Пробка мира
Пробки на московских дорогах — одни из самых изнуряющих в мире, выяснила IBM. Москвичи — рекордсмены по числу прогулов из-за пробок и одни из самых злобных водителей
Филипп Стеркин
Ольга Кувшинова
Ведомости
01.07.2010,
Повседневные поездки в мегаполисах становятся все более длительными и изнуряющими, констатируют исследователи IBM на основе опроса 8192 автомобилистов в 20 городах мира (см. врез на ). За последние три года 87% респондентов попадали в пробки, простояв в них в среднем по часу.
Опрошенные жаловались, что пробки вредят их здоровью (57%), эффективности работы (29%), из-за заторов даже приходится возвращаться обратно (31%). Москвичи — рекордсмены по пропуску работы из-за пробок: 35% хотя бы раз за месяц не доезжали до офиса. Время, потерянное в пробках, москвичи потратили бы на отдых (52%) и сон (38%) — больше, чем жители других мегаполисов (44 и 31% соответственно). На работу это время потратили бы 12% москвичей — на треть меньше среднего значения по миру.
IBM составила рейтинг городов, присвоив каждому значение, отражающее эмоциональный и экономический ущерб от передвижения (см. график). Самый благополучный город — Стокгольм, самая худшая ситуация — в Пекине. Москва тремя строчками ниже столицы Китая, но зато на 1-м месте по числу автомобилистов (42%), которые более трех часов простаивают в пробках. Да и само вождение серьезно раздражает москвичей — они по этому показателю на 2-м месте после Пекина.
При относительно невысоких темпах роста машин (около 3%) 64% московских водителей (2-е место) пожаловались на ухудшение ситуации на дорогах за три года. В среднем по миру — 49%, о заметном улучшении говорили только 5%.
Кризис повлиял на способ передвижения 18% москвичей, каждый пятый из них при этом объединился с кем-либо для совместных поездок на автомобиле, и лишь каждый десятый пересел на общественный транспорт.
По оценкам «», москвичи тратят в пробках семь дней в год, или полчаса ежедневно, а потратить на дорогу на треть больше времени для Москвы уже норма. По оценкам Российской академии транспорта, каждый час, проведенный в пробке легковушкой, обходится государству в 500 руб. Ущерб столицы — 38 млрд руб. в год, сообщал руководитель ГИБДД Виктор Кирьянов.
Для борьбы с пробками в мегаполисах применяют развязки, перехватывающие парковки, спецполосы для общественного транспорта, платный въезд в центр, перечисляет президент Института экономики города, но суперэффективного метода еще нигде не придумали.