Девочки, надеюсь эти рекомендации вам помогут. Нам поставили ЗПРР. Эти рекомендации мы получили в Центре лечебной педагогики. Все просто и доступно.
- Подключаемся к его играм или предлагаем ему игры, приведенные ниже (тактильные, ритмичные, сенсорные, предметные, эмоциональные, подвижные) и, самое главное, формируем внутри этих игр устойчивое внимание
— за счет внесения вариаций в игры (одни и те же),
— за счет ожидания (показываем пузыри, говорим «раз, два, три» — и только потом дуем пузыри),
— за счет подключения других каналов (даем зрительную информацию и добавляем к ней слуховую – это увеличивает концентрацию внимания: например, листать сенсорную книжку, которую можно потрогать; говорить стишки и качать его под ритм на мяче – слух + вестибулярные ощущения + ритм).
- В играх выйти на устойчивые отношения очередности: катить мяч друг другу по очереди, нажимать на кнопки по очереди, бодаться по очереди…
- Стимуляция собственной речевой активности:
— массаж в области рта ( самим пробовать делать круговые движения массажные вокруг рта, помассировать всю верхнюю и нижнюю челюсть, но только если это будет комфортно. Если пока не дастся – то и не надо.)
— артикуляционная гимнастика в игровой форме: дуть (на свечу, на бумажки, на вату…), облизывать губы (капнув на них йогурт или варенье), тарелку – по подражанию, высовывать язык перед зеркалом – у кого длиннее. То же если пойдет, попробуйте. М.б. позже получится, когда с вниманием станет получше.
— пение детских песенок и потешек, рассказывание коротких стишков под ритм (на мяче, гамаке, качелях)
- Сенсорные и тактильные игры с пальцами рук и ладонями, когда он расслаблен (даем разные сенсорные ощущения на руки, актуализируем пальцы и ладони)
- Игры с тестом, глиной, фольгой – мнем сначала двумя руками, симметрично, работаем с большим объемом, затем пробуем выделять работу пальцев – отщипываем, отрываем, тычем и оставляем следы разными пальцами, облепляем по одному пальцу тестом. Рецепт соленого теста – в ин-те. Работаю две руки.
- Асимметричные дей ствия двумя руками: вытаскивать ленты из бутылки, стаканчики один из другого, шары из обувной коробки с дырками, палочки – из теста вытаскивать…доставать из мешочка игрушки.
- Из чашки учить пить – наливать мало полугустой жидкости (кефир, йогурт, кисель…) – ее легко контролировать.
- Предлагать выбор: из двух игрушек, из еды…Выбор четко обозначать словом + жест указательный взрослого.
- Активизировать систему естественных жестов – как зрительную опору для развития речи (сделать речь видимой). Сопровождать свои просьбы простыми естественными жестами (дай, положи, где, да, нет, всё, пока-пока…открыть)
- Игры с нижним пространством – ходить по сенсорным дорожкам и коврикам
- Игры перед зеркалом – строить рожицы, надевать на себя разные украшения: шляпы, бусы…
Приложение игр:
1. Игры на подражание
Подражание отдельным действиям взрослого
Сначала предлагаем простые действия: хлопать и топать, кивать и мотать головой, стучать кулачками, поднимать руки вверх;
затем усложняем: класть руки на голову, на живот, на глаза, нос, уши, рот.
Была Аня маленькой, показываем руками внизу
выросла большой. поднимаем руки вверх
Видно, мама полила
из леечки водой. стучим пальцами по полу
Из-за леса, из-за гор хлопаем одновременно руками по коленям в такт стиха
Едет дедушка Егор
Сам на лошадке
Жена на коровке
Дети на телятках
Внуки на козлятках
Во второй раз – топаем в ритм стиха ногами, поднимая по очереди ноги.
По мере освоения этой игры руками тоже начинаем хлопать по коленям по очереди.
