***Статья (не моя, взята в интернете) будет интересна тем мамам, у кого есть возможность не выходить на работу и которые ХОТЯТ и СПОСОБНЫ заниматься развитием и воспитанием своего ребёнка САМИ***
Родителям, понятное дело, нужен. Большинство работают, и не всегда есть бабуля, готовая посидеть с ребёнком. Но вот нужен ли садик самому ребёнку?
Вопрос спорный, и единого мнения до сих пор нет. Не осталась в стороне от дискуссий и я – и как психолог, и как мама, и как бывшая воспитанница детсада.
Итак, мое мнение таково: сады – вынужденная необходимость для ребенка, и если есть возможность ее избежать – лучше избежать.
Традиционно считается, что в саду ребенок получает представление о распределении ролей в коллективе и учится:
— коммуникации и взаимодействию со сверстниками и взрослыми людьми,— самостоятельности,— дисциплине.
То есть, по сути, сад – это первая социальная модель, в которую ребенок оказывается вовлечен, и это способствует его последующей адаптации в школе и умению общаться с людьми.
Однако давайте подумаем: ведь если честно, то все эти навыки ребенок может получить и вне детсада.
Навык коммуникации идеально развивается в школах раннего развития. Там вообще на начальном этапе именно на этом и делается акцент: ребенок социализируется, причем мягкими способами, а не добровольно-принудительно, по принципу «не умеешь – научим, не хочешь – заставим».
Навыки же 2 и 3 – самостоятельность и дисциплина – это те вещи, которым вы, дорогие родители, вполне можете научить ребенка и сами, не кивая на садик.
О самостоятельности. Конечно, дома возятся и опекают больше, но это – от большой (и слепой!) любви и недальновидности. Ребенок рано или поздно должен будет стать самостоятельным – так не лучше ли научить его самостоятельности, дав дома больше свободы и простора для инициативы, чем надеяться на сад?
Часто наблюдаю такую картину: в саду ребенок делает все сам: одевается, ест, даже кроватку застилает, а дома – все как «обрубает»… А зачем? «Добрая» мама и так все сделает. А ведь мама могла бы подумать не о порядке в доме, а о порядке в голове малыша. Это сродни тому, как ребенок, не говорящий в семье, быстро заговаривает в саду: дома-то все ловят «с губ», а в саду хочешь жить – умей вертеться. Однако и дома родителям вполне ведь посильно простимулировать ребенка говорить, а не бежать к нему с тарелочкой при первом же намеке на «ам-ам».
Теперь о дисциплине. У кого в семье с этим проблемы – как правило, и в саду тоже. Облегчение для мамы состоит в том, что большую часть дня ребенок мотает нервы не ей – поэтому, конечно, поступление в садик она отмечает как серьезный прогресс в поведении. Да и ребенок за день растрачивает большую часть «запала» на других детей и воспитателей (сравните, для примера, сколько слов в минуту вы выдаете вернувшемуся вечером мужу, просидев весь день дома с дитем – и сколько, возвратившись вымотанная с работы, где весь день «вербально общались с клиентами»).
Но на самом деле проблемы как были, так никуда и не делись: просто попробуйте забрать дите из сада дней на 10 – что будет? Правильно, все вернется на круги своя. Кроме того, часто мамы говорят, что вот «в саду на него не жалуются, а дома – просто кошмар». Да просто в саду на него почти не обращают внимания – ну разве что вытворит совсем уж нечто эдакое. А вот мама эмоционально реагирует на ребенка всегда! Кстати, дети, безобразничающие в саду, как правило делают это от отчаяния, когда и дома внимания не дождешься: ну, чтоб хоть кто-то заметил. Это такой крик о помощи: «Я – есть!!! Не любите меня за хорошее, так обратите внимание хоть за плохое!»
Меня вообще умиляет, как некоторые мамы надеются на сад, как на армию: вот пройдет в сад – там его исправят. Ну-ну…
Еще момент: детсад становится интересен и привлекателен для ребенка лишь с того возраста, когда он начинает понимать прелесть и ценность общения. Детсад ребятишки начинают с интересом посещать лишь тогда, когда они начинают играть «вместе, а не рядом». Когда же это происходит?
