Почему родители особых детей оказываются заложниками плохого образования врачей

Как получается так, что люди в десяти кабинетах слышат пять разных диагнозов, как получается, что люди тратят деньги на бессмысленные исследования.

Первую свою колонку я написал с проблемами развития или поведения, которое сильно влияет на все, что происходит вокруг нарушений развития и поведения. Есть еще один феномен, который влияет на жизнь российских родителей с проблемами в развитии не меньше, чем чувство вины. Назовем этот феномен «путаницей». Многие из родителей, приходящих ко мне на встречи, были до меня уже у нескольких специалистов, многие после встречи со мной посещали консультации других специалистов и очень часто слова, услышанные ими от консультантов, различались с точностью до наоборот.

Я не буду сейчас подробно говорить просто о невероятной глупости, которая тоже регулярно встречается (например, одной семье специалисты сказали, что то, что их шестилетний ребенок ковыряет в носу, это симптом повышенного внутричерепного давления, мол, таким образом, он его сбрасывает). Я буду говорить именно о как будто «сложных местах» диагностики, когда кто-то одни явления называет по одному, а кто-то по-другому.

За примерами не надо далеко ходить. Одна мама написала мне, что, вероятнее всего, я ошибся, что у ее сына не аутизм, который я поставил, а «аутичные черты, на фоне которых наблюдается задержка развития речи» (иногда еще пишут о задержке развития речи, которая возникает на фоне аутичных черт). Этот диагноз поставил им именитый невролог, сказав при этом, что для «аутиста малыш слишком теплый и общительный», так что такой «серьезный» диагноз никто ему ставить не вправе, а вот «аутичные черты» – в самый раз. Не буду обманывать, что я полез в современные классификации психических нарушений и расстройств развития, в которых перечислены симптомы разных расстройств (эти классификации есть в интернете, например, Международная Классификация Болезней 10-ого пересмотра), чтобы найти симптомы такого расстройства – я точно знал, что такого расстройства там нет. Я просмотрел свой протокол обследования, который я прислал этой матери, и задал несколько вопросов по ключевым нарушениям, которые относятся к проявлениям аутистического расстройства, наблюдаются ли они до сих пор? Да, они по-прежнему наблюдались: малыш все еще не поддерживал диалога, речью пользовался только для того, чтобы просить, легко отвлекался от взаимодействия, не играл с детьми в общие игры, почти не использовал жесты и мимику для общения (то есть мог просить о чем-то, смотря куда-то в другую сторону) – у него по-прежнему были основные симптомы, указанные в МКБ для аутистических расстройств.

Что же «смутило» невролога? Мальчик был ласковым, он не испугался взрослого врача, залез к нему на колени, целовал на приеме мать и много улыбался. Означает ли наличие такого поведения однозначное отсутствие аутизма? Нет, по крайней мере, по современным классификациям. Даже можно сказать: то, что мальчик не испугался незнакомого врача, залез к нему на руки и вел себя с ним так, будто он близкий родственник – симптом аутистического расстройства по МКБ (для тех, кому интересно в критериях такая особенность аутичных детей называется: «отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальным контекстом»).

Это не единичный случай, такое встречается очень часто. Есть много причин такому поведению специалистов, многие из них освещены в замечательной статье «https://olgadolenko.blogspot.ru/2013/08/blog-post.html» украинского психиатра Ольги Доленко. В этой статье Ольга Витальевна в том числе пишет, что многие врачи не хотят брать на себя ответственность за постановку «сложного» диагноза, стараются «смягчить удар», используя такие формулировки. Однако есть еще одна причина такого поведения специалистов – излишняя самостоятельность в самом плохом смысле этого слова. Современные классификации, о которых я говорил выше, дают очень четкие описания нарушений и перечисляют, какие симптомы и сколько их должно быть у конкретного человека, чтобы ему можно было ставить диагноз (конечно, эти классификации имеют изъяны, но все же они неплохо работают, позволяя одни и те же вещи во всем мире называть одними именами). В частности там перечислены симптомы аутизма, речевых нарушений, нарушений поведения, шизофрении, умственной отсталости и других расстройств. Я еще раз подчеркну, что эти симптомы там изложены четко, диагнозы, которые должны формулироваться, озвучены ясно, использование таких классификаций является обязанностью врачей, но раз за разом я встречаюсь с диагнозами, которых нет ни в одной классификации.

