Не смотрите так, вы не в зоопарке. Дети с ОВЗ среди обычных детей.

♻НЕ СМОТРИТЕ ТАК, ВЫ НЕ В ЗООПАРКЕ♻

02.03.2017 / Дарья МЕНДЕЛЕЕВА

На детей-инвалидов окружающие смотрят настороженно, иногда с нездоровым любопытством. Однако диалог в стиле: «Не смотрите на нас так, вы не в зоопарк пришли – А вы идите отсюда, гуляйте на другой площадке», — это не выход. А где выход?

«ИДИ ОТСЮДА ТУПОЙ»

Шестилетний Борька радостно врывается на детскую площадку и подлетает к первому встречному ребёнку: «Здравствуй, как тебя зовут? Давай играть в догонялки!»

Две минуты дети увлеченно бегут друг за другом, потом Борьку «салят». Нужно разворачиваться и догонять, но он снова и снова этого не понимает. А еще — может, например, подойти, обнять и поцеловать незнакомого человека. Борька — «особенный ребёнок». А его повторяющиеся поступки — так называемое «стереотипное поведение».

Диагноз «аутизм» Борьке поставили полгода назад. А еще сказали, ему очень важно быть в обществе других детей, иначе он замкнется совсем. Но как только дети сталкиваются с его особенностями, играть с ним не хотят. Говорят: «Иди отсюда, ты тупой».

КАК НАЙТИ ОБЩИЙ ЯЗЫК В ПЕСОЧНИЦЕ

О проблемах «особых» детей в песочнице мы поговорили с психологом Катериной Дёминой:

— Нужно ли как-то специально учить малышей общаться с детьми-инвалидами?

— В песочнице мы не должны учить детей специальному поведению, но только оберегать их всех друг от друга. У всех детей еще нет единой картины мира, нет даже намека на то, что этот мальчик «странный», потому что им все «странно».

Дошкольники и младшие школьники воспринимают «странность», только если в поведении особого ребенка есть конкретные неадекватные действия, например, ребенок громко смеется невпопад.
Дети могут быть агрессивными, если ребенок, например, «лезет», совсем не считывает социальный контекст. И при этом дети не знают, что это инвалидность. Они реагируют как на «вредность».

Вопрос «Он что, дурачок?», «почему она такая странная?» возникает, если ребенок активно чего-то не может – не может перепрыгнуть палочку в первом классе, плохо разговаривает, кричит и сопротивляется, то есть когда дети не могут взаимодействовать в обычном режиме.

Если ребенок неагрессивный, его «странности» маленькие дети не замечают.

Например, особость ребенка с синдромом Дауна маленькие дети считывают слабо, ментального диагноза тоже, скорее всего, не заметят. На задержки развития они не обращают внимания, и скорее будут адаптировать свои игры под такого ребенка.

К колясочникам и вообще к нарушениям опорно-двигательного аппарата дети очень лояльны – скорее будут помогать, поддерживать. Их надо только чуть-чуть направить в эту сторону. Но травить не будут.

Насколько я могу судить из своего опыта, травлю, предвзятость чаще всего провоцируют именно взрослые – отношением, поведением и комментариями.

— Если предвзятость уже есть, кто может помочь обычным детям ее преодолеть?

— Взаимодействие детей с особенным ребенком зависит от поведения его мамы. Мама должна предложить обычным детям простые правила общения с ее ребенком. Например: «Если ты хочешь, чтобы Гоша тебя услышал, встань прямо перед ним и скажи ему в лицо медленно».

У детей вообще нет вопроса: «Почему этот ребенок странный?» Есть вопрос: «Как с ним себя вести?»

И очень важно маме особого ребенка не видеть в остальных «врагов», которые непременно хотят обидеть ее малыша. Часто люди делают ошибки просто от незнания.

О ШКОЛЬНОЙ ТРАВЛЕ

«Дело было два года назад. Две одноклассницы прижали дочь (у нее ДЦП) в закрытом классе и срезали клок волос. Я узнала об этом случайно, а классная руководительница вообще подключилась в последнюю очередь».

— Что делать, если «странного» ребенка подтравливают?

— В моей практике был случай: в одном классе учились девочка с тяжелым ДЦП, но с очень высоким интеллектом, и девочка из неблагополучной семьи, которая пыталась подтравливать первую. В разговоре со второй моментально выяснилось, что у нее дома непростая ситуация, и ей некуда сливать агрессию.