Психологическая зрелость ребенка для поступления в сад у девочек наступает примерно в 3.5-4 года, у мальчиков – в 4-4.5 года. Эмоциональное удовольствие от дружбы и общения ребенок начинает получать только лет с 4-5. А многие ли имеют возможность и желание 4 года сидеть с ребенком дома? Вот и волокут его, бедолагу, в садик, как только маме нужно на работу выходить – то есть лет с 1.5-2, а некоторых и раньше. Единицы адаптируются к такой ситуации, но большинство – страдают…
Отдельно хотелось бы сказать о здоровье. Увы, дети в садах болеют. Некоторые из соплей и бронхитов не вылезают бесконечно, и этот пресловутый «адаптационный период» длится у них годами: увы, далеко не все детишки ограничиваются «законными» несколькими месяцами болячек… Отчего же это происходит? Да оттого, что родителям нужно на работу, и они ведут дите в садик с соплями… с кашлем… с желудочными расстройствами… А иммунитет-то слабенький еще…
Многие ратуют за «развитие» иммунитета, указывая это как плюс садиков, но совершенно упускают из вида тот факт, что иммунная система ребенка вступает в силу, так сказать, годам к 6-7, а то, что происходит ранее – просто издевательство над детскими организмами (примерно как учить сидеть в 4 месяца). Да, очень редко встречаются такие уникумы, но в большинстве случаев – в подавляющем большинстве – это непосильная нагрузка на опорно-двигательный аппарат. Точно так же, как и «иммунизация коллективом» для малышей до 6 лет.
Утверждение «мы всеми садовскими болезнями переболели, организм значительно окреп, а домашние то и дело болеют, следовательно – занятия пропускают, что не есть хорошо в первом классе» – чрезвычайно спорно. Да, нехорошо, что дети отвлекаются от учебы, но это – упущение их родителей: за год до школы следовало бы поводить ребенка в школу раннего развития и занять его спортом – так иммунитет укрепляется гораздо лучше, нежели «переболением» в нежном возрасте.
Обманчивое это благополучие, просто нам так хочется верить, что мы сделали правильный выбор. «Развивалка» лучше в том плане, что нет такой нагрузки на иммунную систему, как в саду, поскольку ребенок больше подготавливается к режиму школы (ведь в школе дети именно занимаются вместе, а не живут – то есть не едят, не спят и не гуляют).
И последнее: детсад – такая среда, где встречаются и очень тесно общаются дети «из самых разных слоев общества».
То есть из сада несут многое: привычки, словечки, а главное – мировоззрение. И если годам к 7, когда ребенок идет в школу, он уже успеет впитать вашу семейную систему ценностей, то малыш 2-3 лет, поступающий в сад и проводящий там почти все свое время, напитывается ценностями, взглядами и приемами общения тех, кто составляет его непосредственное окружение. В том числе – и детей из неблагополучных (в первую очередь – морально и психологически) семей, и (если не повезет) малокультурных и малоразвитых воспитателей…
Боже упаси, я не хочу оскорбить воспитателей «как класс»! Как и в любой профессии, среди них есть и прекрасные люди, любящие детей, и высокопрофессиональные специалисты. И их очень и очень немало. Но! Специфика нашей страны состоит в том, что такое важное дело, как воспитание детей, оплачивается просто неприличными деньгами, что исключает возможность конкурсного отбора достойнейших и лучших, и привлекает в профессию буквально «кого Бог пошлет». А посылает он, увы, зачастую совсем кого попало…
Словом, из всего этого и формируется среда, которая воспитывает наших детей.
Автор — Наталья Проценко
Ещё статьи на эту тему:
https://forum.baby.ru/blogs/post/448210284-181805786/
https://forum.baby.ru/blogs/post/499662159-181805786/
https://forum.baby.ru/community/view/30500/forum/post/510715542/
https://forum.baby.ru/community/view/30500/forum/post/510715578/
https://forum.baby.ru/community/view/30500/forum/post/511164798/
https://forum.baby.ru/community/view/30500/forum/post/511525402/
https://forum.baby.ru/community/view/30500/forum/post/512115804/
По моему опыту — сад все-таки нужен. Вот у меня с 5 лет ребенка была возможность не водить — я вышла в декрет. И не водила частенько. Когда родилась малышка, когда болел (а болел частенько), когда была эпидемия гриппа. Сейчас вожу до обеда, т.к. и лекарства нужно определенные пить, и т.к. считаю, что смысла там находиться с 12 до 15 особого нет, обед да сон. Для дисциплины нам сад не нужен был, но вот для живого общения с детьми просто необходим. Живем в многоэтажке, еще одна напротив, но с октября по апрель, пока холодно, детей просто нет во дворе и в соседних дворах тоже. Когда он сидел дома, то откровенно маялся, со мной и дочкой ему не так интересно гулять. Дома придумывает разные игры, по саду сильно не скучает, но все равно в саду друзья, им интересно. Так что мое мнение — после 4 лет сад нужен, если ребенок хорошо там себя чувствует.