Бывает и по-другому, например, специалисты могут ставить какой-то реально существующий диагноз, в частности, расстройство развития речи и языка (например, сенсомоторную алалию), когда поведение человека противоречит описанию этих нарушений. В большинстве случаев люди с выраженными речевыми нарушениями не имеют больших проблем с невербальной коммуникацией, они могут объяснить, передать свои желания и иногда даже мысли при помощи жестов, мимики и позы, они беседуют, но не словами. Однако почему-то отсутствие этой невербальной стороны коммуникации не смущает специалиста, и он утверждает, что на самом деле у ребенка сенсомоторная алалия, хотя кроме очевидных проблем с речью у ребенка есть куча других игнорируемых специалистом нарушений.

Работа с детьми с нарушениями поведения преподносит не меньшие сюрпризы – восьмилетнему ребенку с крайне выраженной двигательной активностью, невнимательностью, импульсивностью вдруг диагностируют психопатию, которую по правилам невозможно диагностировать у детей, причем такой ее вид, который давно не перечисляется в современных классификациях; десятилетнему ребенку с похожими проблемами вдруг диагностируют шизофрению, потому что он слишком болтлив (хотя болтливость ни в одной классификации не перечисляется как симптом шизофрении); одиннадцатилетней девочке диагностируют ту же шизофрению потому, что она в течение двух лет увлекается таксидермией (да, интерес, конечно, необычный, но это не значит, что девочка болеет шизофренией, что она вообще чем-либо болеет).

У Айзека Азимова есть замечательный рассказ «Хоровод», в котором он впервые сформулировал три основополагающих закона робототехники. Первое правило: «Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред». В одном журнале я прочел шуточную попытку обойти эти правила – диалог между двумя роботами: «Да ты посмотри на него, какой это человек?! Свинья это, а не человек». И, кажется, что закон действительно в отношении этого человека перестанет действовать.

Это именно та самая ситуация, в которую часто попадают родители детей с проблемами в развитии. Врачи в России очень редко когда используют критерии классификаций, который они обязаны использовать, часто ставят диагнозы, исходя их своего опыта или собственных фантазий. Например, когда человек говорит про то, что у ребенка не аутизм, потому что он теплый – это значит, что он придумал свои критерии, ровно как роботы в шуточном диалоге выше пытающиеся обмануть сами себя: «Да ты посмотри, какой это аутизм? Это аутичные черты и нарушение речи, а не аутизм». Часто врачи, позволяющие себе подобные высказывания, даже не трудятся изложить свои соображения на бумаге для родителей, отделываясь в лучшем случае отпиской.

«Я у вашего ребенка не вижу аутизма», — говорит один врач. «Ваш ребенок слишком теплый для аутиста, что я аутистов не знаю», — говорит второй. «Эти проявления пахнут шизофрений», — говорит третий. Хорошо, спасибо за твое мнение чуткое обоняние, а что говорят общепринятые критерии? В твоем кабинете это называется «эндогенным заболеванием», а как это называется за его пределами? В твоем кабинете малыш, который не чувствует социальных границ дозволенного, не умеет использовать речь как инструмент для диалога, который при замечательном слухе отзывается на имя два из десяти раз и играет в машинки сам с собой, никого не заставляя с ним играть по ролям, называется ребенком с сенсомоторной алалией, а как он называется в цивилизованном медицинском сообществе?

Скажу честно, для меня это выглядит как набор анекдотов, над которыми я с горечью смеюсь со своими хорошо образованными коллегами, и как персональный вызов – я стараюсь понять, как мне лучше общаться с родителями, как лучше оформлять заключение, как лучше давать обратную связь, чтобы у нас с родителями было единое понимание проблем ребенка. При этом я очень хорошо понимаю, что с точки зрения конкретной семьи это может быть настоящей трагедией. Очень печально, когда у ребенка нарушения развития, но еще хуже, когда у родителей путаница в голове из-за противоречивых высказываний специалистов. На форуме одна женщина написала, что раньше ей было понятно, что делать с ее ребенком, когда стоял диагноз аутизм, а теперь, когда поставили сенсомоторную алалию (на основании данных электроэнцефалограммы, которая вообще-то не может давать информации про состоянии развития ребенка), она в полной растерянности и смущении. Вот это настоящая беда.

Когда я был немного моложе, я думал, что можно обучить родителей отличать современные подходы от устаревших, эффективные практики от неэффективных, реальные диагнозы от вымышленных. Теперь я понимаю, что это не так, потому что это ни на секунду не их задача. Их задача – любить и заботиться, надеяться и стараться на пользу себе, своим близким и ребенку, их задача просто счастливо жить, преодолевая проблемы свих детей. Им не нужно становиться специалистами в области расстройств развития, им нужно быть специалистами в области своего ребенка, а дальше уже как им самим захочется.

