Всем здравствуйте.
Продолжение…… Ещё раз скажу, что это основной список занятий, для детей, которых уже научили работать и которым уже около 5 лет, ну или немного помладше, постарше.
Шнуровка не маловажный аспект пальчиковой гимнастики. В магазине очень много выбора, на разный вкус. Я покупала бусы. Мне понравилось, что можно совмещать несколько заданий, например последовательность. Говорила о них в 1 части. Там и фото. В общем, кому что нравится.
Также очень хорош способ выкладывания фигур с помощью счётных палочек, спичек. Это и мелкая моторика, логика, удерживание взглядом несколько предметов (количество палочек, используемых в фигуре). Конечно надо начинать с самых простых и помогать малышу.
Пазлы. Здесь можно и не писать. Если трудно, то из 3-4 частей собираем, а то и из 2 частей, до тех пор, пока не поймет. А дальше по нарастающей…
Сортировка по формам и цветам (геометрические фигуры; по цветам — что угодно, хоть просто игрушки или одежду). Естественно сначала надо, чтобы ребенок имел о них представление. Очень понравилась идея жёлтого дня, красного и т.д. То есть, мамы одевались сами и одевали ребенка в соответствующей цвет плюс давали ему все предметы того же цвета… Я не использовала этот метод. У меня быстро научился различать цвета и без этого. Частый вопрос: как начинали, он не понимает!!! Например, цвета: берём 2 цвета и долбим этот желтый, как солнышко, этот зеленый, как травка. Рисуем сами красками, фломастерами, карандашами (начинать желательно на полу на ватмане) И берем его пальчик и им тыкаем, пусть и вырывается. Привыкнет. Или пусть бегает рядом, хоть вам и кажется, что он не обращает внимания, он все равно видит и слышит. Уж поверьте мне! И так изо дня в день. Он покажет, как бы вы не сомневались. Или в движении. Две коробки 2х цветов, или ведерки и складываем туда предметы соответствующих цветов. Сначала его руками, а потом он будет сам. Будет!!! Будет!!! Только очень часто нужно это делать. Или лежит папа рядом после работы, смотрит телевизор, а я ему пятки желтым и зеленым разукрашиваю. Вот эта нога как солнышко – желтая, а эта зеленая – как травка. Папе тоже приятно. Заодно повторяем членов семьи – ПАПА!)))) части тела – НОГА! Ребенок всегда обратит внимание на такое «безобразие». Это примеры. Всё на ваше воображение. Когда, понимаем, что до дитё дошло, убираем один цвет и добавляем другой: синий, как облако. И опять всё сначала)))))) Потом добавляем убранный цвет и опять повторяем уже 3 цвета. Итак далее. Всегда надо начинать с 2-х. Не давайте сразу много. Потом уже можно и 4 (красная, как ягодка) и 5 цветов. Также с фигурами. Сначала две фигуры радикально отличающие: круг и квадрат, одного цвета и размера. Опять долбим. Это образно. Поймите ваша задача не до долбить, а научить ребенка отвечать (показывать) на ваши просьбы. У нас сначала было так. Когда вы выучили цвета, фигуры, можно приступать к сортировке. Делайте фигуры разного цвета, разного размера. Говорите, чтобы он воспринимал на слух: «разложи по цветам, по форме». Мне очень помог паровозик. И аппликации, про которые я рассказывала в первой части. Можно также брать маленькие коробочки разных цветов и раскладывать небольшие фигурки по этим цветам.
Геоматрические пазлы. Ну как поняли – это разрезанные фигуры. Я купила самые простые, а потом сделала из картона посложнее.
И всегда не ограничиваемся 2мя или 3мя занятиями. Даем их выполнять с периодическим постоянством.
Можно даже сделать так: одинакового цвета вырезать из картона 2 круга, большой и маленький, разрезать на 2 или на 4 части (не забываем про уровень ребенка) и предложить собрать. Опять включается, логика и сообразительность. Один большой, другой маленький…
Счет не напрягала, выучил сам. У нас есть книжка, где цифры обозначаются пальчиками. Сам подходил, показывал, а я говорила. Потом случайно обнаружила, что умеет считать. И тогда ввела в занятия счет. Для занятий использовала картинки из молочных коктейлей смешарики. И используйте сразу цифры. Я брала из кассы для первоклассников.
