Наши занятия очень просты и доступны. Их можно делать и в полевых условиях. Конечно сейчас очень много методов и способов, от научно-доказанных до модно-экспериментальных, но я как то по старинке. Я живу в глубинке)))
Каждое занятие мы начинаем с артикуляционной гимнастики и логомассажа. Для начала лучше начинать с самых простых артикуляционных упражнений: по три раза каждое по 3 секунды (или даже по разу), например «улыбка», «дудочка», «окошко», «заборчик» и т. д. Список можно посмотреть в интернете. Главное начать…. Потом можно увеличивать и количество и время. Обязательно перед зеркалом (у нас – круглое на подставке), пусть ребенок и не смотрит в зеркало, но потом ему будет интересно смотреть на себя и на маму. И делаем вместе, и лишь, когда ребенок освоит, можно постепенно переходить к самостоятельности. Про логомассаж хочу сказать, если ребенок дает вам залезть в рот и может держать язык, то можно делать вот такие простые упражнения (язык лучше держать платочком). Делать можно и деревянным шпателем (больничным) и зубной щеткой.
Массаж лица, щек лучше не делайте (если, конечно, вы не специалист) Можно навредить (или совсем расслабить или увеличить тонус). Все-таки, если у вас есть логопед, оставьте это дело ему.Также очень хорошо осваивать эмоции перед зеркалом, чтобы ребенок видел себя, маму — какие мы веселые, грустные, злые и т. д. Я сделала коробочки с кубиками (оригами). Картинки нашла в интернете, уменьшила в ворде, и распечатывала на бумаге для фотографий, получаются яркие. Сыну очень понравилось.
Можно еще нарисовать лица и предложить ребенку нарисовать рот – «сделай грустную девочку и весёлую» и т.п.
Для осознания своего «Я», я (извините за каламбур) использовала картинки мальчиков и девочек, имена, одежду. Картинки также брала из интернета и распечатывала на бумаге для фото. А имена писала на картоне. Имена здесь именно такие, какие он говорит звуки (дизартрия). Потом конечно словарь имен пополнился.
Еще делали одежду (на картонке от коробки я рисовала, к примеру, брюки), он выбирал материал, я ему помогала. Например: «розовый для брюк не пойдет, это для девочек». Потом вырезала и степлером прикрепляла (чтоб сильно не возиться).
Мы с ним одевались: мама – платье (она девочка), сын – рубашку и брюки (он мальчик). Это как пример. Это всё делается для того, чтобы ребенок понимал, что есть мальчики (я мальчик), что есть девочки и какая разница между ними.
Части тела тоже очень важны для собственного ощущения. Мы проходили на куклах, книжках, перед зеркалом. Постепенно усложняя: количество, «а что на голове?», «что на теле?», «что по одному?», «что по два?»
И выходили на понятие «Человек – Люди». Тут помогло ужу разученное понятие «один – много». Я использовала разные картинки людей (вот здесь пригодились картинки мальчиков и девочек), животных (лото), предметов и сравнивали.
Также понять собственные ощущения можно через чувства: чем ты слышишь? И объясняем и даем разно звучащие предметы плюс поговорить тихо – громко); чем ты видишь; чем ты кушаешь, сюда ещё можно лимон (кислый вкус), а для горького я давала крошечку но-шпы (только чтобы ощутить горький вкус); чем ты нюхаешь (помидор вонючий-здорово пахнет химией, но на чуть-чуть можно дать понюхать); чем ты трогаешь (здесь можно сделать в коробке отверстия и предлагать разные вещи на ощупь, чтоб не видел или завязать глаза).
«Семья» — еще один аспект в формировании «Я — личность». Я наклеила сначала фото своей семьи. Потом расширяла – бабушки, дедушка, тёти, дяди и т. д. Также использовала рисунки другой семьи. Учили основных членов семьи и т.д. Рисунки другой семьи вырезала из буклета «Пятерочка» и еще распечатывала из книги Новиковой — Иванцовой «От слов к фразе». Есть в интернете в электронном виде (очень классные для развития). Заодно и проходили глаголы – действия (кто что делает). Вообще, любое пособие можно применять во многом.
