Я не особо люблю фразу «отлучение от груди», а особенно тот процесс, который под этой фразой подразумевают многие мамы — перевязать грудь, намазать зеленкой, а уж пуще того — отдать ребенка бабушке на 3 дня\неделю. Мне больше по душе понятие «самоотлучение», когда малуш, взрослея, сам отказывается от груди и от пристальной опеки матери, потому что эти его потребности были удовлетворены в полной мере. Это долгий путь и начинается он с рождения...
У ребенка существуют механизмы, которые родились вместе с ним и способствуют формированию его независимости, однако они напрямую зависят от правильного поведения матери. Итак, существует несколько стадий развития ребенка.
1 Стадия — абсолютная зависимость и первая претензия на независимость.
Новорожденный кроха целиком зависит от мамы — ее поступков и действий.Отдельно от мамы он плохо спит, а спокойный сон может быть только на руках у мамы или рядом с ней. Малышу, который спит на руках мамы и сосет грудь, не нужна полная тишина в доме. Наоборот, он спит прекрасно, не реагируя на мамины движения и посторонние шумы.Если для своих дел мама откладывает своего малыша в кроватку, он либо через несколько минут просыпается, либо спит очень долго, засыпая кормления. Мама думает, что откладывая ребенка сразу после кормления в кроватку, она воспитает самостоятельного человека. Особенно любят «учить» бабушки — «Откладывай в кроватку, ребенок должен знать свое место!»
Современные специалисты советуют брать ребенка на руки, сразу, как он об этом попросит. Однако это в корне неверно. Изначально предполагается, что ребенок лежит на руках у матери, и она его откладывает по этому самому первому требованию.
Т.е. мы откладываем ребенка в кроватку с рук сразу как он попросит, тем самым удовлетворяется первая претензия на независимость.
Первый раз это происходит в возрасте 1,2-2 месяцев. До этого возраста, ребенку физически необходимо чувствовать тепло маминых или папиных рук.
Абсолютная зависимость сохраняется до периода ползания и введения первого прикорма. Пока малыш не может передвигаться сам, он познает мир с высоты человеческого роста, с высоты роста мамы, наблюдая за ее реакцией на те или иные вещи, глядя на все сверху вниз, а не снизу вверх, когда он лежит в кроватке и смотрит на подвешенные игрушки. Малыш может проситься с рук, чтобы побыть одному, но недалеко от матери. Он даже может днем поспать без груди, однако еще в маминой постели. Когда мир вокруг разнообразен и интересен, а мама — неотъемлимая часть этого прекрасного мира, потребность в самостоятельности растет сама по себе, а не навязывается.
2 Стадия — полная зависимость и оптимальная опека
Ползунок ждет от мамы и папы оптимальной опеки. Это несомненно очень важное условие для того, чтобы сформировать цельное и самостоятельное существо.
Малышу не нужна ваша помощь, пока он ее не попросил. Он вполне может сам передвигаться, но только в зоне видимости мамы, потому что это безопасно. Кроха может описаться и основательно изучить, что же такое произошло. Ребенок изучает падающую ложку (погремушку) а мама — лишь пассивный наблюдатель. Он просит еду из маминой тарелки, может сам ее взять, и маме не нужно будет уговаривать его поесть. Это ведь его личное решение. Основные функции мамы при этом сохраняются — прикладывания к груди, переодевание, успокоение. Если этих процессов нет, то тревожность малыша может возрасти, и будет препятствовать формированию его самостоятельности и отделению от мамы.
Мама дает возможность ребенку самостоятельно изучать мир, не вмешиваясь в этот процесс, пока это безопасно. Однако, при этом мама удовлетворяет все его базовые потребности, предугадывая их заранее, создавая чувство защиты. Мама занимается домашними делами, привлекая к ним ребенка, сперва как наблюдателя, потом как непосредственного участника.
Социализация – важный этап отделения от матери
Примерно до 9 месяцев ребенок действует в паре «мама-ребенок». Ему нужно засыпать с грудью и запивать прикорм маминым молоком.С 9 месяцев и примерно до 3 лет он доолжен научится взаимодействовать в группе, для того чтобы в 3 года перейти в эту группу. Раньше этого сделать он не может — он ведь не знает, как эта группа живет. С 9 месяцев маме нужно отлучаться от ребенка на некоторое время, чтобы малыш учился взаимодействовать с другими членами семьи — бабушками например. Он учиться вырабатывать отношения с членами его семьи! Он учиться понимать роль каждого члена семьи в семейной иерархии, и учится себя вести соответственно этому. С мамой ребенок ведет себя так, а с бабушкой иначе — это непременное и важное условие его социализации.
Когда мама никуда не уходит и сидит с малышом дома, то в большинстве случаев малыш 1-1,5 лет начинает активно висеть на груди и отказывается от прикорма. Малыш «ждет», что мама уйдет и сосет впрок — пока дают. Исправить это можно — выйдя на работу. Малыш будет учиться засыпать без груди, кушать без груди, общаться с другими членами семьи. К 1,5 годам мама может отсутствовать по 8-9 часов без травмы для ребенка.
От года до 3 уменьшается длительность каждого прикладывания. Например, в год надо 15-20 мин, чтобы уснуть, 5-10 минут — в 2 года, а потом ребенок просто отворачивается и засыпает без груди.
Переход в отдельную постель
Этот вопрос волнует мам, которые спят со своими детьми в одной кровати. «Страшилки» других мам, которые рассказывают, что приучив к кровати с младенчества, будут спать с детьми «до школы», пугают молодых мамочек, и убивают инстинкт удобства, связанный с совместным сном с ребенком, и кормлением грудью во время ночного сна. Дети, которые спят с мамой «до школы», не прошли стадию зависимости, и не сформировались как независимые личности, именно совместным сном компенсируя недостаток развития.
Как ребенок «уходит» в отдельную кровать?
В первые 3-4 года жизни у ребенка есть потребность в совместном сне с мамой. В этот период формируется нервная система и развивается головной мозг, конечно если ночной сон комфортен.
У маленького человечка такой сон возможен только рядом с мамой. Потребность в совместном сне уходит, только когда, когда ребенок благополучно прошел стадию зависимости.
Малыш до 3х лет может ночью видеть кошмары, особенно если были осложненные роды. Присутствие рядом мамы — это спасение, это безопасность. На 4ом году жизни малыш отличает сон от реальности, поэтому он уходит в свою кровать. Но это происходит не сразу, не за один день. Переход в отдельную кровать может быть никак не связан с прекращением ГВ. Малыш может еще приходить под утро к маме, чтобы пососать грудь.
Ночные и подутренние кормления могут сохраняться до 2-3 лет и это нормально.
Браво, у нас все как написано) Но вот незадача, кризисы идут за зубами, зубы за кризисами и ест он взрослую еду неделю через три. В остальное время капризничает и требует грудь. Сейчас у нас активная фаза кризиса, он научился отвечать нет и да, хорошо понимает все и задает вопросы. Но грудь требует ужасно, ну и внимания конечно)) Я вот думаю, что мой сын зависим от груди. У тебя написано, что если мама никуда не уходит, то ребенок висит на груди и плохо ест прикорм… А я на выходные отдаю ребенка бабушке, хожу с ним целыми днями по делам, а он все равно целый день на сисе, хоть погладить, хоть рядышком полежать, но обязательно)
Думаю после 1.6 убирать дневные, но после пары попыток — стоял дикий ор, приучаю его, что сися-мамина. Нет. Ничего слышать не желает. Кризис одним словом… эх