Больше меньше. Это уже когда знает счет или наглядно видит. У нас любовь к цифрам, поэтому я использовала их и знаки больше — меньше. Здесь вход шло все: кубики для счета, картинки (желательно одинаковые), развивающие книжки, игрушки. Или если кучкует, строит ряды… рядом кучкуйте кучку меньше, стройте ряды меньше и говорите у тебя больше, у меня меньше. «Где меньше?» — «вот», показываете, «Где больше?» — и опять показываете. Ну как то так.
Равно и уравнивание двумя способами. Это если уже понимает «больше меньше». И если у вас непонимание обращенной речи, то это конечно рано. Смотрите на уровень развития вашего ребенка. Две игрушки – две конфеты. «Всем хватит конфет?» «Да». У всех поровну. Добавляла еще одну игрушку. «А теперь всем хватит?» «Нет». Не поровну. «Давай сделаем поровну. Доставала конфету, давали игрушке. «Теперь поровну» и наоборот. Также с вопросом сколько всего?.. Сколько всего конфет у игрушек? Или брала, к примеру, те же самые кубики для счета. Делала разницу в один кубик и говорила: давай сделаем поровну. Или добавляли или забирали кубик. Также делали примеры (самые простые). Ещё можно, например, взять те же самые кубики (5 штук), показываем, считаем, накрываем листом (ширмой), убираем из-за листа один кубик (чтоб видел, что убираем, а остальные кубики не видел), спрашиваем сколько осталось? И наоборот, добавляем. Мой справляется.
Сравнивание предметов по ширине, высоте, длине. Это нужно проходить, когда ребенок знает эти определения. Например, длинный — короткий. Сначала мы проходили на предметах.
Низкий – высокий. Домики делала из коробок для туалетной воды. И вообще, если вы решили сами заниматься, ничего подобного не выкидывайте, всё пригодится. Старайтесь делать одинакового размера, чтобы хорошо было видно только высоту.
Толстый – тонкий. Деревья и детей просто нарисовала на тетрадном листе.
Также нарисовала вот таких ёжиков и грибы, потом с ним раскладывали.
Большой – маленький прошли давно, фото нет. Но это самое легкое понятие. Широкий – узкий выучил по мультику.Потом повторяли с опорой на карточки «Одинаковое – разное». Брала именно те карточки, которые были нужны. Про остальные позже в противоположностях.
И когда ребенок освоил, можно переходить на понятия что выше, что длиннее, что шире и т. д. Я использовала разные полоски из картона и предлагала найти нужные. Например: «найди полоску шире всех, длиннее всех, одинаковой ширины, длины». «Или в какую дверь пройдёт миша (можно и на картоне его нарисовать), а в какую нет», «по какой дороге проедет машина, а по какой нет. Можно нарисовать и вырезать домики для жирафа, слона, мышки, змеи плюс картинки этих животных, вырезанных по контуру (размеры домиков должны им соответствовать). И найти подходящий домик для каждого, повторяя определения: этот домик выше всех (жираф), этот меньше всех (мышка), этот длиннее всех (змея), этот больше всех (слон). Всё очень просто, я имею в виду, что не надо больших денежных затрат.
Можно нарисовать ряд деревьев, мальчика или девочки и опять работать над этими понятиями. «Найди дерево выше всех, тоньше всех и т. д.».
Еще хорошо собирать предметы из частей (геометрические фигуры) Не забывайте, чтобы перед глазами был образец, чтобы ребенок видел, что должно получиться. Образец можно нарисовать. Там ещё снеговик есть, он из белых кругов, поэтому плохо видно. Вы на мой столик не обращайте внимание, он у меня древний))))) Потом фигуры можно и усложнять. Всё это убирайте в определенное место и периодически доставайте и повторяйте, потом что-то можно поменять, например: заяц и дверь. Смысл в том, что нужно и на пройденных пособиях повторять и периодически заменять новыми. Чтобы ребенок не запомнил, а понял.
