Как причащаться достойно?

Не говело, не болело, а к Дарам приспело.

Русская пословица.



Каждую минуту своей жизни помни, что ты готовишься к принятию Святых Таин. Что бы ты ни делала, делай с мыслию, что ты скоро будешь причащаться. Надо почувствовать себя черной тучей, чтобы озариться молнией Святого Причащения.

Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883ок. 1937).



Совесть очистите, веру и любовь ко Господу паче оживите, обет всесторонней исправности обновите, и приступайте с благоговейным страхом, но и с дерзновением уповательным, предавая себя в руки желающего вам спасения Господа. Созерцайте при сем умно Самого Господа причащающего. Ибо Он Сам причащает, руки священника только орудием служат.

.





Это кровь, которая изгладила рукописание грехов; кровь, которая очистила твою душу, которая омыла твои нечистоты, которая восторжествовала над началами и властями. Приступай же к ней с великим благоговением. Приступай к сей страшной чаше так, как бы ты пил от самого ребра Христова.

Будем приступать к Телу Христову с трепетом и со всякою чистотою.
Когда ты увидишь его предложенным, то скажи самому себе: Через это Тело я уже не земля и пепел, уже не пленник, а свободный. Через него я надеюсь достигнуть небес и уготованных там благ ≈ бессмертной жизни, блаженства с Ангелами, соединения с Христом. Смерть не устояла, когда это Тело было пригвождаемо и уязвляемо, солнце скрыло лучи свои, увидев это Тело распинаемым, разодралась в то время завеса, распались камни, потряслась вся земля. Оно есть то самое Тело, которое было окровавлено, прободено копьем и источило всей вселенной источники спасения ≈ Кровь и воду.
Когда оно было распинаемо, тогда встали мертвые, тогда разрушилась темница их, сокрушились медные врата ее и мертвые воскресли, а все стражи ада пришли в ужас. Это Тело Христос предложил нам в снедь, чем и показал самую сильную любовь к нам. Он дал нам в снедь собственную Плоть Свою, дабы возбудить в нас сильнейшую любовь. Итак, будем приступать к этому Телу с пламенною любовью, дабы нам не подвергнуться наказанию. Ибо чем более мы облагодетельствованы, тем более будем наказаны, если окажемся недостойными благодеяний.

https://www.ioann.ru/istochniki/ioann-zlatoust.



Приступая к принятию Святых Тайн, не надобно иметь никакой вражды, никакой злобы, но надобно со всеми примириться и всех простить. Вражда и злоба есть такое препятствие к принятию Святых Тайн, что никакие молитвы, никакой пост, словом, никакие приготовления не могут уничтожить его; и наконец, приступая к самому принятию Святых Тайн, надобно иметь благоговение, страх и трепет точно так, как бы ты приступал лично к Самому Иисусу Христу, Грозному Судии твоему, точно так, как бы ты стоял уже на Страшном Суде с повинной головой, в ожидании себе приговора Нелицемерного Судии живых и мертвых. Но вместе с тем всей душой, всем сердцем предай себя в волю Иисуса Христа, проси Его милосердия и говори Ему внутренно: «Помяни меня, Господи, во царствии Твоем!»

.



Не в том состоит приготовление, чтобы не опускать ни одной службы, да чтобы масло не попало на ложку, чтобы от пищи воздержаться: надобно внутреннее очищение, чтобы тщеславия не было, гордости, непокорности, чтобы худой мысли не удерживать в душе ни на минуту.
Кто остается в ожесточении, не хочет испросить прощения у других в тайных и явных оскорблениях, или прощает не от сердца, на таковых Господь гневается, и приобщение таковых бывает в осуждение.

https://www.ioann.ru/istochniki/feofan-novozerskij.



Дело здесь не только и даже не столько в исповеди, сколько в приведении всей своей жизни, и внутренней и внешней, в соответствие с тем, в чем мы участвуем, ≈ в Евхаристии, и с Тем, в Кого причащаемся.

Таинство принимается соответственно настроенной душой, т. е. с желанием, с пониманием, свободно и сознательно, и главное ≈ чтобы душа внутренне соответствовала Таинству, была как бы одного духа с Таинством (пусть это соответствие несовершенно, неполно или даже только пока существует в виде желания). Внутренняя подготовка и ставит именно эту цель ≈ возбудить желание, очистить совесть, примириться со всеми, привести все свои дела и жизнь в христианскую норму, церковный порядок; внешняя же подготовка помогает внутренней, дополняет ее путем определенной традиционно сложившейся церковной дисциплины.