Пальчиковая гимнастика. Проводим на каждом занятие. Очень понравились песни Железновой (интернет).
И конечно разные стишки с предметами и движениями. Их очень много в интернете. Выбирайте попроще.
После каждой пальчиковой гимнастики – ножницы. Резали сначала одну линию, потом две, три, квадрат. На плотной бумаге. Позже, когда стал читать: между линиями (на узком прямоугольнике) писала «как тебя зовут –Максим», «страна – Россия», «столица – Москва», «где живешь» и т.п. Резали, читали, запоминали.
Рисование. В основном карандаши и краски. Сначала вообще рисовала сама, он смотрел.
Сам рисовать не любит. Со временем дело пошло. Одеваю держатель для правильного захвата. Такие рисунки копировала (у меня много разных вариантов). Разукрашивает всё лучше и лучше.
Тут пробуем мелкие рисунки (у него всё крупное получается) Простое копирование рисунка. Неваляшка не в счет. Я сама ещё тот художник… Но моему понятно
Здесь нужно было разукрасить коробку, нарисовать семечки. Всё просто.
А начинали с простых линий. Я рисовала карандашом, а он красками обводил.
Здесь рисовала образец. Контуры посуды и круга рисовала карандашом на его листе (для нас это ещё сложно). В принципе, что хотите рисуйте, всё на ваше усмотрение и уровень ребенка. Рисунков у нас много в разных вариантах. Но тут он уже постарше.
Например: нарисовала круг и предложила нарисовать лицо. Человечка сам нарисовал. Мы начинали с простых линий и фигур и постепенно пришли к такому. Но, повторюсь, чтобы сам сел и порисовал – нет.
Пальчиковыми красками можно рисовать и цветы и рыбок и т.д. Когда рисовали в садик плакат к 23 февраля, салют ладошками рисовал Максим.
А это наш шедевр — классическая музыка.
И самостоятельный рисунок. Правда по просьбе: нарисуй дом, солнце и т.д. Но я совсем не помогала. Кисточку полоскал сам, краски размешивал сам. Мне понравилось. Сама не ожидала…
Можно также купить, например, «каляки – маляки». Моему понравилось.
Пластилин. Мой любит размазывать по рисунку. Опять же начинаем с простого. Делала сама. После (чтоб не видел) счищала аккуратно и оп-ля пособие снова готово.
Потом покупала, рисовала сама на картоне. Купила разноцветный бисер и вдавливали в пластилин. Тут и цвета заодно повторяли.
Лепим простые фигурки: колбаски, баранки, улитки, колобки, тарелочки и т.д. Фото нет. Ну и конечно вдавливание крупы хаотично и по рисунку.
Также очень полезны для мелкой моторики прищепки, пинцет и бусинки, бусы, шнуровка. На бусах также проходим последовательность (например: первый ряд – желтая бусина, красная, синяя; второй ряд точно также: желтая, красная, синяя и т.д.). Сейчас дошли до 6 бусин в одном ряду, повторяем числительные: первая, вторая…, цвета, животных. Про животных делала так. Брала маленькую елочку и говорила, что зверята пришли на праздник и не умеют водить хоровод, давай поможем. Нанизывал, а я говорила: первый мишка, второй жирафик…. Потом когда всех одевал, водили хоровод и после обязательно перед зеркалом меряли красивые бусы. Здесь на фото ещё геометрикс. Тоже полезен и для пальчиков и для ума)))
Аппликации. Самодельные.Тут вам и звукоподражания и части животных и «куда облако приклеим – верх, а травку – вниз»….
….и части дома, на какую фигуру похоже и время суток – день ночь…
… и большой и маленький...
…и геометрические фигуры и логика и сообразительность…
…можно подключать ножницы… Всё конечно с помощью мамы. Только сейчас почти всё делает самостоятельно.
…и снова логика: делала несколько образцов (усложняя). Нарисовала черным маркером основу. Сделала копии. Вырезала из картона квадраты и на задании предлагала квадрат лишнего цвета или наоборот не доставала один квадрат нужного цвета. Провоцировала понимание. Так научился понимать, что есть лишнее и есть нужное.
