*«В большом городе машина просто необходима», «Моя работа связана с постоянными поездками», «Я хочу машину!» – эти и другие желания подталкивают человека получить права и купить автомобиль. К сожалению правда жизни такова, что каждый автолюбитель рано или поздно попадает в дорожно-транспортное происшествие. Ко всему нужно быть подготовленной.
Рассмотрим основные правила поведения в столь нелегкой ситуации.
1. Нужно успокоится! Поймите, что автомобиль по сути – всего лишь железо, главное чтобы все участники ДТП были здоровы и обошлись без травм. Конечно, оценивая сумму ущерба и временные затраты на оформление ДТП настроение обычно ухудшается. Но эти процедуры просто необходимы и нужно быть терпимее, чтобы в дальнейшем забыть про все невзгоды связанные с происшествием как плохой сон.
2. После того как произошло ДТП необходимо выключить двигатель, поставить авто на парковку и включить аварийную сигнализацию. Необходимо помнить!!! Съезжать на обочину или производить какие то маневры на дороге нельзя! Так как это затруднит работу инспектора ГИБДД, выяснение всех причин аварии, и установление виновного в ДТП лица.
3. Выяснить, нет ли пострадавших. Если таковые имеются оказать первую медицинскую помощь и вызвать скорую помощь по необходимости.
4.Запишите номера участников ДТП, на случай того, что они попытаются скрыться с места ДТП. По возможности возьмите контактные данные свидетелей ДТП, их ФИО, номера телефонов, адреса. Эти сведения нужно предоставить сотрудникам ГИБДД. И обязательно сделать копию для себя — чтобы этот документ точно не потерялся.
5. Вызовите аварийного комиссара и ГАИ. Проведите внешний осмотр автомобиля!
6. Постарайтесь сохранить все следы аварии. Ставьте знак аварийной остановки не перед машиной, а перед началом следа. Чтобы сохранить все элементы ДТП, одного знака может не хватить. Тогда ограждайте свою территорию огнетушителем, аптечкой, пакетом, ведром вообщем всем, что найдется в машине, если не принять эти меры, то проезжающие мимо машины сотрут все следы, разметут все осколки. Порой сотрудников ГИБДД приходится ждать долго, даже несколько часов. За это время от осколков и следов ничего не останется.
7. Пока сотрудники ГИБДД в пути займитесь фотосьемкой произошедшей аварии. Если случай спорный, фотографии помогут в дальнейшем при разборе происшествия на комиссии и возможно в дальнейшем в суде. Обязательно сфотографируйте дорожную разметку, следы торможения, отпечатки протектора, если таковые имеются. Все детали ДТП, включая дорожные знаки, ширину проезжей части, наличие разметки, дорожные условия могут в дальнейшем повлиять на решение комиссии и суда.
На место ДТП прибыли сотрудники ГИБДД!
На этой стадии не стоит расслабляться. Не устраняйтесь от их действий. Вы не должны стоять от них в стороне — нужно следить за каждым замером, за каждой их записью. Лучше, чтобы в протокол было занесено как можно больше элементов ДТП. К таковым относятся осколки, следы, расположение дорожных знаков, видимость, уклон дороги, состояние дорожного покрытия и т. д. Важно указать наличие дефектов проезжей части — ямы, открытые колодцы. Также обратите внимание, записано ли в протокол наличие осадков: дождь, туман, снег, гололед.
Нужно настаивать, чтобы все было зафиксировано. Часто к юристам приходят водители, которые говорят: «Шел дождь, дорога была мокрой, поэтому машину и повело в сторону. Но гаишники в протоколе ничего этого не указали». А в графе «Со схемой согласен» (эти слова написаны очень мелко, и порой на них не обращают внимания) уже стоит подпись…
Вне зависимости, виновник вы или потерпевший, — чем полнее записана дорожная обстановка, тем лучше. Это может пригодиться в дальнейших разбирательствах.
Если другой участник происшествия не является собственником транспортного средства — необходимо установить и зафиксировать данные не только водителя, но и собственника.
От сотрудника ГИБДД вы в любом случае должны получить на руки справку об участии в ДТП. Независимо от того, виноваты вы или нет. Кроме того, на месте происшествия сотрудник ГИБДД должен оформить следующие документы:
1. схему самого ДТП
2. данные о водителях- участниках ДТП и об их автомобилях (справка формы 31, необходимая для урегулирования материального ущерба с помощью страховой компании);
3. письменные объяснения всех участников ДТП и свидетелей. Объяснения надо писать самостоятельно, а не доверять это делать сотруднику ГИБДД с ваших слов. То же самое крайне желательно в отношении свидетелей;
4. рапорт, отражающий все дополнительные обстоятельства значимые для разбора и принятия решения по ДТП;
5. вынести определение или составить протокол, если возбуждается административное (уголовное) дело. В данном случае полезно будет позвонить адвокату. Помните, что судебные издержки оплачивает сторона, признанная виновной;
Если в ДТП присутствуют пострадавшие и раненые, а также приченен особо крупный материальный ущерб (кроме вышеперечисленного):
1. справка ДТП;
2. акт медицинского освидетельствования;
3. письменные объяснения водителей- участников ДТП, а также свидетелей аварии;
Наконец, не позже пятнадцати рабочих дней необходимо направить страховщику извещение о ДТП и заявление о страховой выплате. Сделать это лучше всего письмом с уведомлением о вручении.
Очень важные нюансы!!!!
Бывает, что из-за возникнувшей на дороге пробки сотрудник ГИБДД что-то черкнет в своем блокноте, даст вам чистый лист протокола и скажет: «Распишитесь, пожалуйста. Я потом все сам допишу». Ни в коем случае не соглашайтесь!!! Или предлагает сначала убрать машины, а потом заполнять протокол. Так тоже быть не должно. Иногда инспекторы в протоколе пишут фразу «полная деформация кузова».
Водители сначала радуются — думают, что им заменят весь кузов на новый. На самом деле эта фраза ничего не значит. Страховщик смотрит в такой протокол и говорит: «Никаких перекосов нет. Мы вам должны столько-то». И предлагает вам ничтожно малую сумму. Мораль этой басни в том, что нужно настаивать, чтобы все повреждения были записаны: в какой части деформация, где перекос, куда он направлен. В дальнейшем будет легче доказать, что страховщик занизил сумму выплаты. При ДТП нужно обязательно настаивать на медицинском освидетельствовании. Причем только в специальном медицинском учреждении.