Не соглашусь. Очень однобоко все написано. В чем-то конечно есть минусы сада, но такие явные их преувеличения меня немного насмешили. Сад нужен! И детям и их родителям определённо. Есть конечно дети, которые никак не соглашаются туда ходить, но это исключения скорее
да, кстати, мой ребёнок в 10 месяцев уже проявляет огромный интерес к деткам. Видимо, ему надо общение, и детсад, возможно, мне в этом плане будет в помощь.
Из собственного опыта: я против детсада. Как-то меня отдали, помню, сбежала сразу же через 10 минут как взрослые ушли. Меня там хамовитый мальчишка сильно обидел и напугал, что отлупит. Никакими силами не могли потом меня затащить в детсад. Адаптпция в школе прошла на ура-вместо учёбы ( в первом классе училась крайне плохо) я наслаждалась общением с детьми. У меня было много друзей. Школу окончила старостой класса ( выбирали, а не назначали) и без единой тройки. До декрета работала 4 года начальником. Да, забыла, в детсад меня в последний год перед первым классом полгода всё-таки поводили, но мне там не нравились ни воспитатели, ни отношение ко мне. так вот мне попалось в жизни :). Своего ребёнка тоже не хочу отдавать в детсад, но жизнь непредсказуемая штука. Всё может быть, но очень не хочу.
Разве можно быть категорично «за» или против детсада? Ребенок сам даст понять — надо ему это или нет. Ведь все люди и дети разные. Кому-то нужен фитнес, кому-то экстремальный отдых. Ктото за сердце хватается при малейшем стрессе, а кому-то все «по-фигу мороз». Согласна лишь с тем что, что аккуратно и очень внимательно нужно подходить к вопросу окружения своего ребенка, будь то няня, бабушка или детсадовская воспиталка. Порой бабушкина опека губительна для ребенка, а хорошая няня и ли Группа в детском саду — приносят пользу и радость, все зависит от этой маленькой личности, к которой нам -родителям необходимо прислушиваться и присматриваться.
Не считаю, что те мамы, которые могут не работать имеют право со спокойной совестью через силу ломать ход естественной жизни ребёнка, ради «пожить для себя» водя его в садик. Другое дело те редкие дети, у которых нет болезненного привыкания и им там нравится.
Но вот до 3ёх лет — я считаю слишком рано, лучше постараться неотдавать, мы вот сидим дома =)) Но из последних сил, мне вот морально очень тяжело тусить с ребёнком всё время, к тому же хотеться купить ему красивые джинсы с ботиночками, а не самые дешёвые )) надеюсь до трёх дотянем, а там если наш папаша не станет рокфеллером (мечты умирают последними :), и это мои мечты а не его) прийдётся кое кому в сад, кое кому на работу :)
Хотя я не хочу его отдавать всад, но ce la vie!
и еще к разнице в воспитателях… мы с 1,5 ходим в развивашку к воспитателю по призванию сердца — и дочка бежит туда и просыпается специально и все что хочешь сделает ради занятий с любимой Олей, а в детский сад — в котором в ясельной группе 7 воспитатель за 6 месяцев — она наотрез отказывается идти… и после этого я слышу — «ВСЕ ХОДИЛИ В САД И ВСЕ АДАПТИРОВАЛИСЬ, И ВАША ПРИВЫКНЕТ, ОСТАВЛЯЙТЕ И ИДИТЕ — ВЫ ЧТО НЕ ВИДИТЕ ЧТО ОНА СПЕЦИАЛЬНО ПЛАЧЕТ ЧТОБЫ ВЫ НЕ УШЛИ БЕЗ НЕЕ»… нет просите я так не могу....