Это нам, сообществу специалистов, нужно заниматься собой, нужно читать нормальную литературу, давать проверенные исследованиями рекомендации, заботиться об этичности собственной деятельности, создавать условия для обучения и так далее. Это нам нужно задуматься над тем, как получается так, что люди в десяти кабинетах слышат пять разных диагнозов, как получается, что люди тратят деньги на бессмысленные исследования, которые дают бессмысленную информацию, как оказывается так, что родители после этих встреч запутаны и смущены.

Ольга Доленко в своей статье приводит примеры комментариев, опубликованных ее клиентам. Некоторые из них могут показаться агрессивными, с подобными комментариями сталкиваюсь и я, однако, я со всей ясностью понимаю, что даже если что-то и может быть в этом обидным для меня, то здесь нет никакой вины родителей. Снова они оказываются крайними – заложниками плохого образования врачей, плохой организации диагностики, плохой организации помощи.

Елисей ОСИН, детский врач-психиатр


Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Луиза

Статья, конечно, хорошая. Всё так правильно и логично… Но всё равноостается много вопросов. Ведь, согласитесь, когда ребенок не говорит в 3-4 года, он, в любом случае выглядит странно. О каких проявлениях чувств жестами можно вообще в этом возрасте говорить, тоже не понятно, да ещё, когда как у нас, например, плохая моторика. Да, прям вот сейчас тут кждый неговорящий, но не аутичный ребенок будет демонстрировать театр мимики и жестов. При всём моём уважении к Осину, это перегиб. Что касается, принимать… или не принимать. Я так скажу, я приняла, внутри себя, давно… это страшное слово. Я примерно, как Гарри Поттер, в отличие от других волшебников могу произносить: «Воландеморт (в моём варианте Аутизм)», и не трястись от страха. Что у нас на самом деле? Да никто пока не разобрался. Недавно нашла нового дефектолога. Разговаривали по телефону, я описала проблему. Она мне так деликатно: «А Вы не против, если я буду использовать в занятиях методики… (перешла на шёпот) для аутистов». На что я ответила, что я в принципе за любой кипеш, кроме голодовки. На том и порешили.

Пожаловаться
ВсёБудетХорошо
Насмешила про Воландеморта)))) у нас с жестами вроде нормально, а мимика страдает…
Пожаловаться
СовушкаЕлена

Прочитать полностью ребенок не дал, но по комментариям тема блеска. На м уже 11, диагноз до этих пор нам не ставили. Так по мелочам СДВГ … симптоматический аутизм и т.д. Ходили в обычную школу до 3 класса ( каторга …) Сейчас на надомном образовании, интеллект сохранный …. Сейчас хочу правильный диагноз. Так как оформляемся на инвалидность, но 6 признавать неправильный диагноз ранее поставленный отказывается. И не хотят они ставить аутизм после 10 лет!!! Ищу альтернативу шестой больнице. Они готовы поставить после 14 лет шизофрению – хоть по геном ее нет !!! Девочки кому и где поставили диагноз , что бы равносильно был и весомый центр для наших служб ???

Пожаловаться
ВсёБудетХорошо

может быть узнать именно в «службах», кто для них авторитет помимо 6-рки?

Пожаловаться
СовушкаЕлена

Для наших 6 авторитет, так как наш округ относить к ним. другие не предлагают … ищу сама

Пожаловаться
ВсёБудетХорошо

вот засада(((

Пожаловаться
СонныйСплюх
Елена, а если В Институт имени Сербского или институт психиатрии на Потешной улице?
Пожаловаться
СовушкаЕлена

На потешной были. Нам там предложили госпитализацию … мы отказались, так как есть пример … родители мечтают, что бы их ребенок стал таким как был до больнице. Я побоялась просто. Мы лечимся по симптоматике, даже пробовали тяжелые препараты, но результат был ужасный. Сейчас он учиться хорошо ( дома ), я боюсь ухудшения. Инвалидность нам уже дали

Пожаловаться
СонныйСплюх
ох… как это все сложно… А у Осина вы не были? Я как раз новый пост только что писала — что можно нам к нему сходить на консультацию. ноя очень-очень боюсь(((((((
Пожаловаться
СовушкаЕлена

Я диагноз знаю, и лечение знаю, не 2 года у меня ребенку. Мне нужен спец в госструктуре, для опровержения, а он в платной клинике (то есть ни кто и звать его не как) для постановки и лечения …… так как все равно вас слушать не будет врач по прописке, если вы ходите, куда попало. … Хоть пусть он пуп земли, но ни кто …. Если вы меня поняли. Прочитала свои комментарии и в шоке, как будто пьяна пишу

