Интернат в котором я училась)))

Машину для каждого выпускника не получилось, потому что умер Шамиль Тауфикович.

ЛИНИЯ ЖИЗНИ

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ

Победитель

Интернат в котором я училась)))И герой, и рассказчик – один и тот же человек. Невероятной, трагической судьбы…
Мы с ним вместе играли в волейбол. Он старше меня на два года, был капитаном первой сборной команды городской детской спортивной школы, а я капитаном второй сборной, младшей. Когда он, красивый, русоволосый, выходил на подачу, наши девочки скандировали: “Шамиль! Шамиль! Шамиль!” Никто не мог знать, какая судьба его ждет.

“Тогда я понял, что я без ног”

Что испытывает человек, когда просыпается утром на больничной койке и понимает, что у него ампутирована нога?
Если вы когда-нибудь случайно попадете туда, вы многое увидите и услышите. От долгих криков отчаяния до молчаливого упорства, от полной прострации до беспомощных попыток самоубийства. У каждого – свое.
И в то же время общее. Я это понял, когда смотрел по телевизору интервью с парнем, потерявшим на Чеченской войне обе ноги. Корреспондентка так и эдак допытывалась, что он чувствует… Уж не знаю, чего она добивалась. А парень сказал: “Мне стыдно перед людьми в таком виде…”
Меня прямо в сердце ударило. Сейчас, когда у меня нет обеих ног по бедра и левой руки по плечо, я думаю то же самое: “Мне стыдно перед людьми, что я такой!”
Но это – впереди. Ампутация и ног, и руки. А пока – утро, больница. Я знал, что у меня ампутирована ступня правой ноги. И не унывал. Я проснулся с упорством в сердце: я не сдамся, я сильный, для меня теперь идеал – Алексей Маресьев, я сделаю протезы и буду ходить, буду ездить на соревнования по стендовой стрельбе!
Но оказалось, что протезы пригодны только для десяти процентов людей с таким заболеванием. Увы, я в их число не попал. Отныне мой удел – костыли. Но я еще геройствовал и хорошо помню миг, когда… Мы с братом приехали в его гараж. Я пошел открывать. А там порожек, снегом заметенный. И я остановился: не знаю, как через него перебраться. Что вперед послать, какой костыль? А может, вначале здоровую ногу туда забросить? Боюсь!
Только сейчас я понял, что я без ног.
Рядом сосед расчищал снег, курил. А я не курил тогда. И попросил у него, он дал мне “беломорину”, я закурил и заплакал: мой мир отныне ограничен навсегда, я не такой, как все…
Было мне тогда тридцать восемь лет.

Закон компенсации

В школе я звался Шамилем Шакшакбаевым, но в метриках значился как Саша Кривощеков. Моя русская мама Надежда Кузьминична Кривощекова и мой казахский папа Тауфик Ертаевич Шакшакбаев и по условиям жизни – она в селе оставалась, а он в город уехал работать, – и по беспечности своей никак не удосуживались официально оформить отношения. И только когда мне исполнилось 16 и надо было получать паспорт, мама с папой спохватились и оформили меня по отцу – Шамиль Тауфикович Шакшакбаев.
Но эта необычность – только с документами. А вообще таких, как я – одна бабушка русская, другая татарка, дед казах, – не считано и не меряно на нашей земле, которая приняла и переселенцев, и ссыльных всех времен и народов. Никого не удивишь украинско-казахско-татарско-русско-кавказско-польско-немецкими кровями, все мы такие. И детство у меня было, как у всех. Бедное, уличное. Футбол на пустырях и как праздник – школьный спортзал: баскетбол, волейбол…
К окончанию школы был я уже два года капитаном сборной города по волейболу. Руки длиннющие, ноги мощные. Над волейбольной сеткой взлетал, в баскетбольное кольцо мяч забрасывал сверху. Понятно, что прямая дорога – на физкультурное отделение нашего Петропавловского пединститута. И тут вдруг начались непонятные боли в ногах. Врачи сказали: “Все, голубчик, спортсменом тебе не быть!”
Перевели меня на естественно-географический факультет. После института армия, а после армии позвали возглавить спортивный коллектив завода имени Кирова. Завод богатый, оборонный. И первое, что я сделал, – открыл там детскую спортивную школу на двести мест. А потом первый и единственный в городе стрелковый тир.
Сейчас я понимаю, что вместе с тиром я неосознанно открыл для себя закон компенсации: если ты чего-то лишен от природы или по воле злой судьбы, не отчаивайся, а максимально используй то, что тебе дано. Не могу прыгать, но могу стрелять. И я стал кандидатом в мастера спорта по стендовой стрельбе, вошел в десятку лучших стрелков Казахстана. Снова в спорте, снова на коне! Сейчас у меня нет двух ног и левой руки, казалось бы, какой уж тут спорт. Но я стал чемпионом области по толканию ядра из коляски. Первый в области и четвертый в республике.
Не мог я тогда прыгать, но мог кататься на коньках, скользить. Заброшенный заводской стадион по счастливому случаю был единственным в городе, на котором можно было залить классическую четырехсотметровую ледовую дорожку. И мы ее сделали. Из нашей секции вышли шесть мастеров спорта международного класса! Рядовых мастеров спорта я уже и не считаю. В Казахстане наш стадион стал второй кузницей кадров и рекордов после всемирно знаменитого высокогорного катка Медео! Не слабо для областного города?
С этого стадиона в большой спорт ушли два олимпийца – Володя Клепинин и Вадим Шакшакбаев, мой сын.
Вадим установил восемь мировых рекордов. Он последний чемпион СССР на дистанции 500 метров. Вечный чемпион, потому что потом Союз распался...

