Тень и свет в фотографии. Для чего нужна тень
Общеизвестно, что слово фотография в переводе с греческого означает «светопись». То есть изображение состоит, строго говоря из чередования светлых и тёмных пятен. Композиционно же многие воспринимают фотографию как группу предметов или обьектов, освещённых тем или иным источником света, благодаря чему на нём может фокусироваться взгляд зрителя. И, в принципе, с этим подходом можно согласиться.
Однако не стоит забывать, что есть и вторая половина, из которой состоит изображение. Это — тень! Да, нести смысловую нагурзку может не только освещённая часть композиции, кадра, но и так, которая погружена в тень. Да, возможно, и даже очень часто деталей в ней практически не видно. Но это не значит, что она не может быть смысловым акцентом.
Примеры? Пожалуйста. Самый яркий ряд примеров — это контраст. Но не световой, а смысловой. Представьте себе в луче света или прожектора, скажем, молодую женщину, радостную, улыбающуюся, а в тени фото — едва угадывающийся силуэт пожилой, возможно даже очень пожилой бабушки. И название «неизбежность будущего». И что таком кадре несёт большую смысловую нагрузку — освещённая или теневая часть кадра?
Ещё пример. На переднем плане сверкающий огнями парадный вход в казино, куда входит весёлая компания, а справа или слева, практически в темноте, двое здоровых парней выкидывают с крыльца какого-то мужчину, на котором даже одежды практически нет...
Тень в фото так же может служить чем-то вроде рубежа, разделяющего два понятия, два восприятия какого-то явления или действия. Ну, например представим себе афишу. И на ней большой плакат с изображением определённого певца или группы. И вот с одной стороны от ярко выраженной тени, скажем от столба, стоит групка девочек лет 14-15, с востргом глядя на этот плакат, а с другой — двое мужчин значительно старше, скажем в «рокерском» прикиде, глядящих на тот же плакат с демонстративным презрением. В данном случае тень в кадре, несмотря на незначительную площадь, которую она занимает, несёт серьёзную смысловую нагрузку — словно разделяет эти два восприятия окружающего мира - свет и тень.
Так же тень в кадре может не присутствовать, а, скажем так, ожидаться. Например, девушка на пляже, которая загорает на солнце, но следы на песке говорят о том, что она уже дважды меняла своё положения, убегая от надвигающейся тени. И, судя по тому, что до тени осталось не так много, похоже, девушке скоро вновь придётся менять своё место...
В общем, вывод очевиден — не только свет, освещённая часть кадра, но и тень может быть главной и даже определяющей смысл и содержание кадра.
Тень и свет
Удачно выбранная композиция организует все изображение, позволяет выделить главное в кадре или же передать ощущение пространства. Очень важным элементом является выбор места съемки. Но также для построения качественного снимка не менее важным является удачно найденное освещение.
При выборе места съемки изображение условно делят, на три плана: передний, задний и средний. Меняя положение линии горизонта, и не нарушая при этом масштаба, вы можете создавать различные варианты композиций. В каждом снимке важно выделить один или несколько композиционных центров. Наиболее часто такими центрами являются фигурки людей. Привлекают внимание также яркий цвет или непривычное очертание предметов. Иногда в композиции используют сходящиеся в перспективе линии различной формы. Прибегают к съемке против света или же подбирают контрастный задний план. Вариантов очень много, и все они всецело зависят от ваших предпочтений и задумок. Давайте рассмотрим наиболее известные приемы их построения.
Съемка против света – главное средство для выявления формы предметов. Часто благодаря свету и выбору удачного цветового решения фотохудожник создает свою неповторимую форму. Свет бывает направленным, рассеянным или смешанным. Направленный свет часто делает изображение плоским, поэтому никогда не следует пренебрегать тенями. Чтобы получить правильную экспозицию, полезно сделать несколько снимков, немного меняя точку съемки. Допускается использование отраженного света, причем не обязательно от блестящих поверхностей, можно и от самого объекта съемки. При выборе этого объекта помните, что многие предметы пропускают свет, например листья растений или одежда.
Рассеянный свет значительно уменьшает контраст. Он в основном выявляет детали у одноцветных или у темных предметов.
Давайте рассмотрим особенности освещения в различное время суток.
Утро ассоциируется со свежестью. Это состояние природы удачно передается резкими переходами от света к тени. Настроение улучшается, если преобладают голубые оттенки – от легкой дымки на горизонте до теней. Своеобразные рисунки могут создавать лучи солнца.
Полдень – это чаще всего солнце над головой и резкие переходы от света к тени. Если выбрать удачную точку съемки, то при желании можно добиться ощущения летней жары, зноя и даже жажды. Снимать после полудня, вечером и в сумерки технически намного проще из-за малых контрастов.
К вечеру появляются сначала желтые тона, а после захода солнца голубые. Освещение меняется и от присутствия облаков. Тени становятся прозрачными и приобретают различные формы, резко возрастает и яркость неба. В целом в это время суток освещение становится эффектным, надо лишь суметь увидеть его.
В ночное время глаз человека не способен воспринимать полную гамму красок. К счастью современные цифровые фотокамеры довольно точно передают оттенки даже при низкой освещенности. Постарайтесь использовать всевозможные источники света – от луны до отблесков костра, а так же отражение неба в воде. Снимки станут интереснее и красочнее. Эффектные результаты при съемке дает освещение костра, керосиновой лампы, свечи или даже спички. Более того, неожиданные результаты могут получиться при съемке бенгальских огней или праздничного фейерверка.
Свои особенности имеет искусственный свет вспышек. Его лучше всего применять для подсветки глубоких теней, а также для портретных фотографий. Вспышкой можно добиться большого снижения контраста и вести съемку против солнца. Кроме того, поскольку вспышка дает короткие световые импульсы, то ей удобно пользоваться для получения резкого изображения быстро движущихся предметов.
Наряду со светом и тенью, важнейшей составляющей хорошей фотографии являются цветовая гамма и контраст. Для контрастного и яркого снимка, обычно выделяют один главный цвет или фон с каким-либо эффектным пятном, которым может служить красивый букет цветов на столе, яркого цвета автомобиль или даже выразительный участок неба. Напротив, чтобы сделать снимок спокойней, обычно не включают в кадр большое количество цветов, а используют один или два оттенка. Кричащих красок можно избежать, если правильно выбрать точку съемки по отношению к падающему свету. Если это возможно, используйте затененный светофильтр или измените режим съемки.
Кстати, несколько слов о выборе режима. В процессе работы не стоит забывать выставить правильный режим и разрешение на вашей камере. Но цифровые камеры отличаются по своему качеству и по назначению. Поэтому самый лучший способ – это делать больше снимков. Учитесь, экспериментируйте, набирайтесь опыта и… все получится!
Девочки, давайте попробуем?
2-3 фотографии — не важно что это будет.
Тема — Тень и свет, свет и тень.
Ломаем мозг с 26.08 по 30.08!
а это так, баловство
первая серия фоток может и не вся по теме, но небо было превосходным...
Не знаю на сколько по теме)Просто решила попробовать вчера.
я как всегда припоздняюсь, но фотки самые наисвежайшие… хоть и не самые лучшие :-))
а у меня уже было это))
а задания самим отслеживать или оповещения какие-то должны приходить?
пасиб
мне на птиц везет) вот, вспомнила, ещё есть)
воробья подловила)
Это объектив с одной линзой (сделанный из старых объективов как правило :)). Дает эффект смягчения очень сильный, светящиеся ореолы и так далее. На любителя на самой деле)