Я вызвала ее на разговор и просто объяснила, что не так с ее одноклассницей, почему важно ее поддерживать и что она может от этой дружбы получить полезного.

После разговора девочка моментально переключилась из парадигмы «Преследователя» в «Спасателя» и стала главной защитницей одноклассницы.

Что интересно, девочка с ДЦП в этой паре – лидер.

Кстати, это часто бывает: одна плохо ходит и медленно пишет, но очень умная. Вторая хорошо бегает, но интеллект снижен социально. Вместе они составляют неплохую пару: одна сообразит — другая сделает; одна делает уроки за двоих — другая носит два портфеля.

Кстати, здоровая девочка в этой паре заметно подтянулась в учебе. Подруга не очень внятно говорит, но ей не надоедает объяснять учебный материал по многу раз — она привыкла, что ее не понимают. Причем говорит она медленно – подруга успевает сообразить все в объяснении.

— Как еще могут повести себя в отношении ребенка-инвалида дети в классе или детском лагере?

— В любой общности будут дети с сильным радикалом заботы, будут дети равнодушные, которым просто неинтересно, и есть агрессивные дети, которые были жертвами насилия; они будут нападать.

— Получается, что проявляющие агрессию к инвалидам – это люди травмированные, например, сами пережившие травлю? Получается, что к конкретному ребенку эта агрессия вообще не имеет отношения? А что именно их провоцирует?

— Строго говоря, переживших агрессию людей нельзя отнести к «здоровым». Здоровые дети как раз будут толерантны. Пережившие агрессию — это травматики.

В общении мы все проецируем на окружающих людей свои качества. В отношении к детям с особенностями травматиков активизирует то, что «на них можно напасть» — это просто проекция раненой части их собственной личности.

КАК МАМАМ ДОГОВОРИТЬСЯ

«Как-то вечером мы с Борькой катались на горке. Кроме нас там были еще мама с дочкой лет трех. А Борька у меня мальчик крупный, выглядит на все восемь. А когда напрягается, начинает так побадывать головой.

На горке Борька задел эту маму головой, она сделала ему замечание. А мой мальчик, если сделать замечание, реагирует своеобразно – хохочет.

В общем, так получилось, что взрослая женщина просто скинула Борю с горки. Нет, разбираться я не стала: во-первых, сама была в шоке, во-вторых, ребенок перепугался, мы побежали домой. С тех пор у нас рев: «Я боюсь идти на эту горку». И когда видит женщин с маленькими девочками, тоже пугается».

Психолог Катерина Дёмина:

— Как маме ребенка-инвалида наладить контакт с родителями других детей?

— Доброжелательная внимательная мама, которая занимается ребенком, вызывает симпатию. Истеричная, кричащая: «Отстаньте от него, он инвалид, как вы можете?», — или та, которая насильно заставляет детей играть с ее ребенком, вызывает агрессию.

Спокойная мама, не настаивающая жестко, чтобы с ее ребенком общались, имеет гораздо больше шансов найти союзников. Среди других мам всегда найдется кто-то с сильным радикалом «Спасателя», или просто лучше информированный, или тот, у кого в детстве было что-то похожее – какой-нибудь родственник с особенностями здоровья. Такому человеку уже не страшно, и он проявляет готовность поддержать.

— Что именно нужно рассказать о ребенке другим родителям?

— Бесполезно говорить: «Он такой, полюбите его таким!» Лучше дать простое объяснение: как ребенок слышит окружающих, что он может и чего не может, как с ним лучше взаимодействовать.

Не нужно требовать, чтобы с особенным ребенком общались как с нормой. Надо разъяснить, в чем может понадобиться помощь, потому что одни дети помощь воспринимают спокойно, а другие обижаются и говорят: «Я сам!»

Нужно объяснить характерные реакции: например, если ребенок с РАС кричит, не надо его уговаривать, а надо просто посидеть спокойно.

Еще важно корректно объяснить, интеллектуально сохранен или не сохранен ребенок. Потому что, при всех особенностях внешности, с сохранным легче поддерживать контакт и взаимодействовать.


Ольга
Ольга
Чебоксары
8131423
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Partyzanka
Partyzanka
Серафима
10 лет
Москва

интересная статья. все эти советы хороши, но на практике так все гладко не получается, включаются эмоции...