Медведь и геометрические фигуры. Еще одно занятия для математике. Картинки нашла в интернете. Мишку распечатывала на простой бумаге, сами фигуры на бумаге для фото. Там 4 варианта медведя и все разные, и не все фигуры нужны. Я раскладывала перед ним кучку фигурок и он выбирал те, которые подходят. Тут вам опять и цвета и мелкая моторика и сообразительность (нужно понять, что не все фигуры подходят).
Построение по образцу. Здесь можно использовать кубики из лото. Если кубики разноцветные, то можно, чтобы не только фигура была такая же, но и цвет совпадал (например, внизу зеленый, красный, синий, а башенька из белого и желтого). Начинайте с самых простых (из 3х)
Ориентировка на листе бумаге. Здесь опять нужны знания право, влево, низ, верх. Право, лево мы проходили и в аппликации и в рисунках: «Приклей дерево справа от домика, нарисуй цветок слева от собаки (конечно предварительно нарисовали собаку) и на мультиках. Также с низом, верхом (солнышко, облако, травка…) Еще не забываем про ориентировку в пространстве: подними игрушку вверх, опусти вниз и т.д. И тогда уже можно приступать к ориентировке на листе бумаге. На фото плохо видно, не нажимает на карандаш. Я брала лист бумаги и говорила, нарисуй квадрат внизу, справа, в центре (центр или середину сначала сама показывала) и т. д. А рядом затесался человечек))))
Задания на внимательность. Уже выкладывала это фото (некоторые будут повторяться). Вырезала, клеила из картона и бумаги. Здесь смысл такой: раскладываете, например, грибы в комнате. Сначала чтобы их было хорошо видно и говорите: «давай соберем на полянку грибы» и показываете как делать: «вот я нашла гриб, кладем на поляну». Если не замечает гриб, показываете пальцем в нужную сторону (учите взглядом ориентироваться по вашему пальцу). Здесь можно отрабатывать указательный жест. Обводим контуром (у уток я рисовала лапки), чтобы ребенок визуально видел сколько осталось. Потом, когда поймет, прячьте чуть посложнее.
Найти предмет на ощупь. Начинайте с двух простых: шарик, кубик. Потом опять усложняйте. Ну может это задание и не на внимательность. Но когда я говорю, что нужно найти, сын должен внимательно слушать))) Потом можно не называть предмет, а говорить о свойствах: достань круглый предмет и т. п.
Найти отличия на картинках. Здесь писать не буду. Находите в интернете, распечатываете, объясняете и ищете отличия. Опять начинаете попроще.
Мемори — для тренировки памяти. Такие игры есть в интернете. Я распечатывала одинакового размера карточки с разными предметами. Для начала берем хоть 2 карточки, хоть 4,6,9,12. Раскладываем перед ребенком (если 4 штуки (дом, хлеб, девочка, яблоко), то по 2 карточки в два ряда). Проговариваем по 2,3 раза, переворачиваем и просим дать яблоко, потом дом и т.д. Мы дошли до 9 штук без ошибок, только мне надо записывать какие карточки даю, я реально не могу 9 карточек запомнить))))) Есть другой вариант. Берем для начала три карточки, телефон, вишня, мяч (пример). Проговариваем. И накрываем листом бумаги. Я говорю: «мяч, вишня». Повторяю раза 2 или 3, убираю лист и говорю: « дай, что я просила». Смысл: ребенок на слух должен запомнить эти слова-предметы и дать мама в той последовательности, в которой она говорила. Конечно, сначала сделайте это вместе, чтобы ребенок понял. Потом опять таки увеличиваете число карточек и слов. Если вас это способ заинтересовал, а я непонятно объяснила, напишите, что непонятно, попробую еще раз.
Угадай кто спрятался. Я ставила игрушки животных или фигурки. Так как на тот момент, когда мы начали это задание, сын не говорил, то я писала слова под каждую фигурку (мой любит буквы и слова). Потом закрывал глазки, я быстро убирала фигурку и просила показать кого нет. Кто спрятался? Можно взять картинки данных животных, если слова не понимает. С этого правда и надо начинать: игрушка животного+картинка. Фигурку убрали, а на картинках он должен показать, кто спрятался (но это способ хорош когда ребенок не говорит, если есть звукоподражание, то выбирайте те игрушки животных, которые он воспроизводит). Провоцируйте на вербальное общение.
