*Фотографический снимок строится по определенным принципам, которые объединяются общим понятием «композиция кадра».
Слово "композиция" в переводе с латинского означает сочинение, составление, соединение, связь, то есть построение изображения, установление соотношения отдельных его компонентов, образующих в конечном итоге единое целое – завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение.
Под композицией следует понимать всю совокупность принципов и приемов, использованных фотографом для раскрытия идейно-тематического содержания кадра. Композицию определяют размещение фигур и предметов, направление происходящего в кадре движения, направление основных линий, распределение светотональных масс. Работа над композицией кадра приводит все эти составные элементы в определенную гармоничную систему, что делает фотографию уравновешенной и приятной глазу.
Законы фотокомпозиции представляют определенные теоретические основы, знание которых дает необходимую базу для практической деятельности фотографа, помогают красиво выразить свою мысль, но и нарушение этих законов способствует появлению неожиданных и привлекательных снимков.
Определение направления съемки.
В любом фотографическом жанре, выбор точки съемки может решить целый ряд композиционных задач. От выбора точки съемки зависит размещение объектов к кадре, взаимосвязь их между собой, сочетание объектов с фоном и так далее.
Решение композиционных задач путем выбора точки съемки является так же и наиболее распространенным способом. Его можно использовать даже тогда, когда нет времени на обдумывание и применение других приемов, например, репортажная съемка, съемка спорта*.
Выбирая точку съемки, фотограф должен найти такое место для установки фотоаппарата и такое его положение по отношению к объекту съемки, при которых событие или выбранный объект съемки наиболее выразительно и впечатляюще воспроизводятся на фотографии.
Положение всякой точки в пространстве определяется тремя её координатами. Этими координатами для точки съемки являются: направление, в котором ведется съемка, удаленность от объекта, то есть расстояние, с которого ведется съемка, и высота установки фотоаппарата.
Изменение первой координаты, определяющей положение точки съемки в пространстве, при неизменном значении двух других её координат, приводит к смещению места установки фотоаппарата по отношению к объекту в стороны от его центрального положения. Центральное положение точки съемки называется фронтальной композицией.
При фронтальной композиции зрителю видна только одна из плоскостей, ограничивается объем предметов, находящихся в центре кадра. (см. рисунок, фигура в). При этом все отдельные элементы изображения – группы людей, фигур и предметов, находящихся в кадре, – совпадает с осью всей фотографической картины (находятся в одной плоскости).
Такое расположение отдельных элементов кадра может привести к потере глубины изображаемого пространства, к тому, что объемная форма предметов будет передаваться слабо, а все изображение – становиться плоским. Это обстоятельство усугубляется еще и тем, что при фронтальной композиции отсутствуют линии, направленные к боковым точкам схода.
Вместе с тем и при фронтальной и даже симметричной композиции кадра есть возможность передать на снимке глубину изображаемого пространства достаточно выразительно. Это возможно при изменении высоты точки съемки, о чем мы поговорим чуть позже.
Фронтальная композиция кадра приводит к отсутствию общей направленности в снимке, к равнозначности всех частей кадра. Как правило, композиционный прием в этом случае не выделяет в картине какой-то одной её части как главной, не акцентирует внимания зрителя на каком-то одном сюжетно важном элементе композиции. Такой снимок чаще всего представляет собой общий вид изображаемого объекта, и знакомит зрителя со всем объектом в целом.
Обычно при фронтальной композиции кадра возникает некоторая общая статичность изображения, появляются спокойствие и строгость в изобразительной трактовке темы. Разумеется, фронтальная композиция не может быть использована как способ передачи движения или построения динамического кадр.
Фронтальная композиция чаще всего используется при съемке архитектурных сооружений и ансамблей, рассчитанных архитектором на обозрение именно с центральной точки. Фронтальная композиция безусловно желательна при изображении объекта съемки с симметрично расположенными частями, если целью снимка является подчеркнуть эту его особенность; причем симметрия приводит к еще большей статичности и строгости фронтальной композиции. Именно такая композиция использована в снимке Н. Грановского «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова на Ленинских горах».
Фронтальная композиция может быть использована и в других случаях съемки, там, где особенности этой композиции способствуют выразительному раскрытию темы и характерных черт объекта съемки.
При постепенном смещении точки съемки в стороны от центрального положения становится видимой вторая плоскость, ограничивающая объем предметов и фигур, составляющих объект съемки (см рисунок, фигуры б, г, д). Благодаря тому что на рисунке теперь видны и две стороны предметов и стыки этих сторон (грани предметов), их объемы и формы выражаются полнее.
При боковых точках съемки в кадре возникают линии, устремляющиеся к боковым точкам схода и как бы уходящие в глубину кадра. Снимок приобретает вследствие этого пространственность и глубину, причем, чем больше смещение точки съемки в сторону от центрального положения, тем более выражена глубина. Отдельные части снимка при боковых точках съемки теряют равнозначность, выглядят неодинаково и по-разному воспринимаются зрителем.
Композиция же снимка приобретает направленность, так как взгляд зрителя, скользя по линейным очертаниям предметов, направляется в глубину кадра, к точке перспективного схода линий. В ряде случаев представляется целесообразным именно в этой части кадра размещать его сюжетно важные элементы, на которые должно быть обращено внимание зрителя.
Дальнейшее смещение точки съемки в сторону от её центрального положения приводит к диагональной композиции кадра (см рисунок, фигура а).
Диагональная композиция благодаря резкому перспективному сходу линий в кадре приобретает подчеркнутую направленность и вследствие этого динамичность. Диагональная композиция применяется при съемках, связанных с воспроизведением в кадре движения, направление которого подчеркивается диагональным направлением основных линий в кадре. С учетом этих особенностей композиции обычно строятся многие спортивные снимки.
Разнообразные точки съемки, занимающие промежуточное положение между центральной точкой и точкой съемки по диагонали, являются наиболее распространенными в практике фотосъемки. Они способствуют передаче объемов и пространства, действенному показу события, объекта съемки. Фотографическая картина при этом становится динамичной, как бы вводит и зрителя в происходящее перед ним действие.
Таково значение первой координаты точки съемки для композиционного решения фотографического снимка.
*Пример использования фронтальной композиции при недостатке времени на другие композиционные решения.
На эту фотографию я потратила ровно 3 секунды. Проходила мимо, увидела булочки и колоритного мужчину, и нажала кнопку спуск. Так как времени на реагирование у меня было мало и я не знала, как к съемке отнесется продавец, я выбрала метод «в лоб», не забыв при этом сместить главные объекты от центра, при этом усилив ощущение лаконичности максимально фронтальным построением кадра.
Продолжение следует...
Я на это только и надеюсь, что дальше мне понятней станет
, но все равно не отступлю.