Какие особенности детей с ЗПР нужно знать, чтобы правильно найти к ним подход?
1. Незрелость эмоционально-волевой сферы
ребёнок соглашается выполнять только те задания, которые ему интересны, в ином случае — резкий отказ, игнорирование или даже истерика (естественно, мешает обучению);
ребёнок не усваивает новых требований к поведению, так как не критичен к своему поведению (часто такого ребёнка характеризуют как «упрямого», «невоспитанного», «импульсивного» и т.д., что мешает адаптации в воспитательных учреждениях);
такой ребёнок не понимает наказания (он не может увязать наказание с совершённым им поступком).
2. Нарушение внимания и концентрации (ребёнка легко отвлечь от занятия посторонними звуками/и не только в квартире, за окном);
3. Повышенная психическая утомляемость (ребёнок быстро устаёт при выполнении практических заданий, требующих удержания сосредоточенного внимания, низкая познавательная активность);
5. Трудности в самообслуживании (ребёнку трудно самостоятельно застегнуть пуговицы, молнию на одежде, организовать свою деятельность – он может разбросать на парте школьные принадлежности и не собрать их потом в ранец, отчего часто всё теряет);
6. Ребёнку трудно соотнести инструкцию взрослого с определенным действием, т.е., он слышит просьбу взрослого, но не до конца понимает, что от него хотят. У таких детей преобладает наглядно-образное мышление (они лучше понимают обращенную к ним речь, если сопровождать её картинками).
Бывает, что к вышеперечисленным особенностям добавляется энурез, энкопрез, невротические реакции (навязчивые состояния – сосание пальцев, тики, другие действия), фобии (страх скопления людей, страх громкой музыки, страх новой пищи, непривычного места, темноты, насекомых и т.п.).
Рекомендации:
1. Позаботьтесь о психологическом комфорте ребёнка как дома, дайте ему почувствовать вашу любовь и поддержку; вместо наказания задействуйте мотивацию (если ты уберёшь за собой игрушки, то сможешь посмотреть мультики);
2. Поощряйте его познавательную мотивацию. Выполнение каких-либо заданий должно быть окрашено для ребёнка позитивными эмоциями, подача нового знания должна происходить в форме сюрприза, интересной игры. Во время выполнения заданий не кричите на него, не критикуйте. Больше хвалите, даже за незначительный, как вам может показаться, успех. Выполнил задание – получи плюшку. Занимаясь, через каждый определённый промежуток времени (соответственно возрасту) делайте разминки, пальчиковую гимнастику;
3. При выполнении задания используйте больше наглядности, тренируйте пальчики ребёнка (делайте аппликации, учите его вырезать ножницами, клеить, собирайте узоры из мозаики, учите правильно держать карандаш, лепите из пластилина), не злоупотребляйте интерактивными заданиями (по телевизору или интернету) – используйте их как мотиватор для выполнения менее интересных, но важных заданий;
4. В силу повышенной отвлекаемости, такой ребёнок нуждается в многократном, терпеливом повторении просьбы (например, вы попросили его убрать игрушки, он поубирал 5 минут и переключился на собирание пазлов – в этом случае необходимо терпеливо вернуть его к прошлому действию; не поручайте ему работу, результат которой нельзя оценить через короткий промежуток времени (для детей 5-6 лет до получаса), , т.к. он быстро теряет интерес к продолжительной деятельности. Поручая ребёнку задание, дробите его на части (например, не «собери игрушки», а «сначала собери кубики, потом конструктор» и т.п.). Во время занятия избегайте посторонних шумов;
5. Учите ребёнка организовывать свою деятельность – убирать за собой вещи, игрушки, мыть руки, раздеваться-одеваться. Он должен понять, что порядок – это важно;
6. Прививайте ребёнку самодисциплину (познакомьте его с правилами поведения дома и на улице – что ему можно делать, а что нельзя (нельзя лазать в шкаф без спроса, нельзя брать чужие вещи, что регулярно нужно мыть руки, не ложиться спать, не почистив зубы, спрашивать разрешение и т.д.; следите за выполнением этих правил);
7. Учите ребёнка ориентироваться в пространстве – осваивайте понятия справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади, на, над, под; во время прогулки, попросите его показать вам дорогу до вашего дома и т.п. (для 6 лет);
8. Занятия физкультурой разовьют крупную моторику ребёнка, улучшат координацию движений;
9. Чтобы ребёнок научился чему-то, необходимо учитывать зону его ближайшего развития — выполняя задание, сначала проговорите его, убедитесь, что ребёнок вас услышал, если он не понял, проделайте сначала вместе с ним, и как только почувствуете в нём уверенность – предоставьте делать задание самостоятельно (например, если вы сказали, обведи фигуру по контуру, а ребёнок не понял, проделайте вместе с ним рука в руке);
10. Учите ребёнка не стесняться выражать своё мнение, учите, что ошибаться могут все, побуждайте его к рассуждению, задавайте интересные вопросы, загадывайте загадки, поощряйте его любознательность;
11. Предоставляйте ребёнку выбор во время занятия: «выбирай, чем мы займёмся – будем лепить, или клеить аппликацию, что ты хочешь лепить?» Ребёнок должен почувствовать себя не просто исполнителем, а творцом в вашем совместном занятии;
12. Когда ребёнок начнёт учиться в школе, не ругайте его за плохие оценки;
13. Обращайте внимание на то, пытается ли учитель замотивировать вашего ребёнка – насколько он хвалит его, проявляет настойчивость в выполнении своих просьб, устанавливает ли с ребёнком зрительный контакт, вовлекает в учебный процесс – задаёт вопросы, проверяет ли домашнее задание, насколько комфортна психологическая атмосфера в классе и т.д. Старайтесь наладить с учителем тёплые взаимоотношения, регулярную обратную связь;
14. По завершении задания, попросите ребёнка оценить свою работу с помощью разноцветных смайликов (жёлтый смайлик – отлично; зелёный – нужно ещё потренироваться).
Главное при работе с детьми с задержкой развития — благоприятный психологический фон, недопущение крика, строгого наказания и системность. Если вы хотите привить ребёнку какой-то навык — без системы никак не обойтись!
Спасибо за статью. У моего зпр 2.7г. У Вашего ребенка тоже зпр? Мы вот только к нейропсихологу месяц ходим. Пока больше не лечились. Стоим на очередь на реабилетацию. Еще хочу ночное ЭЭГ сделать ему. Хотя нам не один врач не советовал даже. Я сама читаю что мамочки делают детям. Ваше девочка постарше. Скажите пожалуйста было ли у вас какое то лечение?
Нам рекомендовали ЭЭГ ночное, но у нас не вижу, что эпи какая-то есть, поэтому смысла не вижу. Делали уздг ещё, АСВП, ВМВП. ЗПР у нас вторичное, речь и поведение за собой тянут. Из лечения медикаменты, сенсорная интеграция, музыкальная терапия, психолог, дефектолог. Прошли вот сейчас стационар в психиатрическом диспансере — массаж, электролечение, психолог, логопед. Сейчас с дефектологом работаем, ищем логопеда. В 3 года прошли биоакустическую коррекцию
А как зпр проявляется у вашего ребенка?
Эмоционально-поведенческие нарушения. И уже из-за речи, вторичное, идёт нарушение невербального интеллекта — те же выполнения инструкций, понимание игр. Нарушение коммуникации
А речь хоть какая есть? у моего нету
Да, звукоподражания и некоторые лепетные слова. Например, ляля тёп-тёп может сказать. Тёп-тёп вот только-только появилось. А так с глаголами вообще туго