Пожаловаться
СонныйСплюх
Да конечно, понимаю… это вообще очень сложно. Значит врача в гос структуре надо найти, чтобы он опровергнул всё, что нужно…
Пожаловаться
Екатерина
Алалия и ЗПРР лечатся примерно одинаково (медикаменты + педагогика). Если диагноз аутизм, то ноотропы особо помогать не будут. Я правильно понимаю?
Пожаловаться
ВсёБудетХорошо

ну да. только нам помогают))

Пожаловаться
Екатерина

Так может все-таки не аутизм? Может Осин действительно «сдвинулся» уже на РАС? Вы по-моему скоро еще к кому-то пойдете? Не делайте выводы так сразу. У нас вон тоже сдвиг только в 3.2 пошел, хотя аутичные черты поставили в мае. (3.9)

Пожаловаться
ВсёБудетХорошо

ну мы к своему лечащему психиатру идем в начале августа, буду у нее еще все выспрашивать.

очень тяжело, когда один одно говорит — начинаешь свыкаться, а другой потом другое, нервы уже ни к черту совсем.

пытаюсь сейчас себя настроить, что плевать как это все называется, просто надо заниматься с ребенком и лечить. и себя не угробить параллельно))

Пожаловаться
Екатерина
Встает вопрос о целесообразности приема ноотропов. Уж не знаю как они действуют на печень и другие органы, но истерики от них или просто повышение возбудимости наверное у всех.
Пожаловаться
ВсёБудетХорошо

неа. мы уже столько всего перепробовали, и тоже было всегда повышение возбудимости. но теперь нам подобрали такое лечение, что ребенок гораздо спокойнее стал, при приеме ноотропов. и развитие идет в гору

Пожаловаться
Екатерина
А что принимаете, если не секрет?
Пожаловаться
ВсёБудетХорошо
не секрет)) пантогам, финлепсин — вместе они дают хороший эффект. отдельно пантогам растормаживает сильно ребенка, пробовали. еще ноотроп танакан. и для печени хофитол.
Пожаловаться
Екатерина
спасибо
Пожаловаться
Екатерина

финлепсин по рецепту?

Пожаловаться
ВсёБудетХорошо

ага. дважды уже брали, и оба раза в аптеках просили рецепт

Пожаловаться
ВсёБудетХорошо 
нам тоже назначили пантогам и финлепсин.но мы еще не начали принимать. а вам все 4 препарата одновременно назначили? и какая дозировка? сколько вашему ребенку? разные отзывы о пантогаме.у кого то заговорили сразу дети.у кого то психические стали.страшно мне было решится на него.но переживаю больше что не говорит ребенок.боюсь что будет дальше.вот со следующей недели начнем курс.
Пожаловаться
Ритуля
Всё понятно! Врачи просто ждут пока каждый 10 ребенок будет рождаться с аутизмом, тогда и научатся и диагноз ставить правильно и задумываться станут как улучшить состояние ребенка (правительство тоже ни_фи_га не чешется по этому поводу, для них проблемы этой как будто нет!)
Пожаловаться
ольга
Наверное инвалидность просто не хотят давать
Пожаловаться
ЛЮБОВЬмамаРОМАНА

Когда мы были у него на приеме… и я услышала то что он мне сказал… выходя из кабинета я уже стояла с полными слез глазами… как только переступила порог… начала рыдать… и рыдала неделю на взрыв как посмотрю на ребенка так брызги из глаз… но после ава я уже писала анюте… у нас невероятный прогресс… и если бы не одна девочка которая меня поддержала и выслушав меня рассказала про свой прогресс… кстати завтра я с ней буду созваниваться… чтоб узнать как ее сынок после месячного отпуска без занятий ава не забыл ли он то что они делали до этого… так что это моя история… конечно в кратце… но...

Пожаловаться
Алёна
ЛЮБОВЬмамаРОМАНА 
Любовь, а где занимались, в Белой вороне?
Пожаловаться
ВсёБудетХорошо
Алёна 
дома они занимаются)
Пожаловаться
Алёна
ВсёБудетХорошо 
просто чтобы заниматься ава, ведь тоже сначала нужно научиться этому… вроде. На сайте белвороны читала что типа учат родителей. Вот и интересуюсь.
Пожаловаться
ЛЮБОВЬмамаРОМАНА
ВсёБудетХорошо 
спасибо что ответила)))
Пожаловаться
ЛЮБОВЬмамаРОМАНА
Алёна 
белая ворона самый отстойный центр! дерут кучу денег, спецы без опыта… интересно чему они могут научить?.. их бы кто научил))))ищите спеца в фейсбуке или по рекомендациям и будет вам счастья или идите сами учиться( если есть желание))))
Пожаловаться
ВсёБудетХорошо
Алёна 
Алена, дома — не значит сами, тераписты ходят к ним, куратор приезжает)
Пожаловаться
Алёна
ВсёБудетХорошо 
Спасибо, ясно.