.



Многие много читают молитв, псалмов и акафистов, но этого приготовления недостаточно. Ибо молитва от неисправного и непокаявшегося сердца не принимается Богом, как о том выше неоднократно сказано┘
Поэтому должно и хотящему приступить рассуждать, кто и к чему приступает, ≈ и причастившемуся, чего причастился. Почему и прежде причастия нужно рассуждение о себе самом и великом том даре, и по причастии нужно рассуждение и память о небесном том даре. Прежде причастия нужно сердечное покаяние, смирение, отложение злобы, гнева, прихотей плотских, примирение с ближним, твердое предложение и изволение нового и благочестивого о Христе Иисусе жития.

https://www.ioann.ru/istochniki/tixon-zadonskij.



Мы должны сознавать, что мы заведомо недостойны и никогда не будем достойны Причастия. Мы не должны думать, что станем достойны, если будем причащаться реже, или что станем достойны, если как-то особым образом подготовимся к Причащению. Мы всегда останемся недостойными.

.



Прежде причастия страшных пречистых и животворящих Таин разбей свое я, сокруши, уничтожь его.

Чтобы достойно причащаться, надобно совершенно сокрушить свое грешное, нечистое сердце смирением и предать себя в волю Божию; надо совершенно выгнать из него всякую тень неверия, всякий помысл лукавый; надобно, чтобы оно совершенно замолкло, замерло или умерло (надобно, чтобы ожило сердце новое, которое сам Бог дает смиренное, полное святых чувств).

В существе Тела и Крови Христовой спасать от грехов, покоить, услаждать сердце: только поверь от всего сердца, что в Тайнах Тело и Кровь твоего спасителя, не испытуй, не лукавь, не совопросничай и ощутишь в сердце Христа, как Он есть. Сомнение всегда убивает душу, вера всегда животворит.

Когда будете приступать к причащению Святых Таин: да будет внимание ваше приковано к Святой Чаше и к тому, что в ней; ни на одно мгновение не отрывайте своей мысли от тела и Крови Христовых; во Христе да будут утверждены в это время и мысли и сердца ваши. Если же нет горе вам: враг поспешит всеять в ваше сердце яд своей лжи.

Как достойно причащаться? С живым сознанием своего недостоинства, а главное, с твердою и несомненною верою, что в каждой частице Тела всецелый Христос, в каждом глотании Крови или в каждой частице Тела, какую можно вообразить, и в каждой частице Крови, какую можно представить ≈ всецелый Христос ≈ раздробляемый и между тем не разделяемый. Потому сколько бы ты приемов ни сделал Тела и Крови, при каждом приеме и глотании говори внутренне: Христос, Христос, Христос, хоть бы пятьдесят глотков сделал, говори каждый раз ≈ Христос, и говори непременно с полною уверенностью сердца. Скажешь: что за мелочные подробности? ≈ Нет, не мелочные: может ли быть мелочным при таком высочайшем Таинстве всякий совет искренний, всякое слово, с опыта говоримое? А я говорю искренно, пред Богом, во Христе, и говорю с опыта, что это так быть должно, что такой веры Господь от нас хочет, что от такого образа сердечных чувств зависит достойное причащение, наше спокойствие и блаженство.

Когда принимаешь животворящие Тайны, вообрази твердо в видах хлеба и вина Самого Христа; сделай на них мысленное надписание: Иисус Христос, и с этим мысленным надписанием (а чувственное есть) препроводи умственно до глубины сердца, и там мысленно положи животворящего Гостя. Если так, с верою примешь Св. Тайны, то увидишь, что произведут в тебе они: мир душевных сил глубочайший, легко тебе всему будет необыкновенно. По мере веры нашей Господь благодетельствует нам; по мере сердечной готовности Тело и Кровь оказываются животворящим углем на сердце верующего.

https://www.ioann.ru/istochniki/ioann-kronshtadskij.



После обычной молитвы перед причащением говори умом: врата и затворы сердца моего возмите, и внидет Царь славы (Пс. 23, 7).
Войди, Свет мой, и просвети тьму мою! Войди, Жизнь моя, и воскреси мертвость мою! Войди, Врач мой, и исцели раны мои! Войди, Огонь Божественный, и попали терние грехов моих, разожги внутренности мои и сердце мое пламенем любви Твоей! Войди, Царь мой, и истреби во мне греховное царство; сядь на престоле сердца моего и царствуй во мне, Ты ≈ один мой Царь и Господь!