Кто за кем стоит. Ну тут банально выстраиваешь очередь из зверей и объясняешь, кто за… кто перед…
Четвертый лишний. Начинала с одинаковых картинок плюс одна радикально отличавшаяся. Но это проходите тогда, когда он знает животных, мебель, посуду и т. д. Если вам 3 года, то это вам рано.
Пример на фото.
Когда понял смысл, то усложняла.
Можно и в играх на компьютере, и на картинках из интернета. Можно на реальных предметах попробовать. Кому, что подойдет.
Составление рассказа из картинок. Использовала вот такое пособие. Составляем вместе. Сейчас, когда появилась речь, вместе рассказываем. Начинайте с 4 штук.
Геометрикс покупала. Это такая штука, где надо подумать как снять и как одеть фигуры. Плюс мелкая моторика. Фигуры использовала и в сортировках.
Стаканчики тоже неплохая вещь. Построить башню, сложить стаканчик в стакан. Найди самый большой, самый маленький, те же цвета.
Логические ряды. То же использовала пособие. И к логическим рядам нужно приступать, когда освоили противоположности и четвертый лишний.
Можно использовать вот такие книжки, стоят недорого, в районе 40 рублей.
Продолжение следует...
Успехов вам!!! Есть вопросы, пишите




























большое спасибо, что поделились!
Пожалуйста
Спасибо, Леночка! Супермама!!! И трудяга! Ещё столько времени нам отводите, делитесь опытом.Спвсибо большое!
И вам спасибо за приятные слова!!!
Как всегда??????
Как всегда спасибо!!! ))))))
Лена здравствуйте.ставлю +++ под постом чтобы найти можно было быстро.копирую ваши помогалки для занятий.читала все посты ваши.вы молодец.нам на сегодня 2.9 диагноз точь в точь ваш.но не подтвержденный.и невролог и психотерапевт сказали приходить в конце сентября.платные тоже до трёх лет ждать отправили.начали сами заниматься. проблемы заметны стали лет с двух.до 2.5х нас отправили домой без диагноза.ждать.после зпрр и рас или ач под вопросом.(мнение врачей разошлись по второму диагнозу).это вкратце о нас.вопрос вам как маме с опытом.как вы одолели горшок.??? Бьюсь изо всех сил и никак всё.вроде бы заниматься уже больше 10-15 научился что-то получается ну что-то не очень.а вот с обслуживанием никак.с ложкой кстати и одеваться самому тоже никак.как справились?
Оксана вот здесь как раз особо не помогу. У нас дела с горшком пошли в 3,3 года. До этого перерыла весь интернет, спрашивала. Но ничего не помогало. У меня была паника, такой возраст и в штаны. Но в этот возраст (3,3 г) до него дошло и он стал сам проситься, показывая на соответствующее место. Может быть помогла микрополяризация (3 недели назад прошли первый курс, на тот момент), может возраст… Я больше склона, что пришло время. Что делать вам. Также высаживать на горшок, объяснять и его время придет. Может раньше, может позже. Но оно настанет. Насчет ложки, я поступала радикально. Если вы считаете это чересчур, то тоже ждите, но не забывайте давать ложку. Про радикальность. Не кормила (то есть он знал как есть ложкой, но не хотел) Хочешь есть, бери ложку и ешь. Ушло 2 дня. На данный момент ест сам, но когда не любимая еда (избирателен) докармливаю сама.Я считаю, что все равно потом будет есть сам. Куда он денется. С одеванием учила, как все мамы учат детей, просто у нас уходило на это много времени. Сейчас проблемы с носками, со сниманием футболок, с застёгиванием верхней одежды и с одеванием обуви. Нужно больше заставлять. Если мы собирались идти, туда куда он хотел (в гости к бабушке), то прям стимулировала на самостоятельное одевание. Хочешь к бабушке, одевайся сам. Здесь нужна выдержка, чтобы не сорваться и одеть самой. Если в чем то помогла, то хорошо. А вам большое спасибо за теплые слова!