В перспективе – полная неподвижность

Дикие боли в ногах… Как передать ощущение? Представьте, что у вас нет ни кожи, ни мяса, вы костью стучите по асфальту… Врачи как увидели, обомлели, взяли кусочек ткани и отправили в Алма-Ату на анализ. А оттуда пришел диагноз: системная склеродермия. Болезнь редкая, неизлечимая. Перспектива – ампутация всех конечностей и полная неподвижность.
Я подал на развод. Мы и так жили трудно. Она не ангел, я тем более. К тому же запил, было дело, когда понял, что с ногами у меня полный швах. А после приговора срочно развелся, чтобы потом никто ее не упрекал, что бросила мужа-калеку.
Так я стал инвалидом второй группы. Через год мне отняли стопу правой ноги.
Американцы не зря говорят, что автомобиль создал Америку. Машина – это свобода. Ты хозяин пространства и времени. Словом, я купил машину. Родители помогли, родственники, они понимали, что мне машина необходима, как никому другому.
Управление рассчитано на человека с двумя ногами, но я кое-что переделал, приспособился. И ездил по всему краю, от Омска до Челябинска, и на постах ГАИ никому даже и в голову не приходило спросить… такой у меня был уверенный вид.
Тогда я и открыл для себя второй закон. Мир жесток. Мир не будет приспосабливаться под тебя. И если ты не хочешь остаться в стороне от жизни, если хочешь полноценно участвовать в жизни – стисни зубы и приспосабливайся к этому миру.
Я знал свою судьбу. И был готов ко всему. В 1989 году в Свердловске мне ампутировали правую ногу уже до бедра. Гангрена поползла выше. А я говорил себе: что без стопы, что без коленного сустава – невелика разница. Хотя разница есть. Колено – это упор...
Но инвалид или не инвалид, а работать надо. К тому времени пришла свобода, первые кооперативы. И я создал цех по пошиву меховых шапок. В 1991 году заработал первый миллион рублей. Новенький грузовик “ЗИЛ” тогда стоил двадцать пять тысяч рублей. То есть на свое личное состояние я мог купить сорок грузовиков – целую автобазу!
Но жизнь недолго баловала меня. В 1992 году гангрена перекинулась и на вторую ногу. Оторвался тромб под коленом. Последняя нога!
Двадцать суток пролежал в реанимации. Какие боли! Шесть раз в сутки кололи наркотики. Пальцы на ноге почернели, их просто выкручивали и выбрасывали. Сухая гангрена. Я не соглашался на ампутацию, отказался от наркотиков. Хирург сказал: “Как же ты это терпишь?” Я хотел спасти последнюю ногу. Но бесполезно. Собирались ампутировать сразу до бедра, но я упросил сохранить колено. Все же упор: как перелезать с коляски на кровать и обратно?
Когда оказываешься в коляске, только тогда понимаешь, какое это счастье – костыли! На костылях ты пройдешь всюду, ты практически такой же человек, как и другие. Я к тому, что бизнес – это постоянный контроль за всем. А в коляске ты ничего не можешь контролировать. И потому дело мое развалилось, все разворовали, и я еще остался должен по каким-то налогам. Пришлось распродавать имущество и как-то расплачиваться.
А гангрена тем временем ползет от колена и выше. Последняя нога! Четыре месяца я спал сидя. Когда лежишь, кровь не поступает в конечность, и она отмирает. Адские боли. Внутривенно баралгин, потом реланиум, чтобы уснуть. Утром с затуманенной головой садился за руль и ехал по делам. И так четыре месяца. Пока не понял: надо сдаваться. 7 ноября 1995 года мне сделали высокую ампутацию левой ноги. С этого дня у меня нет обеих ног до бедер.

Мир, в котором недоступны самые обычные вещи

Интернат в котором я училась)))

Как ни утешай себя, а коляска – это резкий переход в другой мир. Рыбы живут в воде, птицы в небе, звери на суше. Точно так же в разных мирах живут люди, у которых есть ноги, и люди, у которых ног нет. У нас нет доступа к тому, что для других обыкновенно. Ни в кино, ни в учреждение, ни в гости к другу самостоятельно не попадешь.
Ты должен смириться и отказаться от того, что тебе когда-то было доступно. Но тогда что тебе остается в этой жизни? Очень трудно удержаться от обиды на всех, на судьбу. Можно запить и руки на себя наложить. Но мир на твои обиды не обращает внимания, а от водки лишь тяжкое похмелье, из которого тоже надо выходить. И за что-то браться, потому что есть-то надо каждый день. И достойную жизнь жене обеспечивать. Святой женщине.
К тому времени я уже снова был женат. И вышла за меня замуж не кто-нибудь, а моя медсестра. Уж она-то знала, что меня ждет ампутация всех конечностей и полная неподвижность. И все равно – вышла…
При моей болезни всегда что-нибудь происходит, пальцы отсыхают… Понадобилась очередная операция. Обычная, рядовая. Но на пути из операционной, уже в каталке, вдруг накатило удушье. Кома. Клиническая смерть. Так я оказался на том свете: сплошное сияние, ничего не болит, торжественность, блаженство и покой. И спрашивает меня Голос… Представьте себе голос матери, которая кормит грудью своего ребенка и шепчет ему самые ласковые слова. Вот такая же доброта и даже больше была в этом голосе: “Тебе нравится здесь?” Я про себя думаю: чудак, да кому ж здесь не понравится? Но я же не могу в таком тоне разговаривать с Ним. И говорю просто: “Да”. Он спрашивает: “Ты хочешь здесь остаться?” Снова думаю: чудак, да кто ж не захочет? И собираюсь ответить: “Да”. Но тут слышу, как мне кричат: “Дыши! Дыши! Возвращайся!” Сияние стало меркнуть, меркнуть, сменилось тусклым светом больницы. И я вернулся.
После этого мною овладело полное безразличие ко всему. Мне стала неинтересна моя жизнь, мой бизнес. Я сказал жене: “До тридцати восьми лет я был здоровым человеком. Потом стал калекой без ног. Но я не выпал из жизни, я умею и знаю, как бороться. А дети ничего не знают, их родители тоже в растерянности. Давай возьмем в дом пятерых мальчишек с парализованными ногами, я научу их бороться за полноценную жизнь”. Но жена сказала: “Я понимаю тебя. Но и ты меня пойми: ты без ног, они без ног, я с этим не справлюсь, вы же меня в гроб загоните”. Она, конечно, была права.
Не знаю, связан ли упадок моего бизнеса с моим настроением или просто так совпало. Бухгалтер мой сбежал со всеми деньгами. Повисли на мне огромные долги. Продал я свою мельницу, а денег мне за нее не выплачивают. Силикатный завод задолжал мне деньги за сто тысяч штук кирпича и тоже ни копейки не перечислил. Уж и суд обязал их все выплатить, а они и в ус не дуют. Правда, за двадцать тысяч штук кирпича бартером отделались: взяли на городском молочном заводе масло и отдали мне. Вот я и продавал его, чтобы деньги были на жизнь.
Так прошло три года. А потом случилось несчастье. У моей тещи Александры Федоровны обнаружили рак. Мы вызвали из Крыма брата жены, Геннадия. Он приехал со своей женой Любой, поселились у нас.
Этот день, 4 декабря, отпечатался не просто в памяти, он сохранен на видеопленке. Вечером к нам пришли давние знакомые, они на другом конце города живут. Посидели, поговорили. Потом моя жена и Гена с Любой пошли провожать гостей к автобусу. А я снимал их на видеокамеру, и, когда дверь за ними закрылась, на фоне двери на пленке отпечаталось: 04.12.97.21.45.
Больше я Галю и Гену живыми не видел. На темной, занесенной снегом улице водитель громадного джипа не справился с управлением и врезался в них на полной скорости…
Мое горе – это мое горе. Но горе матери… как она металась на кладбище между гробом дочки и гробом сына. Она не знала, чей гроб закрыть первым, от кого первым отказаться, она не давала закрыть гробы. А я сижу в коляске за ее спиной между двумя гробами. Господи, никому не пожелаю ни пережить, ни увидеть такое.
Прошли поминки. Потом сорок дней. Разъехались люди. И остались мы вдвоем в огромном пустом доме. Сижу я за письменным столом в коляске, смотрю в окно на пасмурный январский день. Вдруг слышу шорох за спиной. Оборачиваюсь. Стоит Александра Федоровна, покорная, отрешенная, глаза пустые, отжившие… И говорит мне: “Шамиль, я все понимаю, я старая, больная, ты сам без ног, еще я у тебя на руках. Зачем я тебе? Отдай меня в дом престарелых, не бойся, я готова там закончить жизнь, я все понимаю…”
У меня душа перевернулась. Я взял ее за руки и говорю: “Александра Федоровна, у вас были дочь и сын, у меня была жена, теперь у вас нет детей, а у меня нет жены, теперь я вам буду вместо сына и дочки. И запомните: пока я жив, пусть и без ног, вы ни в чем не будете нуждаться и будете жить со мной до самых моих последних дней”.
Я боролся за ее жизнь до конца. Но рак есть рак. Два месяца лежала она недвижно в постели. И в ночь на 19 июня, когда стояла жара, она задыхалась – рак легких, – Александра Федоровна тихо-тихо отошла у меня на глазах.