Мы в ладоши хлопаем
Мы в ладоши хлопаем
Мы в ладоши хлопаем
Когда сидим на диване
Далее возможны разные варианты:
Мы ногами топаем...
Головой качаем мы...
Мы ногами дрыгаем...
Мы от счастья прыгаем...
Рассказываем сказку «Курочка-Ряба» с показом соответствующих движений:
«Дед бил-бил» — хлопаем руками по коленям
«Не разбил» — мотаем головой
«Баба била-била» — хлопаем руками по коленям
«Не разбила» — мотаем головой
«Плачет Дед, плачет Баба» — изображаем как плачет
Гуси-гуси! — Га-га-га!
Есть хотите? — Да-да-да! (кивайте головой)
Ну — летите! – Нам нельзя! (помотайте головой)
Тики-так, тики-так, Хлопать руками то по одному,
Так часики стучат. то по другому боку или качать головой
Туки-так, туки-так, Крутить перед собой
Так колеса стучат. сжатыми кулачками.
Токи-ток, токи-ток, Кулачки стучат по полу или друг по другу
Так стучит молоток.
Туки-ток, туки-ток, Ножки топают по полу.
Так стучит каблучок.
Игры на звукоподражание
Утром я встаю, песенку пою,
Песенку простую, вот какую:
Ла-ла-ла-ла-ла! Ла-ла-ла-ла-ла! (слоги менять: ма-ма-ма, да-да-да и т.д.)
У тетушки Натальи было семь телят (щенят, котят, цыплят, ребят…)
Му-му-му, му-му-му – так они кричат (2 р.) и т.д.
По дорожке гладкой-гладкой
Мы поскачем на лошадке.
Как кричит у нас лошадка? – И-го-го!
А потом по кочкам ловко
Мы поедем на коровке
Как кричит у нас коровка? – Муу! Муу!
На собачках по ухабам – Гав! Гав!
И на кошках по оврагам – Мяу! Мяу!
Мы скакали, мы скакали,
А потом скакать устали,
В ямку – бух!
2. игры на локализацию тактильных ощущений
ребенок активно участвует: убирает руки взрослого с названных частей тела, сам показывает на обыгрываемые части тела у себя – сначала по подражанию за взрослым, потом уже ориентируясь на речь; подставляет названные части тела, может положить предмет (мячик, платочек) на называемую часть тела.
Начинаем работать с локализацией телесных ощущений с опорой на зрение; играем перед зеркалом.
Находим ручки, ножки, пупок.
Мажем красками разные части тела (если для ребенка это напряженная ситуация вследствие высокой чувствительности, то сначала рисует на себе педагог и показывает ребенку свои синие ладони, обыгрывая эмоционально эту ситуацию),
Оставляем следы ладошками,
Обмазываемся глиной,
Используем утяжелители для ног, для рук.
Из приведенного перечня педагог выбирает те стимулы, которые будут для ребенка более привлекательными или хотя бы нейтральными.
Игры с украшением, наряжанием перед зеркалом: надеваем шляпу, звенящие браслеты на руки, раскрашиваем части лица.
Игры с прикреплением прищепок на одежду ребенка, с обматыванием клейкой лентой определенных частей тела, с поиском вибрирующей игрушки на теле (к телу ребенка прикладывают игрушки вибрационные – помогаем за счет вибрации ощутить тактильное воздействие);
Поиск спрятанной под одеждой игрушки.
Раскачиваем на качелях и ловим за различные части тела, называя их: « а теперь поймаю за… ножки. Ловлю за… ручки»
Используем стихи:
«Муха летит, комар летит и кусает, жук жужжит» и садится на тело в разные места. Ребенок прослеживает глазами «полет» и убирает руку педагога или хотя бы обнаруживает то место, на которое села «муха».
«Муха-горюха села на…. Ухо».
«Летит муха вокруг уха, жжжжж» – водим пальцем вокруг уха.
«Летят осы вокруг носа, сссссс» – водим пальцем вокруг носа.
«Летит комар, на лоб оп» – пальцем дотрагиваемся до лба.
