырос. А по сути — не путевая она, родила его в 18, замуж по залету вышла, ребенок не желанный.

Пожаловаться
Анна
Анна
Михаил
10 лет
Александра
7 лет
Йошкар-Ола
Эх, как жаль! Вот они примеры жизненные.