Тут на лист приклеивала маленькие треугольники. Нужно было подобрать такого же цвета шарики и карандашами соответствующих цветов провести верёвочки к руке. На руку не обращайте внимание, я плохо рисую)))). Обязателен образец. Он у меня справа.
Ну и конечно покупные. Особенно те где надо подумать как приклеить.
И другие. У нас таких почти нет, мы их обычно дарим на праздники родственникам. Продолжение следует...
Милые мамы, если вас заинтересовали наши занятия, то остальное я выложу чуть позже. Просто очень долгий процесс. В принципе я придерживаюсь моего списка, который я выложила ранее. И помните – у каждого ребенка свой уровень, я не специалист, я мама с глубинки, которая методом проб и ошибок нашла для своего сына оптимальный вариант. Думаю, что для своего ребенка вы тоже найдете подходящее. Если вы возьмёте что нибудь себе на заметку, буду очень рада))))








































Спасибо за то, что поделились опытом. Очень интересные и полезные занятия для развития деток. С нетерпением буду ждать нового поста о ваших умелках с малышом. Здоровья вам и ребёночку!?
Спасибо большое
Как здорово вы занимаетесь
Спасибо. Сейчас конечно намного легче стало, но раньше было тяжко. Но «игра стоит свеч»
Какая вы молодец!!! Очень интересный и полезный пост!!!
Спасибо
,????????
Спасибо
круто, молодец! Такая работа, а я лентяйка, если честно(
Спасибо.
Мы все лентяйки, если честно. Я занимаюсь не только с ребенком, но и собою, заставляю… Просто у меня помощи нет (во всех смыслах) вот и приходиться потеть)))))
я так не могу))занимаюсь иногда, лепим, рисуем, вырезаем, так в саду все делают
У меня к сожалению в саду ничего не делает и на него махнули рукой. Зато у нас самые красивые работы (воспитатели делают за него) Я и говорила и просила, а они мне в ответ — ну если он ни в какую не хочет… А про подход я вообще молчу(((
Вы молодец просто.удачи вам.у меня не получается заниматься потому-то он все тянет в рот потом на пол швыряет, а бумагу ест...
Но мы тоже не так начинали, как я сейчас пишу. Все постепенно… Заинтересовала на минуту и то хорошо. На следующий день также и т. д. И только почти через год мы пришли к подобным занятиям. Ведь не смотря на проблемы, возраст тоже играет роль и немаловажную. Поэтому нужно по чуть чуть, но постоянно. И дойдет до него, что от него хочет мама. Вам тоже удачи и терпения!!!
Вы подчеркиваете что вы мама с глубинки. Скажу вам без лишней лести как воспитатель и просто мама 3-х детей: не каждая мама даже в самом большом мегаполисе уделяет развитию своего малыша столько ВРЕМЕНИ ВНИМАНИЯ СИЛ сколько вы (даже в одном посте). городские мамы разбалованы центрами развития и лишают своих детей самого главного-общения с ними. Проще сунуть планшет и отвести в црр чем сесть и подготовиться к занятию(которое длится по сути меньше чем процесс подготовки) я восхищаюсь такими мамочками как вы и уверенна что ваши труды обернутся для малыша победами в дальнейшей жизни. Побольше бы таких настоящих МАМ❤???
Большое спасибо.
Сейчас сына лучше занимается. Но я хорошо помню, раньше отведу его в садик, сижу дома вырезаю, клею и реву белугой, ну почему именно с моим такое. А сейчас я вижу результаты и думаю, зря я тогда ревела. Хотя и эту стадию тоже надо пройти))))
Вы реально такая молодец!!! Столько работы и Вы справляетесь, Если честно, у меня иногда не хватает сил и времени настолько углубляться в занятия(моя нервная система дает сбой)А Вы большая умница!!!👏
Да у меня тоже нервы не те уже, но страх, что до школы не дотянем очень большой. Вот меня он и толкает))))) Спасибо вам
Извините, а какой диагноз?
На данный момент зпрр, онр 2 ст, псевдобульбарная дизартрия, гиперактивность с дефцитом внимания, атактический синдром.
Ясно.