“Я представил себя ребенком-инвалидом...”

Взять в дом несколько мальчишек с парализованными ногами, научить их жить и бороться – эта мысль так меня и не оставляла. Только думал я уже не о домашнем интернате, а о большом, настоящем, но частном, моем. Решил: деньги, что выиграл по суду, надо получить и вложить в этот интернат.
Встретил вскоре бывшего ректора нашего пединститута. Рассказал о своих планах, он сразу: “Действуй, пиши программу, мы тебя поддержим”. И я сел за программу. Ни в одном интернате не был, ни одной специальной книги не прочел, откуда что рождалось – не знаю. Я просто представлял себя ребенком-инвалидом, смотрел на мир его глазами: как бы я хотел жить, где и как учиться, что бы меня радовало, к чему бы я стремился.
Человек полноценен, когда он востребован обществом. А почему не может быть таким же востребованным инвалид? Да просто потому, что его нигде и ничему не учат. Вся жизнь дома, в четырех стенах. С годами он озлобляется, начинает пить, требовать у матери: “Дай на бутылку!” Она умоляет: “Сыночек, от пенсии ничего не осталось, нам еще жить на последние деньги!” А он рычит: “Да плевал я на такую жизнь! Это, по-твоему, жизнь? Зачем ты меня родила?! Почему не задушила в пеленках? Кому я нужен? Дай хоть напьюсь и забудусь!” И мать сразу сникает.
А ведь у этого парня могла быть вполне достойная жизнь. Но он вынужден довольствоваться жалкой подачкой от государства и страдает от своей униженности, потому что его поставили в такое положение. Не надо, нельзя, преступно растить несчастных!
Ребенок-инвалид, с детства обреченный на одиночество, полностью погружается в свой внутренний мир, в свои фантазии, очень часто – мрачные фантазии. У него изменяется характер, проявляются патологические черты. А надо, чтобы больные дети учились вместе с обыкновенными детьми в обыкновенных школах, чтобы они с помощью взрослых постепенно определили, что для них реально и достижимо в этой жизни.
В моей программе эти два закона самые главные: закон компенсации и закон приспособления к реальностям жизни. Да, дети-инвалиды многого лишены. Никто из них не станет футболистом, монтажником-верхолазом. Но скажите, вы очень страдаете, что вы не прима-балерина? Нет. Потому что понимаете: вам это не было дано, и вы реализуете себя в других профессиях. Аналогия не безупречна, но что-то в ней есть, согласитесь. Конечно, если мальчишку с парализованными ногами все время таскать на футбол, в нем разовьется комплекс неполноценности. А вы отведите его в стрелковую секцию, в шахматную, мало ли куда! И тогда он скажет себе и другим: “Да, ты силен в футболе, а я в стрельбе, в шахматах, в компьютерах!”
Если ты чего-то лишен от природы или по воле злой судьбы, не отчаивайся, а максимально используй то, что тебе дано.
Один мальчишка из нашего интерната, Букейхан Амиржанов, ложку и ту с трудом доносит до рта. Писать не может, авторучка прыгает по бумаге. Но видели бы вы, что он творит за компьютером! Не просто легко и быстро пишет, излагает свои мысли, он рисует, у него великолепная компьютерная графика! Значит, надо максимально развивать то, что ему дано, на этом базировать его будущее. И тогда он не останется в стороне от жизни.
Закон компенсации напрямую связан с законом приспособления к жизни. Важно не только получить профессию, но еще и возможность реализовать себя в профессии. А это для инвалида в тысячу раз сложнее, чем для обычного человека. Значит, наш будущий выпускник не должен быть прикован к дому. Значит, надо сделать так, чтобы у каждого выпускника был пусть старенький, но автомобиль с ручным управлением. А он потом будет работать и выплачивать деньги за этот автомобиль. Чтобы такой же автомобиль, на его деньги купленный, дожидался сегодняшнего первоклассника. Есть в этом и смысл, и моральный долг, и еще многое другое, о чем словами не скажешь, так ведь?
Все это изложил я в своей короткой программе, взял выписки из решения суда и отправился в областной департамент образования. Попросил: дайте какой-нибудь большой дом для интерната, а в оплату заберите деньги, которые мне причитаются за мельницу и кирпич.
Пока мои бумаги кочуют по инстанциям, я хожу по кабинетам, агитирую. Однажды в коридоре городской администрации встретил начальника передвижной механизированной колонны. Он предложил: “Шамиль, купи нашу контору, мы из нее выселились”. Я говорю: “Да ты что, она же за городом, у черта на куличках!” А он: “Поезжай, посмотри, там хорошо, как раз для интерната!”
Я и поехал. Петропавловск наш небольшой, двести тысяч населения, вообще-то все рядом. С запада город ограничен рекой Ишим. За Ишимом район частных домов – Заречье. За ним – еще один поселок при старом кирпичном заводе. А за поселком – объездная дорога вроде Московской кольцевой. И вот там, в березовой роще, двухэтажное здание. Тихо, спокойно, красиво. Лучшего места для детей не найти. Запал мне в душу этот дом в березовой роще!
А начальник ПМК торопит: мол, уже другие претенденты объявились… Я – опять по кабинетам, по знакомым бизнесменам. К нашему благочинному, отцу Сергию обратился. Он меня спрашивает: все ли ты сделал, что мог? Говорю: вроде бы все. А он: дело хорошее, и если оно угодно Богу, то все уладится, состоится. Тогда я не был таким верующим, как сейчас, даже обиделся на него: помог, называется… Но со временем, ночами раздумывая, как-то странно успокоился: если Богу будет угодно…
23 октября 1998 года, в пятницу, пребывал я в горе. Узнал, что объявился покупатель на здание. С готовыми деньгами. А у меня ничего нет. Прощай, мечта!
В таком состоянии и застал меня сын Вадим. Говорит, что завтра идет на прием к акиму (губернатору) области Даниалу Ахметову. Ситуация обычная. Знаменитый спортсмен завершил спортивную карьеру, и теперь аким будет разговаривать с ним о дальнейшей жизни, о государевой службе. Я так и вскинулся! Говорю: положи акиму на стол мою программу! И меня с собой возьми!
На следующий день, в субботу, едем в акимат. С Вадимом договорились: если моя программа заинтересует акима, если начнет задавать вопросы, то я тут, рядом. Если нет, то нет. Не помню, сколько времени я провел в приемной. Открывается дверь: “Заходите”.
Разговор долгий, горячий, на эмоциях. Аким меня поддержал, но сказал:
– Шамиль Тауфикович, это не только ваше частное дело. Проблема государственная, и интернат будет на государственном бюджете.
Помню, расстроился я. Ну, думаю, сделают постылый интернат-казарму, оказенится все, а губернатор между тем вызывает начальников разных служб, и на трех машинах мы едем в Заречье. Осмотрел аким здание, окрестности и говорит:
– А ведь такого красивого места, пожалуй, больше нет! Детям здесь будет хорошо. Решено, Шамиль Тауфикович, принимай здание!
Так я стал директором. Хотя ни сном ни духом не помышлял. Думал, что раз интернат решено сделать государственным, то мне доверят лишь общественную, консультативную роль. Роль своеобразного переводчика, проводника между здоровыми людьми – учителями, воспитателями – и детьми-инвалидами. Ведь здоровому трудно, почти невозможно понять, проникнуть в систему бытового мышления человека с парализованными ногами. А я побывал в обеих ипостасях.
Вообще-то все получилось правильно. Если я задумал интернат, то я и должен держать все в руках. Начиная с реконструкции здания, с приспособления его под детей-инвалидов, кто лучше меня знает, каким должен быть дом для нас?

