Всем привет! Продолжая свои заметки на тему истории искусства, решила затронуть и эту тему. Эх, жаль, что невозможно через экран вот так посмотреть на ваши заинтригованные названием лица! А теперь снимаю завесу с тайны, хотя, уверена, что многие из вас догадались уже: да, да, речь пойдет об иконописи.
Мне вдруг показалось, что, может, и не совсем правильно было начинать с жанровой живописи, забыв о ее истоках. Сама тема «древнерусской живописи» очень глубокая и необъятная, если говорить о попытках ограничить ее одним маленьким постом. Потому что тут нельзя забывать и о монументальной живописи, такой как фреска, и о византийской мозайке, доставшейся нам как наследие от великой цивилизации, да и о книжной миниатюре, вспомните хотя бы Остромировское Евангелие.
И вообще тема религиозного искусства это огромный раздел в истории искусств. И в этом посте я, конечно, не смогу охватить все его главы, но вот что я постараюсь сделать — так заинтересовать вас и сподвигнуть на самостоятельное ознакомление хотя бы с некоторыми пунктиками и отсечками. И для начала попрошу вас вспомнить просто для самих себя из школьного курса истории:
Почему Москву называют Третьим Римом?
А какой город и почему называли Римом вторым?
Что означает понятие «средневековье», почему историю средневековья выделяют в отдельный раздел, чем оно отличается от того, что было до и после?
Чем закончилось средневековье на Западе и у нас?
Ну что, освежили память?! Тогда можно продолжать.
Очень долго иконопись не считалась частью изобразительного искусства, вернее, она не считалась искусством вообще. Именно поэтому столько икон не «дожило» до нас с вами: если не считать погибших при пожарах, то многие из них перерисовывались поверх аж несколько раз, а многие заключались деструктивным образом в оклады. И только 100 лет назад иконой стали интересоваться, стали их реставрировать и восстанавливать. Именно тогда икону начали считать неотъемлемой частью искусство, к ней стали относиться бережно и экспонировать в музеях наряду с другими шедеврами.
Вообще, изначально иконопись была анонимным искусством, т.е. неизвестного авторства, а вплоть до 15-го века иконы могли писать только монахи. Потому что считалось, что икону пишет сам Бог руками иконописца, поэтому никакое участие мирского не допускалось в ее создании. Иконы писались на липовой доске, предварительно загрунтованной, по окончании работы икону олифили. Именно из-за олифы иконы со временем темнеют.
И конечно, иконы писались по канону. Для одеяний святых, а в особенности, в образах Спаса и Богоматери соблюдалась четкая иерархия цвета. Ведь каждый цвет имел имел свой смысл, был своего рода символом. А мы знаем, что все раннее христианство было построено на символах. Почему?! Если лень читать, то очень рекомендую вам к просмотру х/ф «Камо грядеши?»(1951 г), снятый по одноименному историческому роману польского писателя Генрика Сенкевича. Обязательно в старой экранизации.
Сюжет романа не из легких. А само действие построено на одном из древних преданий, с которым также и связано название произведения. По легенде, апостолу Петру, спасающемуся от очередного гонения на христиан в Риме и покидающему спешно город, привиделся по дороге Христос. «Камо грядеши, Господи?» (мол, «Куда идешь, Господи?») — спрашивает его Петр. «Раз ты оставляешь народ Мой, Я иду в Рим на новое распятие», — отвечает ему Бог. После этого Петр устыдился и вернулся в Рим, где принял смерть от распятья. Посмотрите, обещаю, не пожалеете, красиво снятый фильм, и несколько тем любви, и много правдоподобных исторических событий освещено… в общем, и самообразование, и эстетическое удовольствие — 2 в 1.
Вот так заканчиваю теоретическую нотку, чтобы продолжить наш разговор в следующий раз, который хочу начать с освещения темы «канона» в иконографии. Также мы поговорим о «знаменитых» иконах, о появлении иконостаса и, конечно, пройдемся по главным именам в русской иконографии.
А пока предлагаю насладиться вот этими двумя иконами, исполненными еще в лучших традициях византийской иконописи.
Само название этой иконы не менее прекрасно, чем образ Архангела Гавриила на ней «Ангел золотые власы», потому что волосы ангела выполнены из сусального золота. По мнению специалистов, икона написана Новгородскими мастерами в 12 веке. Посмотреть ее сейчас можном в Русском музее Санкт-Петербурга. Ну что за чудо, не правда ли?!
А это наш главный образ Богоматери — Владимирская икона Божией Матери. Сейчас хранится в домовой церкви при Третьяковской галерее. Посмотрите, сколько любви и трогательной нежности в глазах матери. понимающей, что уготовлено ее сыну! Думаю, что именно этот образ матери высечен в сердце каждого православного человека.
Название иконы может ввести в заблуждение о ее происхождении. На самом деле икона была написана греческими мастерами ( а по легенде вообще евангелистом Лукой) и подарена Константинопольским патриархом князю Мстиславу в 12 веке. Уже позже она была перевезена во Владимир Андреем Боголюбским, отчего и получила свое название. Вообще с этой иконой связывают много чудес. О двух из них, связанных также с названием известных мест, помню и с вами делюсь.
По одной из легенд, Когда князь Андрей Юрьевич (сын Юрия Долгорукого) вез икону во Владимир, кони остановились разом неподалеку от города. Это место было названо Боголюбовым, Андрей там построил город, свою резиденцию. И после этого сам стал зваться Боголюбским.
По второй легенде икона была перевезена в Москву во время нашествия Тамерлана. И именно с ее приездом связывают то, что войска Тамерлана по непонятной причине остановились и повернули назад у самого подножья города. На месте, где москвичи встретили икону, впоследствии построили Стретенский монастырь, а улицу назвали Сретенкой (сретенье, т.е. встреча).
На сегодня всё. Пишите о своих пожеланиях или вопросах в комментариях. На какие смогу — с радостью отвечу.
Спасибо вам, что читаете, что интересуетесь родными истоками! Это дорогого стоит
Нет, мое первое образование играет большую роль в моей работе, а вот второе скорее больше вспомогательное — менеджмент в медиа индустрии
а у меня как раз та ситуация, которую я вам приписывала сначала: первое у меня высшее техническое, а второе совсем в другую степь — графический дизайнер. Может и в первом бы состоялась, если бы в начале 2000х научным сотрудникам условия для достойной жизни в нашей стране создали.
Предыдущие обзоры можно найти здесь:
https://www.baby.ru/community/view/125996/forum/post/425453256/
https://www.baby.ru/community/view/125996/forum/post/426317986/