.



Когда приобщаешься, то один только день не полоскать рот и не плевать. Если большая частица (св. Даров), то раздроблять (во рту); а маленькую так проглотить, и не обращать внимания на хульные помыслы, а укорять себя за гордость и осуждение других.

https://www.ioann.ru/istochniki/amvrosij-optinskij.



Причащающиеся с верою, любовию и готовностию до положения живота быть верным заповедям Божиим и всякой, явно Им изъявленной воле, берут на себя долг уже не жить более себе, ни миру и греху, но приемлемому ими во Святом Причастии Господу Богу, за них умершему и воскресшему.

.



Горе нам — что несмотря на объявление апостола всем, что ядый (хлеб) и пияй (чашу Господню) недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая тела Господня (1 Кор. 11, 29); мы, будучи проникнуты нечистотами своими, приступаем к страшным Тайнам Божиим, извиняя себе, что соделали в ночных мечтаниях и в скверных помыслах! Приступающий к Богу с помыслами нечистыми, с очами не непорочными, с телом не нерастленным, со стремлениями души и тела не неоскверненными, скольким болезням тела и немощам души делает себя повинным? А потом — к вечному мучению и посрамлению беспредельному.

https://www.ioann.ru/istochniki/isaiya-otshelnik.



Перед Святым Причащением мы должны поститься, вычитывать молитвенное правило и очистить совесть в таинстве покаяния. Однако даже точное выполнение требований, предъявляемых Церковью к желающему причаститься, не гарантирует нам достойного принятия Христовых Таин. Почему? Потому что, выполняя эти требования, мы часто забываем о цели, для которой они установлены. Господу нужно от нас не скурпулёзное соблюдение поста, формальное чтение канонов и механическое перечисление грехов на исповеди, а сокрушенный дух и смиренное сердце. Если в период подготовки ко Святому Причащению мы не достигли такого духовного состояния, то напрасен наш труд.

Протоиерей Вячеслав Тулупов (XX-XXI вв.).


Наталия
12933
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожаловаться
Елена Трроянская
Наталия,
Пожаловаться
Наталия
Елена Трроянская, помоги Бог!
Пожаловаться
Елена Трроянская

сложно, пока недостижимо

Пожаловаться
Аннушка
прочитала, спаси Господи за статью! очень полезно мне такое знать.
Пожаловаться
Наталия
Аннушка 
во славу Божию!
Пожаловаться
Татьяна
Спасибо! Полезно
Пожаловаться
Наталия
Татьяна 
Пожаловаться
Людмила

Спаси Господи!

Пожаловаться
Наталия
Людмила 
во славу Божию!
Пожаловаться
Ирина

Пожаловаться
Наталия
Ирина 
Пожаловаться
Даша

страшно…

Пожаловаться
Наталия
Даша 
Пожаловаться
Надежда
спаси Господи!!!!!!!!!у меня куча мыслей, кажется, что лично для меня это оооооооооооочень трудно так причащаться, пока не могу так((((((((, большая высота причастия и пугает, и вдохновляет одновременно
Пожаловаться
Наталия
Надежда 
я теперь постоянно слушаю беседы на толкование Библии Олега Стеняева. От Ветхого Завета до Посланий апостолов. Шью, вяжу, готовлю на кухне- и слушаю. Считаю очень полезным. Последняя из мною прослушанных Беседы на Послание к Римлянам 2/15. Там такие мысли глубокие, три раза переслушала наверное. Вот о достойной подготовке его совет- сделать эту подготовку как можно более трудоёмкой для себя. Эти три дня читать не только правило, но и акафисты, что-то ещё дополнительное. Каяться стараться глубоко, мириться со всеми. Тогда после Причастия просто жаль будет затраченного труда, чтобы просто так искуситься и пустить псу под хвост- что дорого даётися, тобольше ценится. Вот это прямо была мысль про меня и для меня, именно в яблочко. И вот тут святые отцы пишут о вредности сна после причастия- я даже есть в прошлую беременность не могла, валилась с ног голодная от усталости, спала, а потом ела. И тут нужно рассуждение и бдение.


Пожаловаться
Виктория
Спаси Господи
Пожаловаться
Наталия
Виктория 
во славу Божию!
Пожаловаться
Женька

Спасибо, постараюсь перечитывать перед каждым причастием.

Пожаловаться
Наталия
Женька 
во славу Божию!
Пожаловаться
Марина
Спаси Господи!
Пожаловаться
Наталия
Марина 
во славу Божию!