Интернат в березовой роще

Интернат в котором я училась)))

Ни проектировщики, ни строители этого не знали. Ведь наши СНИПы – строительные нормы и правила – никогда не учитывали такую категорию людей, как инвалиды. Я сказал, что СНИП здесь – моя коляска. Вот в расчете на нее и будем строить: чтобы она везде проходила.
И мы все сделали, как задумали. На втором этаже жилые комнаты для детей, комната дежурного воспитателя, большой компьютерный класс… На первом – просторное фойе, медицинский кабинет, столовая, кабинеты для сотрудников, огромный лифт…
Сколько всего пришлось перепробовать, от многого отказаться. Строители вдруг решили установить на унитазах какие-то поручни. Тогда я подкатил на коляске, перелез на унитаз, потом снова на коляску: “Ребята, зачем здесь поручни?” Мне возражают: “Ты – взрослый мужик, а они – дети. Что, если упадут, ушибутся?” Говорю им: “А вы во всех туалетах города сделаете такие поручни? Выйдет он из интерната, его позовет в гости родной брат, а он скажет: не могу, у тебя в туалете нет поручней. Для чего я их здесь собираю? Чтобы научить самостоятельности, чтобы они приспосабливались к жизни, какая она есть”.
С автобусом, на котором дети будут ездить в школу и из школы, тоже намучились. На заводе хотели все сиденья убрать и установить крепления отдельно для каждой коляски. Но тогда в огромный автобус поместятся только шесть ребятишек. Я попросил затащить меня с коляской в автобус. Так и этак примерился. Говорю: все двойные сиденья слева лучше оставить как есть, а справа надо сделать одинарные сиденья, тогда коляска по проходу проедет свободно. Дети въезжают, пересаживаются на сиденья (самостоятельно!), застегивают ремни безопасности (сделать!), а сопровождающий собирает коляски в гармошку и складирует их на задней площадке. И для выезда не надо никаких гидроподъемников, как думали специалисты. Просто перекидной трап, по которому дети будут сами въезжать и выезжать.
Конструкторы считали, что инвалиды абсолютно беспомощны. Им и в голову не приходило, что ребенок в коляске может – и должен! – быть самостоятельным. Потому что мир не переделать. И если ты не хочешь остаться в стороне от жизни, если хочешь полноценно участвовать в жизни – стисни зубы и приспосабливайся к этому миру.
Время строительства для меня – настоящий праздник. День-деньской я там пропадал. Однажды в середине дня заскочил домой, думаю, полежу немного, отдохну. А в доме тишина после грохота бетономешалок и отбойных молотков по ушам бьет. Включил телевизор. Слышу: что-то про детей-инвалидов рассказывают в передаче “Охотный ряд”. И все как сговорились – твердят об уродствах системы, о проблемах… Ведущий спрашивает: “А что, на ваш взгляд, можно сделать?” Каково же было мое удивление, когда участники передачи – выпускники интернатов, директора, родители, специалисты – стали по пунктам перечислять положения моей программы! Слово в слово! Значит, я на верном пути?! Какой тут отдых! Бегом обратно, как на крыльях, откуда силы взялись…

Подсобный человек – директор

Интернат в котором я училась)))