Надеюсь что тоже время наше придет.а пока будем учиться.сложно только заставить — понимание обращённой речи у нас избирательное. спасибо вам.надеюсь ещё нам напишите.про занятия
У нас тоже не 100% понимание, сложно с какими то абстрактными, жизненными понятиями. А ведь было почти полное не понимание обращенной речи, то есть например, дай мячик, принеси мишку, будешь пить? и т. п. Я не могу точно сказать, что именно помогло: лечение, занятия, время — я думаю всё в комплексе. У таких детей, хочешь не хочешь, но развитие медленное. И что обычное дело для нормотипичного ребенка, для наших детей это кропотливая работа. Но я точно знаю, что на фоне лечения, когда стимулируется мозг, нужно как можно чаще заниматься с ребенком. Ведь занятия не только для повышения интеллекта. В этот момент клетки мозга работают, сокращаются, расслабляются, улучшаются связи между ними. Я не могу сказать по научному, но, я думаю, что так происходит. И ребенку с каждым разом становится что то легче понять, а маме проще достучаться до него. А насчет заставить, мне было сложно не его заставить, а себя. Потому, что тяжело слушать истерики, когда не хочет одеваться, сидеть на горшке, кушать ложкой. Проще одеть, покормить самой. С горшком сложно не забыть вовремя посадить, когда дел по горло. Первое время сложно было заставить себя заниматься с ним. Также я считаю, что сделала ошибку, когда говорила: «отстаньте от ребенка, он не понимает» Да понимают они (элементарные вещи), просто в связи с нарушением работы мозга, у них почти нет стимула (как у нормотипичных детей) к познавательной деятельности. То есть ему не интересно, например. что папа, братик ходят в туалет. Он не стремиться повторить. Вот поэтому их нужно постоянно! стимулировать, как хорошими, так и плохими методами. Это лично мое мнение, может я и не права. Дети все разные, да и мамы тоже ))))
Ну себя я уже заставила))) период слез и принятия уже прошел.трудно сынулю заставлять.психика у них и так слабая. стараюсь чтобы истерик поменьше.не хочет заниматься пробую заменить задание.ничего не хочет откладываю пробую через 10-15минут.как собственно вы и писали только наказания на него действуют в обратную сторону.еще больше заходится в плаче. По этому стараюсь отвлекать сразу.конечно совсем без наказания никак.но стараюсь до истерики не доводить.недавно поцеловал первый раз и обнял.аж до слез.Лена а ещё вопросик медикаменты витамины какие принимали? мы пока успели пикамилон месяц и пантогам 2 месяца потом когитум начали но обсыпало нас поэтому бросили. Сейчас энцефабол выписали на два месяца.пантогам нас толкнул слегка.слова добавились.правда по тарабаски по своему но хоть что-то.глаголов нет.предложений нет.только звуки животных и названия техники (понимаю только я и ).и все.за два последних месяца ничего.
Поэтому я всегда подчеркиваю, что дети разные… А то что себя заставили — вы молодец!!! Только мамы с особыми детьми могут понять сколько сил, терпения нервов уходит. И как до боли приятно, когда ребенок скажет обращено: «Мама» и проявит свои чувства.
Насчет лечения: мы пропили, прокололи много чего. Зайдите в журнал. Там в первом посте, в комментариях я писала. В июне этого года еще раз съездили на 6 реабилитацию, соответственно пропили еще курсом пантогам, тенотен, хлорпротиксен и прокололи кортексин. Нам на первых порах помог энцефабол (стал повторять движения), цереброзилин. После уколов глиатилина появилась фразовая речь. У нас первые слова пошли в 3,3 года, дошли до словарного запаса около 50 слов. Но в речи их почти не использовал. И только в 4,5 года пошла речь. То есть только через с год с небольшим пошел процесс речи. А так тоже говорил и говорит много чего не понятно.
А с хлорпротиксеном стал более спокоен в эмоциональном плане, почти ушли так называемые «бестолковые» истерики. А носится, бегает, скачет все также — ураган Макс )))
+++