Взгляд педиатра со стороны

Подготовка к детскому саду и школе – взгляд педиатра
Первый поход в детский сад или в первый класс – это серьезный стресс для ребенка. Стресс не только психологический, но и общий для всего организма, потому как маленький человек попадает в новую среду со своими правилами — режимом, флорой и т.д… Абсолютно каждому ребенку необходимо время, чтобы приспособиться к новым условиям. Без периода адаптации нельзя обойтись, ведь невозможно вырастить человека в «стерильном пузыре». Отсюда частые респираторные заболевания и кишечные расстройства. В норме период «частых болезней» у дошкольника длится 1-1,5 года с постепенным удлинением «здоровых» промежутков. У школьника этот период гораздо короче – 1-2 месяца. Но зачастую случается так, что ребенок настолько неустойчив к стрессу, что частые респираторные инфекции перетекают в хронические состояния (отиты, синуситы), или кишечные расстройства затягиваются на несколько месяцев с вытекающим плохим аппетитом и потерей веса.
Нужно ли готовить ребенка к посещению организованного коллектива?
Обязательно нужно! Того ребенка, который до детского сада или школы болел 2-3 раза и очень легко. И особенно того, который относится к группе частоболеющих детей. Не стоит уповать на лекарственную профилактику заболеваний (препараты интерферона, иммуналы и т.д.). Понятно, что дать ребенку «волшебную таблетку» гораздо легче, особенно в сегодняшнем мире, где ритм жизни подталкивает к наиболее простому решению проблемы. Но чтобы вырастить здорового ребенка нужно потратить личное время и приложить некоторые усилия.
Как укрепить здоровье изнутри?
Здоровье человека начинается с правильного питания. Если питание в детском саду редко вызывает претензии, то про школу врядли можно так сказать. В любом случае попадая в детский сад или школу ребенок может столкнуться с непривычной пищей и отказаться от нее. В этом случае родители должны очень тщательно отнестись к тому приему пищи, который ребенок получает дома. В первую очередь нужно помнить — то, чем вы кормите ребенка встраивается в каждую клетку его организма и становится его частью. Поэтому выбор продуктов питания должен быть обдуманным. Следует отказатья от полуфабрикатов, овощей и фруктов сомнительного происхождения. Чем натуральнее и чище продукт, тем здоровее будет организм. Кроме этого пища должна быть приготовлена правильно – она не должна быть жирной, чрезмерно соленой и острой. Важным моментом является также режим питания. Если малыш ест завтрак в детском саду, то не нужно кормить его перед д/садом. А вот школьнику завтрак нужно предложить обязательно, иначе он не сможет усваивать материал на первых уроках.
Даже при рациональном и полноценном питании в сложные периоды жизни ребенку может не хватать микроэлементов. Например, в период сезонного подъема респираторной инфекции и перед началом посещения нового коллектива нужно усилить рацион ребенка витамином С. Два-три раза в год каждый растущий организм нуждается в кальциевой поддержке. Дети же, имеющие нарушение осанки, плоскостопие и т.п. нуждаются в кальции практически постоянно. Прием препаратов йода в нашем регионе давно уже не оспаривается, так как пища в Красноярском крае обеднена йодом. Дети, имеющие какую-либо патологию нуждаются в тщательном подборе витаминов определенных групп. К сожалению, нельзя решить проблему витаминной недостаточности витаминным комплексом, так как эффективность таких препаратов низкая. Более эффективным считается раздельное применение витаминов курсами под контролем врача.
Как усилить устойчивость к стрессу снаружи?
Школа и д/сад – это место, которому присущ определенный режим дня. Ребенок должен быть заранее подготовлен к предполагаемому режиму. То есть, если малыш привык спать до 10 часов, то в течение месяца перед началом посещения детского сада нужно постепенно привести его режим к более раннему подъему. Если говорить о первоклашках, то лучше всего организовать подъем с учетом утренней гимнастики (5-10мин), ведь в отличие от детского сада в школе не предусмотрена гимнастика и ребенок в течение нескольких часов находится в малоподвижной позе. Утренняя гимнастика поможет ребенку проснуться и быть готовым к умственной нагрузке, кроме этого активизируются все процессы в организме, в том числе и иммунная система.
Регулярное воздействие на организм экстремальных факторов – низких температур воздуха и воды активизирует защитные силы, усиливает терморегуляцию и обменные процессы. В этом и есть суть закаливания. А лето – это самое оптимальное время для начала закаливания. Хорошо, если ребенок получил водные процедуры и солнечные ванны на море или у бабушки в деревне накануне школы или д/сада, но даже при таком условии закаливание следует продолжать все холодное время года. Закаливание должо быть ОБРАЗОМ ЖИЗНИ ребенка и семьи в целом. ОБРАЗОМ ЖИЗНИ, который идет через всю жизнь человека наравне со спортом, правильным питанием и т.д. К закаливающим процедурам можно отнести хождение босиком дома, сон в проветренном помещении, прогулки в любую погоду, полоскание горла и обливание ног и рук прохладной водой, остывающая ванна, бассейн, сауна и т.д. Методика закаливания должна подбираться индивидуально для каждого ребенка.
Усилить адаптационные процессы в организме можно с помощью физиопроцедур и массажа. Общеукрепляющий массаж усиливает кровоснабжение, особенно в акцентируемых зонах. Органы и ткани, которые хорошо кровоснабжаются очень быстро восстанавливаются, туда лучше поступают минеральные вещества и витамины, на слизистых оболочках улучшается местный иммунитет и многое другое. Курс массажа нужен каждому ребенку, и лучше всего его провести перед важным периодом в жизни – первым классом, экзаменом, д/садом и т.п. Чтобы усилить адаптационный эффект массаж можно проводить в комплексе с физиопроцедурами – для часто болеющих детей с курсом галотерапии (солевых ингаляций), лазеротерапии (лучевого воздействия на ослабленный орган) или парафинотерапии (теплового воздействия); для детей которым тяжело дается учеба или у кого помимо школы есть дополнительные занятия — с курсом ТЭС (электросна). Солевые ингаляции, лучевое и теплолечение направлено в первую очередь на усиление местного и общего иммуниета, процессов восстановления. ТЭС способствует выработке гормонов «счастья» в головном мозге, что является мощным антистрессоввм фактором.
Выводы: К посещению д/сада и школы ребенка нужно готовить комплексно. За 1-2 месяца начать закаливающие процедуры. За 2-3 недели привести режим дня в порядок, включить в него гимнастику. Отрегулировать питание своего ребенка. Начать курс витаминотерапии, параллельно провести курс массажа с физиолечением (по необходимости). И во всеоружии отправляться в новую среду, готовыми к любым трудностям!!!
_________________


MamaNaska
MamaNaska
Алексей
9 лет
Красноярск
12393
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
кочанчик
кочанчик
Новосибирск

ничего такого не было. Имхо, многие болезни даже у детей от нервов. Видит, что мама волнуется, плачет, начинает сам переживать. Отсюда сопли, кашель, темпер.

Пожаловаться
MamaNaska
MamaNaska
Алексей
9 лет
Красноярск
а что рыдать то, вы же ребенка не на фронт отдаете