Вот загадка – как открывался интернат, как начали приезжать родители с детьми, не помню, все вылетело из головы. Наверное, это реакция на то огромное напряжение, в котором я прожил весь год. Помню только лица родителей. Они смотрели настороженно и одновременно с надеждой: а вдруг их детям здесь будет хорошо? И еще помню, как ошеломлены они были, когда вступали под сияющие своды нашего дома, ходили по комнатам. На их лицах явственно читалось: и это наши дети будут жить в таких условиях?!
С самого начала я знал одно: здесь ничто не должно связываться с тем унылым образом, который возникает при одном только слове “интернат”. Никаких шершавых сине-зеленых панелей, серых одеял, алюминиевых ложек-мисок, спален-казарм – ничего подобного и похожего! У нас комнаты на двоих, с телевизором. У каждой кровати кнопка вызова дежурного воспитателя. В столовой только фаянс, фарфор и мельхиор. В фойе – сверкающий керамический пол, диваны, кресла, пальмы, картины, эстампы. В коридорах и комнатах отделка по стандартам евроремонта. В санузлах импортная сантехника и стерильная чистота. А какой компьютерный класс!
Я установил правило: не брать ни одного сотрудника, который работал в интернатах советского типа. Начнем с чистого листа, с моей программы.
Приходилось быть жестоким. В первый год принял на работу и уволил 28 человек! А штат рассчитан на 23. Воспитатель, педагог – вообще редкий человек, а нашему интернату особые люди нужны. Думаю, после двухгодичного отбора все-таки собрал особых людей, от уборщицы до завуча.
У нас своя иерархия. Главный человек – повар. Их двое – Вера Николаевна Айдакова и Лариса Ивановна Камынина. Как в доме – мама ласково встретит, вкусно накормит, на кухне уютно.
Потом – уборщицы Галина Валентиновна Бесфатер и Вера Александровна Иванова. Дело не только в том, что все у нас в доме сверкает и дышит свежестью, а в том, что они всегда веселые и ласковые. Какой же это дом, если в нем на тебя кричат? Кто захочет жить в таком доме? Вот почему уборщица – второй главный человек в интернате. Что бы ни случилось – мало ли что бывает в жизни, – у нас они всегда ласковы с детьми.
Затем – воспитатели. Они и мамы, и старшие сестры, и подруги, и друзья, с кем всегда можно поделиться, поговорить. Татьяна Александровна Коптяева, Елена Николаевна Моисеева и совсем молодая Оксана Бесфатер, выпускница нашего пединститута, она в интернате с первого дня. Вместе со мной училась жить здесь и работать с детьми. Приходила ко мне, делилась своими открытиями: “Шамиль Тауфикович, знаете, есть такое выражение: “Катись!” Здесь это слово нельзя произносить ни в коем случае! Можно даже резко сказать ребенку: “Иди! Иди отсюда!” И он не обидится. Но “катись”...”
Предпоследнее место в интернатской иерархии занимает незаменимая Анна Тимофеевна Жульдикова, завуч, которая все организовывает, за всем следит. А на последнем – директор. Моя обязанность – обеспечить спокойную работу повара, уборщицы, воспитателей, завуча. Директор – человек подсобный.

Танцы на колясках

Интернат в котором я училась)))

Школа, где учатся наши дети, расположена рядом с интернатом, в Заречном поселке. Поселок полудеревенский, патриархальный, и школа маленькая, уютная. Мы с директором школы Лидией Михайловной Масловой начали нашу работу с консультаций со специалистами, психологами. Ведь детская жестокость объективно существует, никуда от нее не денешься. Кто-то толкнет, кто-то обзовет, кто-то посмеется.
Летом школьные учителя обошли всех родителей. Потом несколько раз собирали их в школе. Рассказывали, объясняли, просили, чтобы дома с детьми своими поговорили.
И вот – первый день в школе. Я дрожу как осиновый лист. Бледные ходят по коридорам учителя и Лидия Михайловна. Никаких ЧП!
Второй день, третий… Теперь в коридорах чуть ли не гонки на колясках устраивают. И хохочут все! Самая обычная сцена на перемене: какой-нибудь мальчишка что-то поправляет в коляске, подкручивает, потом катит ее куда-то или кружит на месте, а моя девчонка в коляске смеется-заливается, ей весело, она общается. А когда отключился лифт, вся школа бросилась поднимать наших колясочников на второй этаж в классы. Не надо прятать этих детей, как делалось в годы советской власти. Пусть здоровые видят, что есть люди, которым еще тяжелее. И тогда все поймут: злом ничего не создашь, никого не победишь.
Трудно найти слова, чтобы деликатно и точно сформулировать мысль о нравственной, воспитательной сути такого соседства. Учителя пришли к выводу, что школьники стали добрее. Они внимательны не только к своим друзьям из интерната, они стали добрее, внимательнее друг к другу. Уже нет в них свойственного подросткам желания мимоходом показать свое превосходство, оскорбить, унизить.
Это главный результат, который дает совместное обучение. Я знаю, что в педагогике до сих пор идут споры по этому поводу. У нас в стране обучение было и есть раздельное. Для детей с ограниченными возможностями создавались школы-интернаты, закрытые заведения. На Западе же считают, что раздельное обучение – нарушение прав человека, ограничение свободы выбора.
По моему глубокому убеждению, интернат – это дом. А учиться ребенок уходит из дома в школу, в другой мир. И не случайно мои дети называют друзьями мальчишек и девчонок из школы. Все по законам жизни: здесь дом, семья, а друзья – там, на улице, в классе, в школе…
Конечно, нашим детям было нелегко в новой жизни. Представьте, до 12–14 лет они сидели дома, мало кого видели, мало где были. И вдруг попадают в большой коллектив, к незнакомым взрослым людям. Чувствовали они себя на первых порах скованно, боязливо. Не привыкли к тому, что с ними играют, что-то обсуждают, им что-то поручают. У меня сердце сжималось, когда я смотрел на них.
Как-то засиделись мы с бухгалтером в его кабинете допоздна, разбирались с бумагами. Зима, темь, тишина. Закончив дела, покатил я по коридору к своему кабинету. Он рядом, чуть в стороне от фойе. Вдруг слышу какой-то шум. Конечно, испугался: что там такое? Но в следующую секунду понял, что это не шум, а музыка.
Подкатываю к выходу в фойе, вглядываюсь. Полумрак, откуда-то снизу свет, а в этом полусвете-полумраке двигаются тени. Мои дети – все двадцать два человека – там, в фойе. Снова я испугался: что случилось, почему они все здесь, что их привело сюда? Вглядевшись, понял – они танцуют! У них дискотека! Представляете дискотеку: танцы на колясках, на костылях?! Девочка, у которой голеностоп скован, позвоночник скован и тазовые суставы малоподвижны, – она ходит, как балерина, на цыпочках. Эта девочка в центре круга извивается, изображает индийский танец! Кто-то сорвал с себя майку и зафинтилил ее на диван. Дискотека!
Они видели дискотеку по телевизору? Видели! Но пока они сидели в одиночестве по домам, им это было недоступно. А теперь, собравшись вместе, устроили свою дискотеку. Они не стеснялись друг друга, никто не смотрел, как выглядит другой. Ведь и на дискотеках здоровых юношей и девушек никто друг на друга не смотрит, каждый самовыражается в танце как может. И мои тоже самовыражались!
И тогда я сказал себе: вот оно, я был прав, я победил, мои дети живут как все! И они будут нормально жить, многого достигнут, потому что поймут: им все доступно. Были бы желание и воля.

