Восемь вопросов о посте Окончание

5. Кто определяет постящемуся степень строгости поста?

Во-первых, строгость поста определяет церковный устав – Типикон. Конечно, не каждый свободно владеет церковнославянским и может в нем ориентироваться, но о необходимые сведения о строгости поста можно прочитать в любом церковном календаре.

Во-вторых, строгость поста, для каждого, в большей степени, чем Типикон, определяет наша совесть, потому что не всякая строгость и не всякое воздержание может быть одинаково полезно для каждого. Тем более, церковный устав это устав монашеский, т.е. это правила жизни тех людей, которые всю свою жизнь посвятили Богу и борьбе со страстями. Монахи – это те люди, для которых вся жизнь – пост и молитва. Мы же, к сожалению, очень часто не таковы. И вполне понятно, что тот вес, который шутя поднимает тяжелоатлет, неподготовленного человека может покалечить. Поэтому полнота, как физического, так и духовного подвига дается многими трудами и не сразу. Помните как у Высоцкого: «а я так долго шел до пьедестала, что вмятины в помосте протоптал». Еще Антоний Великий, основатель монашества в 4 веке говорил, что самая главная добродетель это рассудительность, поэтому к мере поста надо подходить с умом, соразмерив свое и физическое и духовное состояние и посоветовавшись со священником, помня о том, что пост – это, прежде всего воздержание от греха. Прежде чем отказаться от сосиски, надо отказаться от каннибализма, т.е. престать есть друг друга и тогда уже помышлять о церковном посте. Каждый знает, что злой человек во много крат злее, если он еще и голоден.

6. Что важнее во время поста, соблюдать строгость (пища, поступки) или, постоянная молитва?

В общем, я уже на этот вопрос ответил. Если воздерживаться от определенных видов пищи может не каждый и не каждому это полезно, то для того, чтобы не молиться, не каяться, не причащаться никаких объективных причин быть не может, ну а если у нас христианское состояние души, т.е. состояние ненависти ко греху и любви к ближнему, то это и дает основу и мотив для правильных поступков.

7. Почему многие стремятся исповедоваться именно в Великий Пост?

Исповедоваться ТОЛЬКО в Великий Пост, не очень хорошая традиция, потому что о душе надо думать и за пределами Великого Поста.

Исповедь и Причастие только Великим Постом – это предельно допустимый минимум для христианина, чтобы по существу своему не отпасть от церкви. Ну это все равно что есть только тогда когда начинаешь падать в голодный обморок. Жить так можно, но полноценной жизнью это никто не назовет, это патология. Причащаться и исповедоваться христианин должен стремиться как можно чаще и никогда не пренебрегать и не откладывать участие в Таинстве. Образно Церковь сравнивает Литургию с брачным пиром. Быть на пиру простым зрителем и отказываться от предлагаемых угощений это оскорбление хозяину и устроителю торжества. Так и в Церкви, если мы не причащаемся тела и Крови Христа, то христианство наше формальное, неживое. Потому что Христос спасает нас не тем что мы читаем Библию, произносим молитвы, а тем, что мы в Таинстве Евхаристии становимся сотелесны Христу, причастниками Его Божественной природы. Все остальное: пост, молитва, посещение богослужений, исповедь, чтение Писания – это подготовка нашей души, ума и совести для того, чтобы мы могли причаститься достойно.

8. Чтобы вы порекомендовали тем, кто первый раз поститься или, еще не решился на этот духовный подвиг.

Прежде всего, ясно понимать, что пост это не цель, а средство. А цель поста – Пасха, победа над грехом и жизнь с Богом. Кроме того, надо понимать, что пост без правильной церковной жизни, без Евхаристии, без исповеди – не более чем диета.

Часто некоторые невоцерковленные христиане говорят: вера это личное дело, о том во что я верю, говорить не обязательно, вера она в глубине сердца. На самом деле это не так. Христианин обязан и словом и делом свидетельствовать о своей вере во Христа как Бога и Спасителя.

Пет.3:15 Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.

Но эти слова о сокровенности и интимности вполне можно применить к посту. Сам Христос говорит о том, каким должен быть пост:
Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (.

Пост, как и любой подвиг, христианину не подобает выставлять напоказ, внешним видом показывать всем окружающим безмерную всемирную скорбь: я пощусь, не подходи ко мне. Наоборот, аскетическая монашеская литература называет пост «веселым временем», временем обновления, очищения души от мусора. Если мы с этим мусором себя не отождествляем, всей душой жаждем от него избавиться и войти обновленными в то пространство, в котором уже не мы своими незначительными усилиями стремимся приблизиться к Богу, а в котором Сам Воскресший Бог, уничтожив ад идет навстречу нам, тогда пост нам не может не принести радость.

Источник:


Наталия
6504
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожаловаться
Ирэнья

Спаси Господи

Пожаловаться
Наталия
Во славу Божию!
Пожаловаться
Спаси Господи!!!!
Пожаловаться
Наталия
Во славу Божию!
Пожаловаться
Марина
Очень хорошая статья!
Про сравнение Литургии с брачным пиром(т.е. про этот отрывок из Евангелия) как раз на днях дочери объясняла…
Пожаловаться
Наталия
Да, статью специально искала для подружки, и решила для всех выложить
Пожаловаться
МамаЗайка
И я начало пропустила.

А по поводу поста, его гастрономической части, не знаю как быть. Держала строго, без сухоядения только. Но в конце Великого и в последний раз Рождественского стал болеть желудок. Не очень понимаю связь между болями и отсутствием животной пищи, но он болел. Не знаю как быть.

Пожаловаться
Наталия
Начало в предыдущей записи. Большое количество грубоволокнистой пищи вполне может спровоцировать обострение гастрита. Начинать с обволакивающей пищи — кисели, каша-размазня и тп
Пожаловаться
Ola
Пожаловаться
Наталия
Пожаловаться
Людмила

Спаси Господи!

Пожаловаться
Наталия
Во славу Божию!
Пожаловаться
Ирина

а где начало? что-то я пропустила(

Пожаловаться
Юля
Как же радуюсь твоим записям я всегда....
Пожаловаться
Наталия
Рада быть полезной во славу Божию.
Пожаловаться
Юля
Да я все твои посты жду с удовольствием, это истинная правда!
Пожаловаться
Наталия