«А мы его хлоп» – хлопаем ладошкой по лбу.
«И к уху поднесем. Жужжит? – «ззззззз» – подносим кулачок к уху.
«Отпустим комара? [...]
Песенка:
Маленькие глазки, где вы? Здесь!
Маленькие ушки, где вы? Здесь!
Маленькие ручки, где вы? Здесь!
Маленькие ножки, где вы? Здесь!
Глазки смотрят, ушки слышат,
Ручки хлопают, ножки топают.
Пальчики
(загибаем по очереди пальчики)
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик лег в кровать.
Этот пальчик чуть вздремнул.
Этот сразу же уснул.
Этот крепко-крепко спит и тихонечко сопит.
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(поднимаем ручку и распрямляем все пальчики).
Песенка для игры с массажными мячиками
Катится колючий ежик, нет ни головы ни ножек (катаем мячик в ладошках)
Мне на ножки (ручки, спинку, животик …) он бежит (катаем по ручкам, спинке...)
И пыхтит, пыхтит, пыхтит (изображаем, как пыхтит)
Жили-были два кота
Два оранжевых хвоста
Один кот – в стакане
Голова – в сметане (ребенок сам кладет руки на голову))
…
Ушки все в сметане (закрывает руками уши) и т.д.
3. Подвижные игры, направленные на развитие взаимодействия
(совместного игрового действия).
Игры с мячом: бросать, катать друг другу или в определенную цель.
Игры с подушками: бросать подушки друг в друга, окликая по имени ребенка.
Игры в «догонялки»: ловить ребенка, громко комментируя свои действия — « сейчас поймаю, защекочу, закружу», «нападать», крепко обнимать, кружить и т.д., добиваясь его эмоциональной реакции.
Подбрасывание, кружение ребенка на руках (с использованием стихов или песенок).
Прятки: за большим предметом (диван, дверь). Сначала прячется взрослый и в одном и том же месте, потом количество мест расширяется в пределах одной комнаты; затем – прятки по всей квартире.
Прятки и догонялки постепенно становятся двусторонними: ребенок теперь тоже может догонять взрослого и прятаться от него.
4. Предметная игра.
СЕНСОРНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Игры, в которых проживаются сенсорные подробности предметов (сравнивать различные на ощупь поверхности – сенсорные коврики) руками, ногами
Сенсорные игры, направленные на получение разнообразных ощущений (пересыпание, размазывание, возня с песком, крупами, красками, водой, пеной для бритья, крахмалом с водой, тестом)
ПРОСТРАНСТВО
Игры с кубиками: строить башни (взрослый) и ломать их –освоение вертикального строительства
Игры с различными пирамидками простыми: на вантуз надеваем большие кольца, на кольцеброс. Сначала учимся снимать.
ДЕЙСТВИЯ С ИГРУШКАМИ
Запускать машинки с горок, производя как можно больше шума
Скатывать шары с горок
Как сейчас дела у вашего сыночка ?
Наклеиваю кусочки бумажного скотча на разные части тела и называю их, он старается отодрать их.
Нет, неусидчивый, посмотрел, отвернулся и пошел по своим делам. Ничего не повторяет, я про движения. Не говорит, не гулит. Есть только два слога ма и ба и несколько звуков, но они не обращенные. Но я все равно с ним играю, прятки его могут заинтересовать, догонялки тоже. Мишку косолапого любит, смеется, когда я ему показываю. Шнурок из бутылки по настроению может доставать, прячу игрушку в пакет, он достает. Ставлю доску скатываю машинку или шарики, тоже немного наблюдает. Это все мелочи, но с них все начинается. Сначала он корзину бросал один кубик и убегал, сейчас уже три.
А ребенок у вас усидчивый, все повторяет и нравится ему это?
Не всегда понятно, что и как делать. Обычно говорят общими фразами, типа «нужно развивать моторику». Для меня очень ценно, что здесь мне все разжевали.