(В тот день совершалась память преподобной Марии Египетской)
Евр., 9, 11- 14
11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
Мк., 10, 32 –45
32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что́ будет с Ним:
33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,
34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.
36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?
37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
39Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;
40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано.
41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою; 44и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
До праздника Пасхи, центрального события нашей веры, осталось две недели. И вот сегодняшнее евангельское чтение нам говорит о центральном событии Нового Завета, Нового Союза, который Бог заключает с человеком. Господь в сопровождении учеников приближается к Иерусалиму и говорит о том, что Его ждет. Говорит о том, что Он будет схвачен, осужден на смерть, предан язычникам, подвергнется унижениям, поруганию, издевательствам. И Его даже убьют, но в третий день воскреснет. Ученики, по-видимому, совершенно не понимают, о чем идет речь. Или, быть может, понимают, что да, конечно, будут трудности, предстоит борьба, но в конечном счете все кончится хорошо. И вот двое их них на этом фоне просят о том, чтобы сесть от Него по правую и левую сторону, когда будет Он в славе Своей. Как бы делят портфели в будущем новом правительстве, в новом царстве. И Господь им говорит: «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить? Креститься крещением, которым Я буду креститься?» Мы помним, что крещение – это погружение. То есть, погрузиться в то, во что погрузится Сам Господь. Это трехдневная смерть. Погрузиться в ад человеческих отношений, и настоящих, и прошлых человеческих грехов. То есть, погрузиться в этот ад и выйти из него воскресшим, победить его. Они легкомысленно отвечают, что «да, можем». Господь говорит: «Да, будете креститься этим крещением, и на вашу участь выпадет погружение в это зло. Но сесть по правую и левую руку – не Я уже сужу, но кому уготовано Отцом Моим».
И далее Господь говорит о самом главном в христианском служении. Говорит о том, что князья народов властвуют над ними. И почитающиеся первыми ими управляют. Но: «между вами да не будет так. Ибо и Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою за искупление многих». То есть, меняется весь порядок земного устройства. Потому что, в сущности, у людей так же, как у наших ближайших биологических родственников, имеется определенная структура в сообществе. Есть вожаки, есть подчиненные. (...)
А Господь устанавливает Новое Царство! И когда Он на допросе у Пилата (апостол Иоанн описывает это в своем Евангелии), Пилат спрашивает Его: «Ты царь?» Иисус отвечает: «Да, Я царь, но царство Мое не от мира сего». И далее говорит загадочные, в синодальном переводе, слова: «Если бы царство Мое было от мира сего, Мои бы слуги подвизались за Меня, Я не был бы предан иудеям (начальникам иудейским)». «Подвизались» — не очень понятное слово. Скажем, в других переводах, в английском, например, сказано, что «близкие Мои друзья сражались бы за Меня, чтобы Меня не схватили иудейские начальники. Но ныне царствие Мое не отсюда». И мы действительно видим, что Господь говорит Петру: «Взявший меч, от меча и погибнет. Убери меч в ножны». «Из тех, кого Ты Мне дал, — говорит Он Отцу, — Я не погубил никого».
И вот меняется, происходит революция, совершенно не похожая на революцию, которая происходит в мире, где одни князья сменяют других, одни руководящие партии сменяют другие. А если недовольны на выборах – кто-то там больше, меньше получил – начинается гражданская война, свержение и все такое прочее. И при этом те, кто руководят этими массами, — Наполеон, Жуков и т.д., – они сами-то не идут в бой, они только руководят, так сказать, издали. А сами принимают только почести, когда-то и поношение. Но не сами они идут впереди. А дело как раз в том, что в Царствии Небесном Господь идет впереди! Господь прокладывает эту дорогу. И Он проходит и страдания, и смерть, и Свою победу дарует ученикам. И в дальнейшем будет так же – погибать в христианских общинах будут лучшие, мученики. Неслучайно Тертуллиан скажет: «Кровь мучеников – семя Церкви». Потому что их жертва, их кровь, их страдания, которые они берут на себя ради других, они именно своим примером служат другим людям, которые видят, что эти настолько любят Христа, что готовы умереть, но не отказаться от Него. И поэтому за ними идут и другие люди. И вот Христос в этом сонме мучеников и святых идет первым! И, как сказано в апостольском чтении, которое мы сейчас слышали, что «Он входит не с кровью овец, козлов и телиц, а со Своею Кровью входит в Небесное Святилище». Принимая смерть, Он встречается с Отцом Небесным со Своею Кровью, в отличие от всех предыдущих жертв. Вот эта жертва, она действительно дарует спасение множеству людей, потому что это проявление любви к тем, ради которых Господь отдает Свою Кровь. Это утверждение их ценности для Бога. Подобно тому, как женщина, рождая ребенка, жертвует собой. Она идет на страшный риск ради того, чтобы даровать новую жизнь. И Господь и говорит об этом, когда говорит о скорби учеников. «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее. Но когда родится младенец, забывает о скорби потому, что человек пришел в мир». И вот эта удивительная роль женщины! И не случайно ведь первой женщине дается имя Ева – «жизнь». И ради этой жизни каждая женщина рискует собой. Она, конечно, приспособлена к этому самой природой. Почему и нередко бывает так, что именно женщины оказываются более верными в вере и Христу, чем мужчины-ученики. Мы видим, что первым Господь, как бы вознаграждая женщин за это их свойство – жертвенность, первым им является. Все четыре Евангелия, без исключения, говорят о том, что Христос первым явился именно женщинам. Мы знаем, что среди женщин множество мучеников. Мы знаем, что на наших глазах в советское время храмы отстаивали именно женщины. Если посмотрим фотографии тех времен — одни женщины в платочках, пожилые. Ну, мужчин там — один-два старичка. Все, больше нет. Видимо, женщина легче обращается ко Христу потому, что по своей природе женщина более жертвенная, чем мужчина. (...) И женщина понимает эту жертвенность. Самой природой она как бы принимает на себя эту особенность.
И это один из подходов к тайне искупления – жертва за других. Это тайна любви. Это тайна любви, которая сегодня как раз открывается той святой, о которой мы сегодня вспоминаем, святая Мария Египетская. Страстная натура, которая отдавалась любви, но любви плотской. Тот запас любви, который был в ее натуре, она не в том направлении, так сказать, расходовала. Но когда она оказалась в Иерусалимском храме, оказалась, в сущности, случайно, и не могла войти, и она молилась, чтобы придти, прикоснуться к этому Кресту Господню, праздник которого совершался. И Господь позволил ей войти, видя такое ее страстное желание. И, видимо, там она почувствовала, поняла эту необычайную любовь, что и ради нее тоже Господь взошел на Крест. Первым вошел в эти адские мучения, чтобы их победить и воскресить, победить смерть. И вот эта любовь Господа, которая коснулась ее сердца, вызвала такой мощный отклик в ней, что она пошла в пустыню. И 17 лет, сколько она была в разврате, столько же она прожила в пустыне… Невероятный подвиг для человека! Но часто наши человеческие возможности намного превосходят то, что мы встречаем в обыденности. И ее подвиг жизни был откликом на ту любовь, которую она почувствовала.
Я думаю, что для каждого из нас так важно размышлять над этим. Так важно молиться об этом, чтобы почувствовать и эту к нам любовь: что и ради меня тоже Господь взошел на Крест и принял эти мучения. И тогда и в наших сердцах будет эта ответная любовь к Господу, которая и нам даст пройти наш путь в полную меру наших возможностей, в полную меру нашего христианского возраста.
Аминь.
Источник:
Прекрасная проповедь