Отличная статья… очень про меня и для меня… уже с сентября числимся в саду отходили от силы дней 20… и очень жаркие споры по поводу — каждый решает для себя и для своего ребенка — мотивы рождения у всех разные, разные родительские идентичности и разные цели в воспитании ребенка… Главное это не сад — это люди которые там работают — и если у меня в саду были — воспитатели — по призванию сердца, то нынче воспитатель — от безысходности — очень правильно написано… и я вижу эту разницу и мой ребенок в свои 2,10 — очень чутко чувствует взрослых и видит эту разницу… так что думать Вам родители....
благодарю за выложенную статью. очень-очень кстати оказалась! Правда, что теперь делать не знаю. Вести-то надо будет, хочешь-не хочешь. Хотя желания нет абсолютно. Я знаю, какие грубые встречаются там истерички- воспитатели, что просто стараюсь обэтом не думать, авось, нам повезет!
У меня наглядный пример племянник мужа! До сада букой был ужас, не управляемый кошмар, хоть из многодетной хорошей семьи.В сад пошел-не узнать ребенка! Стал добрым отзывчивым, помогает маме.Перемены увидели уде на первой недели хождения в сад! Я за сад!!!!
Я во время беременности била себя пяткой в грудь что с ребёнком буду сидеть до трёх лет, я «то» я «это», но ребёнок, жизнь и «кризис» координатно поменяли все мои теоретические желания. В первую очередь отдать ребёнка в сад, это необходимость выйти на работу (из за материальной составляющей). У каждой семьи своё понимание «достатка» и по нашим пониманием прям «пипец» как нужны деньги. Сейчас всем тяжело и жаловаться не хочется, только поделюсь что деньги нужны не на шикарные платья для мамы, рестораны и украшения, а на то чтобы купить дочке свою собственную одежду, а не донашивать за чужими подросшими детишками (и мальчиками и девочками).
Расчитывать нам не на кого, посидеть с ребёнком бабушка может только когда мне очень, очень надо отлучиться. Все наши бабушки и дедушка работают (в чем они большущие молодцы). Няня, посторонний человек в доме это КАТЕГОРИЧЕСКОЕ нет в моем понимании, думаю не надо раскрывать эту тему.
Я читаю и радуюсь за тех мам которые взяли и оставили карьеру ради того, что бы самим воспитать ребёнка. Но у меня нет такой возможности, я военнослужащая и служу по контракту на 5 лет. И у меня нет понятия хочу не хочу. Я либо вышла работать, либо вышла работать. Это сложно объяснить, есть очень много запретов и дисциплины, но не смотря на все это я свою работу люблю.
Мы хотим отдать дочку в два года в сад и то если получится, и не потому, что мне надо время на себя, её там лучше научат, развитие будет интенсивнее, а потому что надо! Я очень переживаю, получится или нет, как она воспримет адаптацию, и естественно я не стану водить ребёнка если вдруг начнутся тики или другие неврологические проявления. И мне в данной ситуации остаётся только верить в добро, мир во всем мире, в существование прекрасных воспитателей и замечательную адаптацию ребёнка.
Дети которые дёрнуться и ругаются, из не благополучных семей, будут всегда и везде, моя задача не ограждать свою дочь от таких детишек, а объяснять что хорошо, а что плохо, как общаться и находить общий язык со сверстниками. И конечно же я понимаю, что у нас только начало пути и теория-практика не всегда будут соответствовать, но на то я и мама что бы чувствовать своего ребёнка, слушать и слышать!
ребенку нужно общение со сверстниками. моя доча с годика выходила на тротуар и обнимала всех прохожих, а лялю так вообще готова была задушить в объятиях. все, конечно, разные, но мы пошли в 2 года и три месяца в сад и у нас уже есть подружка. так что… и воспитатели занимаются с ними, и стихи учат и режим там. очень много плюсов в саду. хотя болеем конечно.
но как она бежит ко мне вечером: «Это моя мама пришла!» — радость невообразимая. а дома то друг другу надоели уже))
Мой ребёнок очень требовательный, он начинает протестовать, когда я подхожу к мужу, чтобы обнять его, плачет и все такое.В саду он общаетсяс детками и воспитателями, и я уверена, ему это только на пользу)