Пожаловаться
Тань Ка
Тань Ка
Максим
11 лет
Тюмень

Пожаловаться
ОляЯ
ОляЯ
Ейск

поведение детей — это зеркало родителей. С детьми нужно разговаривать и учить уважению не только к взрослым но и особенным людям.




Пожаловаться
Алла
Алла
Егор
4 года
Елец

К сожалению многим людям не докажешь, что у ребенка особенность в поведении не из-за невоспитанности, а из-за болезни. Правда мне, попадаются в основном понимающие)

Пожаловаться
Анна
Анна
Михаил
10 лет
Александра
7 лет
Йошкар-Ола

ну, мне за все время одна неадекватная кондуктор попалась. стала делать мне замечания, чтобы мой ребенок говорил потише. а я вот не представляю, как можно заставить даже норму говорить потише, уж, молчу про ребенка с диагнозом.

ну, просто громко и популярно объяснила, что ребенок слабослышащий. и он не может контролировать свою силу звукоподачи. вы бы видели, как ей стыдно стало.

Пожаловаться
Алла
Алла
Егор
4 года
Елец
Анна 
Да бывает… Мне попадались бабули, которые советовали мне причащать ее чаще Я человек верующий, поэтому отвечала что с рождения это делаем) Ну а так в основном дочка у всех вызывает иронию, так как она у нас веселая, эмоциональная, всем улыбается в ответ)
Пожаловаться
Алла
Алла
Егор
4 года
Елец
Анна 
Самое интересное-это врачи в поликлиниках)) Ездили на мсэ, там мне вышла тетенька из кабинета и сказала успокойте ребенка, что она у вас бегает по коридоруХотела ей сказать… но промолчала)
Пожаловаться
Алла
Алла
Егор
4 года
Елец

Хотелось бы сказать только одно:-«Никто, не от чего не застрахован» Люди будьте добрее!

Пожаловаться
Мандариновый Йожыг
Мандариновый Йожыг
Алиса
8 лет
Железнодорожный
А что делать если приходишь на площадку, а мамки хватают деток и в рассыпную по углам?

Ребенок неагресивный, на горке всех пропускает, ждет, не дерется. Но не говорит ничего....

Пожаловаться
Felicia
Felicia
Рыбное
Тоже не знаю… У меня не понимает, что сзади него еще дети идут может сесть и сидеть на горке, когда говорю катись там ждут, он на своей волне(
Пожаловаться
Анна
Анна
Михаил
10 лет
Александра
7 лет
Йошкар-Ола
я прям не видела ни разу такого. только реально об этом читаю. сколько я ходила по площадкам. никогда никто от нас не сбегал. это мы от всех уносились. потому что я инфекции боялась. а уж если гуляли, дак все доброжелательно. мой деть тоже долго не говорил. и сейчас говорит так, что иногда понятно, что задержка есть.
Пожаловаться
Анна
Анна
Михаил
10 лет
Александра
7 лет
Йошкар-Ола

что-то у Бори мама неадекватная какая-то! и кстати, очень много таких. Считают, если у них особый ребенок, то все теперь им должны в этой жизни. А то, что у других людей свое горе может быть, и еще похлеще твоего, об этом даже никто и думать не хочет.

Я считаю, если твой ребенок проявляет неадекватность, то во-первых, твоя рукав всегда должна быть на готове. И никто лучше тебя с твоим ребенком не справится. Если выпустила на площадку бегать, так бегай с ним. и Организовывай его игру, чтобы других-то не напрягать. А самое главное, травму своему ребенку не наносить.

в ситуации с горкой вобще просто ах! Если твой ребенок делает больно другому человеку, то как минимум мама должна извиняться перед людьми за неадекватное поведение ребенка. а потом объяснять доброжелательно людям, что и почему происходит с ее ребенком. Тогда и люди не будут задним местом поворачиваться. а самое главное, окружающие в действиях мамы должны видеть адекватность, то есть то, что мама делает все, что ее особый ребенок не стал объектом опасности для них самих и их детей. вот и все!

Большинство мам добрые, отзывчивые, понимающие! И самое главное сочувствующие! а с несочувствующими можно и не общаться. необязательно весь со всем земным шаром общаться.

Пожаловаться
Night-Fury
Night-Fury
Бухарест

я всегда считала и уверена что взрослые в ответе за то как дети реагируют на особых, дети прекрасно отражают своих родителей.