Вообще, именно о белой вороне спросила потому, что Осин там работал (или работает). А в целом, мне и самой даже их сайт не внушил доверие. Спасибо за инфо.

Пожаловаться
Оксана

Очень интересная статья! А родители иногда хотят слышать что это всего лишь черты.

Пожаловаться
Алиса
да, именно так
Пожаловаться
Abc

Что то мне подсказывает, что такими диагнозами может не прикрываются, а наоборот, специально отводят ребенка от получения инвалидности, если это будет аутизм? Ведь если вдруг ребенку поставят аутизм, а симптомы сгладятся с возрастом, и он вполне сможет посещать обычную школу… тут могут начаться проблемы У НАС В СТРАНЕ… справки, разговоры, потеряное время… отменить инвалидность целая проблема, и для будущего человека взрослого инв. в прошлом тоже проблема, врачи может знают об этом и поэтому все так? Вот подумалось о таком моменте

Пожаловаться
ВсёБудетХорошо

вполне. а то прям, как будто все врачи такие ЧЕЛОВЕКИ, что заботятся, как бы вежлевее сказать, что у ребенка аутизм, скажу, что всего лишь черты… и останусь к тому же хорошим

Пожаловаться
надежда

аутизм корректируется но не лечится, а обычная школа как терапия применяется.

Пожаловаться
Екатерина
Все сказочнее и сказочнее. Ну не могу, не хочу я принять аутизм.
Пожаловаться
ВсёБудетХорошо

вот у меня с этим и проблема. наверное, время нужно. интересно, а если все-таки не верить, что он есть, а просто заниматься по методикам, по АВА, толк же будет?!)))

Пожаловаться
Abc

Вот Кать, я тоже…

Пожаловаться
Екатерина
Заниматься все рано надо. Ладно, в сентябре в сад пойдем и начнем оформлять инвалидность. Посмотрим какой диагноз лепить будут. А так хочется, чтобы скачек был и нам ничего не потребовалось.
Пожаловаться
Екатерина
Пожаловаться
Евгения
ох, Ань, вот же доверилась ты Осину… насчет черт — я давно считаю, что этот термин- бред…
Пожаловаться
ВсёБудетХорошо

специалист в своей области, как не довериться)) но блин… наверное, еще к кому-нибудь сходим. к психиатру имею ввиду. чтобы меня добить, чтобы начала принимать, пока с этим сложно… для всех остальных спецов, конечно, у нас нет аутизма)

Пожаловаться
ВсёБудетХорошо

Для себя я уяснила, что уже почти год прикрывалась аутичными чертами. А это и есть аутизм… или РАС. кому как больше нравится))

Пожаловаться
ВсёБудетХорошо

в личном сообщении мне Осин написал, что "Аутичные черты — страшно запутывающий и не нужный термин. Он путает родителей, путает специалистов и всех других. Ему место в генетических исследованиях аутистических расстройств, но он вообще не должен существовать в практике диагностики"

Пожаловаться
Тотоша
а если причина аутичного поведения кроется в нарушении обмена или орг. поражения ГМ? ведь у многих деток по мере восстановления НС уходит аутичность
Пожаловаться
ВсёБудетХорошо

ох я тоже надеюсь, что как только уберем проблемы по неврологии, аутичные, мать их, черты, будут уходить… в любом случае, считаю, что нужна терапия от аутизма, учить коммуникативности — полезно как ни крути

Пожаловаться
Тотоша
да, в любом случае надо заниматься, какая разница как эта хрень называется
Пожаловаться
надежда

были у невролога ставит органическое повреждение цнс, а психиатр аутичный спектр.проверяться дальше будем, но связь видимо есть.

Пожаловаться
надежда

сворачивают детишкам шеи при родах, а потом… блин аутист на аутисте… бесят.нам сказал доктор, что еслиб до года мы к нему попали ребенок был бы нормальным(обычным)… но поздняк метаться… никто не заметил или нафиг не надо было замечать… отсидела день и трава не расти… а мы носимся теперь с детками правду ищем(((((((