Наташа

Интернат в котором я училась)))

Матери детей-инвалидов часто пишут о мужьях: “Не выдержал такой жизни и ушел”. Да, мужчины не выдерживают. И остается мама одна. Понятно, что она полностью выключается из общественной, да и из личной жизни. Все время и все силы отдает ребенку и, как знаем, без особых ощутимых результатов.
В Казахстане десятки тысяч детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. А в России, где население 143 миллиона? А в других странах СНГ? И при каждом из них – мама. Получается, что сотни тысяч молодых женщин полностью исключены из трудовой, социальной и зачастую личной жизни! Кому от этого хорошо?
Когда началась эпопея с интернатом, врачи меня предупредили: “Тебе нельзя нервничать, у тебя затруднено передвижение крови по сосудам, начнутся спазмы. Ты можешь потерять и руки”. Но разве меня остановить? Потеряю так потеряю. А что мне остается? Отказаться от главного дела своей жизни? Зачем тогда жить?!
А гангрена-то к рукам уже подобралась. Еще в девяносто пятом году начались ампутации пальцев. И чую, в левой руке боли. Кровь не поступает, рука ледяная. Два месяца спал сидя. Сажусь в кресло, гангренозную левую руку кладу между ног, потому что греть ее можно только живым теплом. Наташа, жена, собирает одеяло вокруг моей шеи в узелок, и я ночь сижу сплю в кресле. Я знал, что операция неминуема, но оттягивал ее в отчаянной надежде: а вдруг наладится кровообращение, вдруг сохраню руку. Пока у меня две руки, я и машину вожу, еду, куда надо, и в коляске передвигаюсь. А с одной – что? Но жизнь научила меня готовиться ко всему. И я заранее тренировался. И на коляске, и раздевался, и одевался, и умывался, в туалете одной рукой управлялся.
И вот когда мне отрезали левую руку по плечо, я проснулся от наркоза и чувствую: хочу в туалет. Первый вопрос к самому себе: “Я еще человек или уже не человек?” Пока сам могу ходить в туалет – все нормально. И я покатил в туалет. А самого страх охватил. Одно дело тренироваться, когда в критический момент ты можешь выставить вторую руку и опереться на нее, другое – когда руки нет. Голова после наркоза кружится, если упаду, швы разойдутся. Было, было желание позвать на помощь. Хотя бы в первый раз. Но упрямый же, сказал себе: “Стоп! Или ты сейчас себя победишь и будешь самостоятельным, или будешь всегда кого-то звать”. Перелез на унитаз, потом снова на коляску. Все, я герой!
Только швы сняли – сразу в интернат, а мне там говорят: звонили, ждут в городской администрации. Развернулся – и туда. Ни одного дня на больничном не был. Потом ухитрился с одной рукой даже на машине ездить. Надо как-нибудь снять это на видеокамеру: без двух ног и без руки человек машину ведет…
Наш интернат на краю поселка, который возник при кирпичном заводе. Завод закрылся, люди остались без дела. И многие просились в интернат на работу. Но нам ведь нужны люди других профессий: педагоги, врачи, повара. И вот однажды приходит ко мне молодая женщина и говорит, что она дипломированный повар. Я стал расспрашивать, что да как. Мужа нет, живет с матерью, держат хозяйство, но денег не хватает, потому что два сына учатся в техникуме и за них надо платить. То есть человек сразу виден: все делает и живет для детей. Понял, что годится для нас. Стала она у нас работать поваром. И еще я у них покупал молоко для себя. Понятно, разговаривали о том о сем. И как-то она говорит: вы сейчас домой едете, как вы там один, не помочь ли в чем? Раз приехала, два, и так вот сложились у нас уже другие отношения.
Наташа стала женой человека без двух ног и без одной руки. Что взвалила на свои плечи!
Наташа мне и секретарь, и помощник, и шофер – специально выучилась водить машину. Помогает мне умыться, одеться, пуговицы застегивает, потому что у меня на руке три с половиной пальца остались. И так изо дня в день. Да еще умудряется убедить меня, что я просто человек, а не объект помощи. Как она справляется?
В интернате на общественных началах Наташа помогает вести программу домоводства. Мы купили в Омске инкубаторы. Наташа прочитала кучу специальной литературы по птицеводству, и сейчас у нас в подвале целое хозяйство. И все цветы, которые вокруг интерната, тоже она посадила. У Наташи особый талант: в ее руках все оживает и расцветает.
Мне – пятьдесят три, ей – тридцать семь. Молодая, красивая. Могла она встретить здорового, крепкого мужчину? Могла. Но она выбрала меня. Мне неловко говорить, но надо, раз уж взялся. Многие инвалиды замыкаются в себе, боятся любых встреч, уверены, что они никому не нужны и никто на них не посмотрит. Не надо прятаться от жизни. Если есть любовь, она все преодолеет.

Каждому выпускнику – автомобиль

Интернат в котором я училась)))

