+ Темперамент ребенка проявляется очень рано. Понаблюдайте внимательно за поведением сына или дочери. Вот четыре ситуации, предложенные психологом В.И. Жуковской, разработавшей тест «Определение типа темперамента ребенка».
Ситуация первая. Как реагирует ребенок, если возникает необходимость быстро, безотлагательно действовать? Он включается либо неторопливо, либо робко, осторожно.
Ситуация вторая. Как реагирует ребенок на замечание взрослого? Ребенок либо молчит, принимает к сведению, обдумывает, либо обижается, долго переживает, плачет.
Ситуация третья. Как разговаривает ребенок в значимых для него ситуациях? Спокойно и уверенно или, наоборот, с сомнением, неуверенно, оглядываясь на других.
Ситуация четвертая. Как ведет себя ребенок в непривычной для него обстановке (в кабинете врача, в аэропорту)? Внимательно обстоятельно рассматривает все вокруг? Или слушается взрослых, ведет себя застенчиво?
Первый тип реакции говорит о том, что перед вами – флегматик. Второй – что у вашего ребенка преобладают черты меланхолика. Более того. У этих двух темпераментов есть черты, которые создают «общие» проблемы в воспитании. Это – молчаливость, необщительность и, конечно же, медлительность и нерасторопность.
Медлительность проявляется во всем. Утром таких детей не заставишь одеться, а вечером – умыться и лечь в постель. К завтраку не дождешься, а ужин растягивается на неопределенное время. Ох уж это время! Что только не делают родители, чтобы приучить ребенка быстро собраться на ту же прогулку: и раскладывают одежду, и обещают награду, и упрашивают поторопиться. Кончается все, как правило, шлепком, слезами и тем, что снова курточку на ребенка натягивает бабушка, а сапоги – мама.
Для начала постарайтесь не раздражаться, а просто поставьте будильник на полчаса раньше, чтобы у вас появился запас времени. Выработайте последовательную тактику. Скажите ребенку, что если через определенное время он не будет готов, то в детский сад ему придется идти в пижаме.
Иногда медлительность не связана с темпераментом. Очень часто родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок, садившийся за уроки без принуждения, вдруг начинает всячески оттягивать момент выполнения домашнего задания. Это тревожный сигнал, который может говорить о том, что ребенок «разлюбил» школу, об усталости, о перенапряжении, о том, что ребенок по каким-то предметам стал не успевать. Обратите внимание на оценки – не изменились ли они в худшую сторону, предложите сыну или дочери помощь. И конечно же, загляните в школу побеседовать с классным руководителем.
Нередко дети просто «тянут время». Например, когда нужно идти к зубному врачу. Зато в цирк или в кино они собираются быстрее всех членов семьи. Стоит ли бороться с «выгодной» для ребенка медлительностью? Думаю, нет. Чаще всего все воспитательные меры заканчиваются слезами воспитуемого и раздражением воспитателя. Малыша дошкольного и младшего школьного возраста родителям проще в каких-то ситуациях одеть самим. Ребенка постарше можно поторопить, молча «постояв у него над душой»!
Елена Окулова, детский психолог
Как разговаривает ребенок? Как он может разговаривать по определению, если речь пока плохо развита?
Как реагирует на замечания, да никак, потому что характерный, а не потому, что темперамент спокойный. А вот если скажешь – дам конфетку или витаминку за это, сделает немедленно. Поэтому считаю, что этот тест актуален для детей с 6 лет.