Как приучить ребенка наводить порядок в своих игрушках и вещах? В каком возрасте стоит начинать это делать? Каким образом объяснить ребенку необходимость этих действий?
Как приучить ребенка наводить порядок в своих игрушках и вещах? В каком возрасте стоит начинать это делать? Каким образом объяснить ребенку необходимость этих действий?
Прежде всего, давайте выясним, для чего нужно приучать детей к чему бы то ни было? В конце концов все люди разные, есть и полные неряхи, живут же они, вполне довольные собой. «А вот и нет!» - возражают психологи. Есть по крайней мере несколько причин, по которым необходимо приучать ребенка к аккуратности. Во-первых, ПОРЯДОК РАЗВИВАЕТ. Мышление ребенка устроено таким образом, что его развитие происходит путем упорядочивания всего, что он видит. Если он постоянно видит перед собой хаос, то и развитие его замедляется. Во-вторых, НАДО УЧИТЬСЯ ЖИТЬ С ЛЮДЬМИ. В течение жизни вашему ребенку придется много раз оказываться в ситуациях, когда необходимо существовать бок о бок с другими людьми. Для того чтобы неаккуратность не мешала вашему ребенку строить с ними отношения, важно правильно организовать жизнь своей семьи. Психологи выделяют несколько принципов, которые нужно соблюдать, чтобы вся семья усвоила правила общежития.
ПРИНЦИП 1: Живи и давай жить другим
Правила просты: если ты что-то взял – верни на место, если ты что-то открыл – закрой, а если в
доме кто-то спит – не шуми... С детства необходимо приучить ребенка ухаживать за собой.
ПРИНЦИП 2: Только положительные эмоции
Никогда не наказывайте ребенка за не слишком фанатичное стремление к уборке. Было бы парадоксально, если бы ему нравилось драить полы или мыть посуду.
Не заставляйте ребенка заниматься уборкой, он сам должен дозреть до этого: «Я убираю, потому что мне нравится, когда чисто».
Придумывайте разные сценарии для уборки игрушек (например, мягкие игрушки отправляются «на другую планету» - в коробку).
Устраивайте конкурсы (кто положит игрушки в ящик быстрее).
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ПОДРАЖАТЬ. Любой ребенок деятелен от природы: в нем заложен инстинкт подражания взрослым. Именно поэтому он бросается помогать нам или копировать наши действия. Если в этот момент он услышит «Не лезь!», «Ты еще маленький» или «У тебя не получится», этот порыв будет пресечен на корню. А потом вы удивляетесь: почему он такой ленивый? Потому что ловить момент надо было раньше, когда он предлагал вам свою неумелую помощь.
ПРИНЦИП 3: Все надо объяснять
Вы должны не только подавать ребенку хороший пример обращения с вещами, но и объяснять, почему вы это делаете. Только тогда ребенок будет поддерживать порядок не механически, а вполне сознательно.
• Расскажите ребенку про пыль: она вредна (в пыли живут клещи, которые вызывают аллергию).
• Объясните, почему надо класть вещи на место: потому что иначе в нужный момент вы их не найдете.
• Почему надо оставлять за собой все в том же виде, как было (закрывать дверцы, не бросать открытым тюбик зубной пасты)? Потому что другой человек тоже захочет этим воспользоваться, и ему может быть неприятно.
ПРИНЦИП 4: Поддерживать порядок должно быть легко
Разумеется, не нужно излишне романтизировать процесс наведения домашней и телесной чистоты: дела это рутинные и вряд ли стоят того, чтобы класть на них жизнь. Поэтому нужно постараться, чтобы эта необходимая часть бытия присутствовала в вашей жизни по минимуму. Сегодня, к счастью, для этого есть много способов. Обустройте свою квартиру так, чтобы содержать ее в порядке было легко и приятно:
• не используйте покрытия и отделки, которые собирают пыль (ковры, ковролин, драпировки);
• держите мелкие вещицы в шкафах или на застекленных полках;
• избавьтесь от горизонтальных поверхностей, которые нужно часто протирать от пыли;
• заведите много коробок и контейнеров для мелких вещей;
• не держите «на поверхности» сразу все детские игрушки: часть из них нужно прятать на верхние полки, а когда ребенок уже успеет их подзабыть, менять «экспозицию»;
• в ванной поставьте несколько контейнеров для грязного белья: для белого, черного и цветного - и объясните всем домашним, куда что следует класть (сразу приучайте ребенка ежедневно менять трусики, носки, а также другую одежду, если она стала «несвежей» по запаху).
ПРИНЦИП 5: Не торопиться
Стремление к порядку, появившись в раннем возрасте, претерпевает всевозможные изменения и метаморфозы. Часто дети по мере взросления из чистюль превращаются в нерях или наоборот. На это могут влиять самые разные психологические факторы. Но смысл остается один: полностью потребность в чистоте и порядке формируется у человека достаточно поздно – уже к моменту полного созревания личности (примерно в 25 лет). Поэтому, если у вашего чада вдруг («Непонятно откуда – мы же такие чистоплотные») появляются не совсем приятные привычки, не надо поднимать панику и бить во все колокола. Почти наверняка, если в детстве у ребенка были заложены здоровые правила гигиены и аккуратности, то, став взрослым, он к ним вернется. Просто всему свое время. Иногда человеку нужно «перерасти» какой-то сложный период: чаще всегобеспорядок в комнате подростка – это некая вещественная материализация неразберихи, которая творится у него в душе.
МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ.
Избавьте ребенка от занудной обязанности убирать квартиру в одиночку, лучше делать это всем вместе: один пылесосит, другой моет пол, третий вытирает пыль и т. д. Это получается и быстрее, и намного веселее. Кстати, взрослым тоже полезно перенять эту хорошую традицию и не сваливать все домашние дела на хозяйку дома.
Чтобы попробовать свои силы в умении жить рядом с другими людьми и не мешать им, ребенку очень полезно в возрасте 10-12 лет побывать в детском лагере. Часто дети возвращаются оттуда повзрослевшими и более аккуратными.