В этом году, спустя пять с лишним лет, мои должники наконец-то исполнили решение суда! Мне перечислили деньги за проданную когда-то мельницу и силикатный кирпич. На что их потратить?
Мысль, что интернат есть, а вот с профессиональным образованием мы что-то не продумали, мучила постоянно. Да, открыли компьютерный класс, но ведь все не могут стать компьютерщиками-программистами. Приглянулся мне соседний участок, бывший рыбопитомник. Огромная территория, большой гараж, жилой дом комнат на десять, производственное помещение, во дворе стоят пять или шесть грузовиков, столько же больших катеров. Прямо к участку пруд примыкает. Там когда-то рыбу разводили. Сейчас, конечно, все заброшено, разрушено.
А почему бы нам не завести рыбное хозяйство в своем пруду? Мальчишки с девчонками на досуге рыбачили бы на собственной базе отдыха. В производственных помещениях можно открыть учебные мастерские, наладить профессиональную учебу. В общем, когда нынешней зимой пришли деньги по суду, я выкупил этот комплекс. Вместе с грузовиками и катерами. И уже закупил швейное оборудование и для ремонта сложной бытовой и радиотехники. Уж эти-то две профессии мои ребята точно получат. Мы не имеем права готовить будущих безработных.
Конечно, сплетен было много. Некоторые даже пальцем у виска крутили. Мол, личные деньги грохнул черт знает на что. Но мне эти разговоры помогли. Ведь суета сплошная, то и дело что-нибудь да упустишь. Производственно-учебный комплекс, который я задумал создать, принадлежит мне. Частная, так сказать, собственность. А если завтра, не дай Бог, со мной что-нибудь случится? Начнутся заморочки с правом наследования. Вовремя спохватился. Вызвал юристов, дал задание оформить комплекс в вечное пользование интерната под руководством попечительского совета.
Обобщая опыт, я пришел к мысли: надо создавать объединения, куда войдут интернат, обыкновенная школа, профессионально-техническая школа и что-то вроде детского сада. Ведь очень многое закладывается в раннем детстве. Один неприятный повод, лишний год в изоляции – и ребенок может замкнуться, возненавидеть весь мир.
Для наших детей, как ни для кого, важна ранняя профессиональная ориентация. Из интерната выпускник должен уйти со специальностью. И с ключами от автомобиля (опять я про автомобиль: символ свободы!), пусть не нового, старенького, но добротно отремонтированного. И тогда я ему скажу на прощание: “Вот тебе автомобиль, а вот ребенок, который пришел в первый класс. За одиннадцать лет ты должен заработать на такой же автомобиль для него”.
С трибуны международной конференции я обратился к правительству Казахстана с предложением создать детскую деревню для детей-сирот с нарушениями опорно-двигательного аппарата. У моих-то есть отцы-матери, бабушки-дедушки, которые в них души не чают. А детдомовские обездолены десятикратно. Мы обязаны открыть этим детям будущее.
Президент Казахстана отметил работу нашего интерната, а обо мне сказал очень высокие слова. Но я не могу их повторить – неудобно. Зато скажу о другом: после похвалы президента общественные и государственные структуры сразу обратили внимание на детей-инвалидов. Решено даже создать такие интернаты в каждой области. Это замечательно. Но надо ли торопиться? Поспешностью можно загубить хорошее дело. Ведь директорами там будут здоровые люди. Повторюсь: они не знают и не могут знать особенностей жизни, быта, настроений и чувств детей-инвалидов. А таких проводников между двумя мирами, как я, мало.
Может, для начала на базе нашего интерната организовать научно-методический центр? У педагогов из разных городов и стран накоплен немалый опыт. Вот у нас работает волонтер из американского Корпуса мира. Техасский парень Брайан Тодд – специалист по развитию движения конечностей. Он поразительные вещи делает! Ребенок, который двенадцать лет сидел в коляске, через два месяца занятий, опираясь на ладони Брайана, впервые зашагал! Другой наш мальчик с трудом мог держать ложку: так руки тряслись. Сейчас он стойку держит на руках!
Опыт показал: и детский церебральный паралич, и другие нарушения опорно-двигательного аппарата в той или иной степени исправляются, лечатся. Но для этого нужны непрерывные занятия, изо дня в день, из года в год. У родителей в домашних условиях нет таких возможностей.
Сколько в мире опытных, знающих людей, таких, как Брайан Тодд и Валентин Дикуль! Сколько педагогов и родителей, которые владеют бесценной информацией, выстраданным опытом. Собрать, объединить, обобщить их опыт, разработать скрупулезную методику и применить здесь. Создать некую модель, по которой и в других городах заработают подобные интернаты.
…Я не ставлю свечки в церкви, не хожу в мечеть. Но я человек верующий. Правда, мои отношения с Богом часто утилитарные. У директора интерната нет нерабочих часов и выходных дней. К вечеру я чуть не в обморок падаю от усталости. И тогда говорю: “Господи, ты видишь, какой я. Не за себя прошу – за детей. Ведь если я уйду, что с ними будет? Дай мне время укрепить мое дело. Дай мне сил, Господи”. И Он дает. Утром я просыпаюсь вполне бодрым.
Но вот опять ноет последняя рука. Как жить без рук?
Надо смотреть жестокой реальности в глаза. Рано или поздно это случится. Так что готовлюсь обходиться без обеих рук. Думаю, что придумать. Узнал, что есть коляски, которыми управляют зубами. Ничего, мы вдвоем с Наташей справимся, не сдадимся.
А вообще-то готовлюсь и к смерти. Не то чтобы я настроился недолго жить, просто в моем положении отчетливо понимаешь, что человек собой не располагает. Все может случиться. Надеюсь, что сделал в этой жизни что-то угодное Богу.
А может, я еще долго проживу, хорошо бы. Нельзя мне сейчас умирать. Нужно еще республиканский центр для сирот-инвалидов создать и профессионально-техническую школу.
Человек верующий, я всегда говорю: “На все воля Божия”. И я спокоен, потому что вверил себя Господу. Но как бы то ни было и что бы то ни было, а в реальной жизни надо делать все, что можешь, и не предаваться безнадежности, не впадать в тяжкий грех уныния. Потому что, как бы то ни было и что бы то ни было, еще не вечер, еще не вечер…

Петропавловск – Москва

ПИСЬМА ДИРЕКТОРУ

Алена родилась недоношенной. В шесть месяцев нам сказали: детский церебральный паралич, ребенок ходить не будет, лучше от него откажитесь, вы молодая, еще родите здорового ребенка. Но у нас даже мыслей таких не было. Отца у Алены нет, живем мы с бабушкой и дедушкой, они в ней души не чают.
Началось лечение: массаж, уколы, таблетки. На свой страх и риск без направления поехала в Ленинград. Мир не без добрых людей, оставили там мою дочку, курс лечения – восемь месяцев. После этого перерыв в четыре месяца и – операция. Затем планировался еще один восьмимесячный курс лечения, но… Советский Союз развалился. Ленинград оказался в другой стране, лечиться теперь там можно только за деньги...
В школу Алена ходить не могла, а надомное обучение – сплошная формальность. Когда придут учителя, когда не придут. У них такое отношение: зачем больной девочке учиться, все равно нигде работать не будет, читать-писать умеет – и ладно. А дочка очень хотела учиться, много читала и переживала, что к ней так относятся.
Жили мы, затворясь в четырех стенах. Книги, телевизор, бабушка и дедушка, кругом деревня вся в снегах или в грязи – вот и весь мир Алены. А девочка развитая, живая, всем интересуется. И только в интернате она поняла, что такое жить в обществе и вообще на земле! Господи… Здоровья и счастья вам всем! Больше у меня слов нет.

Татьяна Александровна Смирнова

Матерью я стала поздно, в 36 лет. Роды были трудные, ребенок шел ножками, его выдавливали простынями. В общем, вывих бедер и разрыв связки стопы.
На ножки она встала поздно, в один год и три месяца. И все время жаловалась на боли. Врачи успокаивали: обычное плоскостопие, делайте массаж. А я же вижу, что ножки у ребенка больные. Нашла бабку-костоправшу. Она выправила Свете бедра и коленки. А со связками на стопе не справилась, тут нужна операция, которую делают только в Омске. Там сказали, что необходима операция в два или три этапа и за деньги, потому что Омск – это не Казахстан. Первую операцию сделали, сшили связки. Полгода Света провела в гипсе. А на вторую и третью операции у меня денег уже не было…
Муж умер, когда Светочке был годик. Я одна с двумя дочками. Уходила работать в ночь. А они вдвоем в доме. Старшая дочь, Лида, всю жизнь отдала Свете. Другие девушки на вечера ходят, с парнями гуляют, а Лида… Ей сейчас двадцать три года, а она как старуха, у нее вся голова седая.
Потому я говорю: этот интернат – счастье! И Лида моя теперь пошла работать, может быть, устроит свою жизнь, ей же всего двадцать три. И главное – Света здесь счастлива. Она стала совсем другим человеком, у нее появился интерес к жизни, она строит какие-то планы на будущее! Не чувствует себя изгоем, здесь они все на равных. Она смеется, на пианино учится играть.
А до интерната во дворе дети кричали ей: “Ты уродка!” Она плачет, я плачу вдвойне. А что в школе было?! Я привожу ее, оставляю возле школы, так оттуда выбегают гады такие и костыли выбивают! Я уж учить ее стала: “Света, не давай себя в обиду, бей их костылями!” А эта школа, 13-я, где учатся наши интернатские, особенная. Я таких детей еще не видела! Я ведь ходила туда, смотрела. Как только подходит автобус с интернатскими, тут же выбегают поселковые ребятишки. Кто коляску катит, кто под руки поддерживает, помогают раздеться. И все весело, со смехом, с шутками.

Галина Федоровна Гердер

Забеспокоились мы, когда Амантай в положенное время не смог встать на ноги. Врачи деревенские сказали: ничего, в свой срок пойдет. Тогда мы повезли его в город, а там поставили диагноз – ДЦП. И предложили тут же положить на лечение.
На беду свою разговорилась я там с матерями. Одна из них мне сказала: “Не соглашайтесь! Видите, моего ребенка довели уколами до того, что у него ноги ниже колен окончательно атрофировались, болтаются, как плети!” Я увидела этого мальчика в коридоре, и меня охватил ужас, я отказалась от лечения в больнице.
И начались мои странствия по знахарям и знахаркам. Как услышу про целителей, так собираю по родственникам деньги. Спасибо, не отказывали: ведь муж нас бросил, не выдержал такой жизни.
Сын начал ходить. Криво, косо, вихляясь. Часто падал, плакал, и я ночами плакала и молилась. Со временем у него стали заметны нарушения в речи. Моя жизнь превратилась в ад. Поедом ем сама себя. Я виновата, зачем послушалась случайную знакомую? Отдай я сына сразу в больницу, может, сейчас он был бы здоровым?
Но и мне улыбнулась судьба. Вот уже год мой Амантай в интернате. Совсем другой человек! Был постоянно мрачный, молчаливый, раздражительный, ни с кем не разговаривал… А сейчас весь светится. Когда приезжает на каникулы домой, только и делает, что рассказывает о своей новой жизни. А когда все расскажет, начинает скучать, рвется в интернат, к друзьям. Если б вы знали, как мне от этого радостно! В жизни сына появился свет, будущее.

Клара Акжановна Жумагулова
За помощь в работе над повестью “Победитель” автор сердечно благодарит Альфию Муфтееву, Валентину Попову, Геннадия Алибекова, Тимура Азизляра, Анатолия Кузнецова, Александра Яремчука.

Фото Альфии Муфтеевой
и Натальи Шакшакбаевой


Памяти Шакшабаева  Ш.Т.

    17  сентября 2009  года в  Петропавловском экспериментальном Центре реабилитации и  адаптации детей-инвалидов с  поражением опорно-двигательного аппарата состоялось торжественное открытие мемориальной доски Шамилю Шакшакбаеву. Будучи инвалидом первой группы, Шамиль Тауфикович вложил максимум сил в  разработку и  реализацию проектов, предполагающих получение этими детьми достойного образования и  профессии. За  заслуги в  таком важном и  благом деле Шамиль удостоен звания «Почетный работник образования Республики Казахстан».

Его сердце перестало биться несколько лет назад, но  он  продолжает жить в  памяти тысяч людей, лично знавших этого необыкновенного человека или читавших о  нем в  книгах, газетах, журналах. Шамиля Тауфиковича называли героем, воплощением мужества и  стойкости. А  он  считал себя посредником между здоровыми людьми и  инвалидами. К  первым причислял себя почти до  сорока лет, пока не  прозвучал страшный диагноз. Болезнь медленно «съедала» тело, ему пришлось перенести почти полторы сотни хирургических вмешательств. В  итоге были полностью ампутированы обе ноги и  левая рука, а  на  правой остались только три пальца. Были и  борьба, и  слезы, и  отчаяние, и  клиническая смерть, после которой вдруг понял: на  земле у  него особая миссия  — помочь детям, прикованным к  инвалидным коляскам.




  Hover to interact




(я слева, с синим шариком в руках на коляски)

Точно зная, что нужно для этого делать, он  дневал и  ночевал в  выделенном властями под новый интернат двухэтажном здании, заставил рабочих расширить дверные проемы, сделать удобные пандусы. Он  нашел замечательных специалистов, которым с  помощью лечебной физкультуры удалось поставить на  ноги нескольких маленьких инвалидов. А  самое главное  — Шамиль Шакшакбаев разработал проект инклюзивного образования, который предполагал, что дети-колясочники не  должны жить в  замкнутом мирке, а  будут учиться в  обычной школе рядом со  здоровыми ровесниками. Смелый эксперимент превзошел все ожидания: те,  на  кого в  былые времена навесили  бы ярлык «бесперспективных», успешно одолели общеобразовательный стандарт, стали посещать школу искусств, различные кружки, обрели множество друзей.

За  10  лет работы центра здесь прошли курс реабилитации и  адаптации 38  детей разного возраста. Из  них 14,  после улучшения состояния здоровья, смогли продолжить обучение в  общеобразовательных школах по  месту жительства, трое, окончив учебу, работают по  избранной специальности. А  остальные учатся в  высших и  средних учебных заведениях.



Рыжий Полосатый
Рыжий Полосатый
Петропавловск
383205
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Ксения
Ксения
Астрахань
Сильный он человек был… Мало таких… Дай бог чтоб кто то продолжил его дело, с такой же любовью и уверенностью, что все получится!!!
Пожаловаться
АРМЕНКА
АРМЕНКА
Петропавловск
наташ, ты даже ходить не могла????? а сейчас встала на ноги, и дочу родила!!! ты просто молодец!!! статью правда я еще не прочитала, попозже.
Пожаловаться
Рыжий Полосатый
Рыжий Полосатый
Петропавловск
вот так))) я же говорила)))
Пожаловаться
АРМЕНКА
АРМЕНКА
Петропавловск
ты не вдавалась в подробности, я и не знала что так всё ужасно…
Пожаловаться
Рыжий Полосатый
Рыжий Полосатый
Петропавловск
нет ничего ужасного!!!
Пожаловаться
Римма Моторина
Римма Моторина
Челябинск
Это просто невероятный человек! Я просто восхищена им! Я дефектолог, прочитать такую статью мне было не просто интересно, я наконец-то хоть где-то прочитала, что инклюзия действительно существует! Такой человек  достоин  уважения. Главное, чтобы после его смерти интернат остался существовать на долгие долгие годы!
Пожаловаться
Рыжий Полосатый
Рыжий Полосатый
Петропавловск
Директор там теперь женщина, интернат процветает)))
Пожаловаться
Римма Моторина
Римма Моторина
Челябинск
это очень радует!Процветания вашему интернату!